Оренбург

Выпуск №6-116/2009, В России

Оренбург Жили-были студенты Оренбургского института искусств им. Л. и М. Ростроповичей, учились нелегкому актерскому ремеслу. И однажды их наставник в рассуждении, чем бы дать им поиграть, остановился на остросовременной в момент написания (как оказалось, и десятилетия спустя!) сказке Василия Шукшина «До третьих петухов». Предполагаем, при этом он подумал: «То, что надо! Будет интересно и трудно». Учебный спектакль состоялся, решив некоторые педагогические проблемы. Из театральной публики мало кто его видел (правда, ребята имели успех на одном из молодежных международных фестивалей). И вот теперь на обновленной к 150-летию сцене Оренбургского областного театра драмы им. М.Горького шукшинскую сказку увидели земляки.

Конечно, это совсем не те «…петухи», которые пели на учебной площадке, но было бы несправедливостью забыть, что зародились они в институтском «инкубаторе». Да молодые актеры и не позволили этого! Удовольствие – смотреть, с каким веселым азартом обживают они большую сцену со всеми ее новыми возможностями. Они смаху взяли и головоломное препятствие, учиненное художником-постановщиком Таном Еникеевым, воздвигнувшим почти вертикальные конструкции, на которых и происходят ключевые сцены спектакля. Хотя станки требуют едва ли не мейерхольдовской биомеханики, надо признать, что затруднений не возникло не только у вчерашних и сегодняшних студентов, но и у мастеров, занятых в спектакле (за что им дополнительное браво). Замирая и даже взывая в самые опасные моменты к спасительной технике безопасности, театр был вынужден признать правомерность такого сценографического решения. Дело в том, что режиссер (и профессор) Рифкат Исрафилов ставил спектакль-зрелище в определенной жанровой эстетике. А это совсем не просто. Пришлось провести свой парусник меж Сциллой и Харибдой зрительских ожиданий, не обидев тех, кто привык получить итог спектакля в коротко и ясно сформулированной «идее», навьюченной чаще всего на «положительного героя», и не поощрив других, ищущих лишь повод для неотягощенного раздумьями веселья. Думается, театр решил эту сложную задачу.

Вспомним, последнее, что вышло из-под пера Василия Макаровича, – статью «Что с нами происходит?» в «Литературной газете». Шукшин горько размышлял не только о фокусах двойной морали и бюрократических заморочках, пронизавших общественную жизнь, но и об оскудении наших душ, о той ускользающей от определения силе, которая заставляет человека плясать под дудку обстоятельств. Для героя сказки «До третьих петухов» Ивана-дурака это буквально: все вынуждают беднягу плясать - Баба Яга со своей усатой дочкой, Змей Горыныч, Предводитель чертей и сам начальствующий Мудрец, обладатель печати, к которому, как помним, идет Иван за справкой, что он умный. И Иван пляшет, недоумевая: что это за сила такая командует им, где гнездится, как ей имя? Кстати сказать, наш герой оказался большим мастером именно по этой части – исполнитель роли Ивана Антон Костин легок, акробатически гибок и выкидывает такие коленца, что трудно удержаться от аплодисментов. Одного бы еще желалось, чтобы в плясках этих определеннее проявлялась и душа Ванюши, недоуменная, уязвленная, бунтующая. Но это – высший актерский пилотаж, и верим: он не за горами. Тем более что в спектакле начинающие актеры играют вместе с мастерами, а может ли быть школа лучше этой? Надо сказать, и мастера зажглись работой, подпитавшись молодой энергией.

Внутренняя наполненность при безукоризненной точности рисунка – таков Сергей Кунин (Змей Горыныч). Он появляется безмолвным и долго остается недвижим, давая полюбоваться собой. Он и сам любуется! Змей монументален и величествен, но, заговорив наконец, оказывается благорасположенным и участливым к Ивану. И то: глупо злобствовать по ничтожным поводам, если все в твоих силах. Ни в одну из его трех голов не приходит мысль о конечности всякой власти. Таковы все тираны. Совсем не то ощущение у среднего звена всевозможной нечисти. Посмотрите, как суетится Баба Яга Зинаиды Карпович, где можно обойтись одним движением, она сделает десять. Это от неуверенности и повсечастно сосущего страха. Забавная Ежкина дочка получилась у Натальи Лавриненко. Это начинающая нечистая сила и начинающая до смешного бестолково. Элегантен и как-то устало циничен Предводитель чертей, осаждающих монастырь, в исполнении Сергея Тыщенко. В нем без труда угадываешь фигуру, столь же органичную на разнообразных светско-деловых тусовках, сколь и на дьявольских шабашах. Оба мира окончательно сомкнутся, когда на сцену – вот именно как черт из табакерки! – выскочит Мудрец – Олег Ханов. И ни шикарный светлый костюм с модным галстуком, ни величавая начальствующая дородность не обманут: кровное родство с хвостатым племенем играет в каждом мускуле, в каждой жилке обладателя Печати. Так и получается, что единственный человек среди главных персонажей – Медведь – Владимир Бухаров. Во всю звериную силу скорбит он об утраченных покое и благолепии лесной жизни. Как сопротивляется Медведь порокам, посеянным нечистой силой, как искренне сокрушается поддаваясь им. Эта актерская работа, щедро приправленная юмором, могла бы стать эмблемой спектакля (например, Медведь, утопающий в клубах дыма и так снимающий стресс). Однако эмблема эмблемой, а есть ли в спектакле ответ на шукшинский вопрос «что с нами происходит?» Есть! Он рассеян по всему непросто организованному спектаклю. И, может быть, прежде всего – в сценах, которые не хочется назвать по привычке массовыми. Это шабаш чертей у стен монастыря и … тоже шабаш на тусовке у Несмеяны. Черный и белый – но вопреки законам они не составляют контраста, хотя каждый пластически выразителен по?своему. И здесь нельзя не оценить вклад балетмейстера-постановщика Натальи Реневой, которая нарисовала плоть, оставленную духом. Особо следует отметить: танцы, пластические эпизоды этих сцен при всем их открытом темпераменте, при полной «отвязанности» героев – эстетичны.

Театр, ставя сегодня «До третьих петухов», завершил спектакль народной русской песней (музыкальное оформление Тамары Пикулевой). Это не набат, адресованный сразу всем, это проникновенное слово, обращенное лично к каждому из сидящих в зале. И напоминание: «четвертых петухов» не будет…

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.