Еще раз про любовь... "Афродита" в Театре "Сфера"

Выпуск №10-170/2014, Премьеры Москвы

Еще раз про любовь... "Афродита" в Театре "Сфера"

Почти полгода после ухода из жизни художественного руководителя театра «Сфера» коллектив театра жил в напряженном ожидании нового назначения. Справедливость восторжествовала, театр возглавил Александр Коршунов, много и успешно работающий в этом театре, в «Сфере» работают его ученики, сам Александр Викторович поставил на этой сцене не один спектакль. Коршунов был назначен главным режиссером, неоднократно подчеркивая, что художественным руководителем в театре «Сфера» была лишь его основатель - Екатерина Ильинична Еланская и театр намерен сохранять и продолжать заложенные ею традиции.

Сохранение и развитие традиций для театра «Сфера» - это в первую очередь обращение к произведениям отечественной и зарубежной классике, редко идущим на сцене или вообще считающимся несценичными. Первой постановкой Коршунова в таком нелегком для театра сезоне стал «Балаганчик дядющки Бризака» по «Трем толстякам» Юрия Олеши. Александр Коршунов восстановил и вернул на сцену замечательный спектакль Екатерины Еланской «Нездешний вечер» - композицию по произведениям поэтов Серебряного века. В театре был возобновлен цикл клубных вечеров «Священные забавы» - еще одна традиция декларируемая театром - живое общение актеров и зала, принцип творческого общения.

Спектакль «Афродита» по рассказам А. Платонова «Фро» и «Афродита», выпущенный под занавес сезона - дебют режиссера Юлии Беляевой (выпускницы ГИТИСа) и художника Александры Ефимовой (выпускницы Школы-студии МХАТ). Само пространство зрительного зала - круглая площадка сцены, окруженная амфитеатром кресел, лишает возможности воссоздания подробностей быта, диктует особую театральную условность. Спектакль, кажется, начинается еще до того как зрители в него попадают, занимая свои места, иногда проходят прямо через сценическую площадку. Тесно прижавшись друг к другу в центре сидят герои первого рассказа Платонова - «Фро» - Федор и Ефросинья (Денис Береснев и Ольга Аксенова). Долгое и такое краткое единение перед расставанием и разлукой, Федор уезжает на Дальний Восток настраивать и запускать в работу электрические приборы. Вечная история о том, как мужчина во все времена стремится отдать себя некоему великому делу преобразования мира, глобального спасения человечества. Мужское начало в космосе автора - вещественная материальная сторона мира, женское - его душевная и духовная составляющая и только в их соединение мир обретает полную совершенную гармонию. Афродита в греческой мифологии - богиня красоты и любви, пронизывающей весь мир. Ефросинья - по- гречески означает «счастье».

Даже отец Ефросиньи Нефед Степаныч «резервный механик» - не мыслящий себе жизни без паровозных котлов и машин, рассматривает своей дело в масштабах вселенского спасения человечества (прекрасная тонкая работа Вадима Борисова). Способ актерского существования при такой игре в двух шагах от зрителей - абсолютная искренность, точность психологического проживания характеров своих героев. Несколько узнаваемых штрихов: дворник - Екатерина Давыдова-Тонгур - почти этюдная точная зарисовка. Небольшая по объему роль Наташи - (Наталья Шмелева) с которой Фро разгружает яму с углем и еще одна яркая трогательная женская судьба. Роль мужа в исполнении одного из самых лиричных и романтических актеров театра - Дениса Бересенева сознательно звучит здесь немного приглушенно, выдвигая на первый план главную роль - женскую.

Фро в исполнении Ольги Аксеновой - хрупкая, воздушная женщина, словно олицетворенная душа мира, тоскующая о счастье. Сочетание материального, земного, вещественного и душевного, психологического в самом космосе спектакле, в котором трепетная, тонкая игра актеров в условном пространстве дополняется иногда весьма выразительными бытовыми деталями. Вот Фро на перроне вокзала, она только что проводила поезд, умчавший в неизведанную даль ее ненаглядного Федора, и все находившиеся с ней рядом тревожно стучат деревянными ручками лопат о помост сцены, все громче и громче, все быстрее и быстрее, стук колес, уносящейся жизни и стук бешено стучащего сердца. Заглушить боль и тоску разлуки с мужем Фро пытается тяжелейшим физическим трудом - идет выгружать уголь из шлаковой ямы. Здесь же, за деревянным помостом, Фро и новая подруга перекидывают этот угольный шлак, исповедуя друг другу свои сокровенные женские истории.

Афродита, так назвал свою возлюбленную герой другого рассказа Назар, потому что появилась она перед ним словно из пены, только не морской, а совсем другого пенного напитка. Множество деталей тонких и забавных, словно подсмотренных из жизни, представляют актеры Евгения Казарина и Павел Гребенников, рассказывая историю знакомства и любви своих персонажей.

С самого начала платоновский герой появляется на руинах того, казалось бы, безоблачного счастливого мира, который он когда-то построил. Он возвращается с войны в разрушенный дом и не находит пропавшую в безжалостном хаосе свою любимую. Театр обостряет трагичность и обреченность гармоничного устроения материального мира по глобальному плану Назара , вводя в действие персонаж, названный Юрод (Александр Чекалин) который становится своеобразным «лицом от автора», пронзая действие платоновской мудростью и иронией.

Хореограф-постановщик спектакля Маргарита Журавская и композитор Николай Бабич помогли актерам наполнить спектакль бьющей через край энергетикой. Замечательная, надолго запоминающая сцена - одержимый идеей создания нового мира Назар в юности увидел одно потрясшее его видение - прекрасный белый парус, качающийся на морских волнах. Таким же путеводным парусом стала для него его любовь к Афродите. Режиссер вместе с художником спектакля сооружают на сцене большие качели: просто широкая доска, подвешенная на тросах, почти морской корабль, несущий героев в светлое будущее. Простая и в то же время выразительная сцена, долгая в своей медитативной завораживающей грусти.

И все-таки, спектакль оставляет светлое чувство, в нем нет безысходности и тоски по утраченным идеалом. Найдет ли герой свою утраченную Афродиту - ответ на этот вопрос остается, хотя и открытым, но совсем небезнадежным.


Фото предоставлены театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.