Актриса иконографической красоты. Галина Кирюшина (Москва)

Выпуск №10-170/2014, Вспоминая

Актриса иконографической красоты. Галина Кирюшина (Москва)

Человек покидает нас навсегда только тогда, когда исчезают все материальные свидетельства и, конечно же, память о нем. И среди тех, кто никогда бесследно не канет в Лету - наши любимые актеры. Даже те, о ком мы, сегодняшние, никогда не слышали. И тем поразительней бывают открытия, когда узнаешь о потрясающих Личностях, о талантливейших людях - кумирах прошлых лет. О сколько их! И дай Бог, чтобы каждому из нас посчастливилось о них узнать.

Этот 2014 год для актрисы Малого театра, народной актрисы РСФСР Галины Александровны Кирюшиной юбилейный. Она родилась в 1934 году, умерла в 1994-м. Когда она блистала на сцене, к огромному сожалению, камера только-только стала приходить в театр. В кино актриса не снималась, поэтому те немногие отснятые спектакли поистине бесценны - именно они дают уникальную возможность не только увидеть актрису, услышать ее голос, но и ощутить ее.

Из письма зрителя: «После смерти Галины Александровны Кирюшиной долго ждала, чтобы кто-нибудь написал о ней. Мне казалось, что о таком человеке нельзя молчать, ведь театр потерял глубокую, тонкую, трагическую актрису. Но вопреки моим желаниям - тишина. Грустно и больно. Этот человек не может уйти бесследно. Остались в памяти роли. Последний спектакль, сыгранный Галиной Александровной, - это юбилейное представление «Царя Федора Иоанновича». Двадцать лет постановке Бориса Равенских... Из всех звезд, блиставших на сцене, мне запомнилась царица Ирина, которую играла неизвестная мне тогда актриса. «Боже мой, ‒ думала я, - неужели можно так сыграть, словно прожить целую судьбу за короткое время спектакля? Мне казалось, что эта актриса в своей прошлой жизни была именно царицей, а к нам пришла лишь на мгновение. И не текст был главным в этой пронзительной актерской работе. И не надо было ничего говорить. За нее говорили ее глаза...»

Творческий вечер актрисы в Доме актера им. А.А. Яблочкиной «Ты - любовь святая...» был... первым. Я не оговорилась. Это был не вечер памяти, а именно творческий вечер. Тем более, что при жизни актрисы таковых не было ни одного.

Ведущие - Александра Равенских (дочь Галины Александровны), Дмитрий Полонский и Валентина Светлова - не случайно начали именно со спектакля «Царь Федор Иоаннович», поскольку роль царицы Ирины всегда была не только любимой, но и своеобразной визитной карточкой актрисы. Если образ царя Федора вызывал у театральных критиков бурные споры, то образ царицы Ирины был принят безоговорочно. О Галине Кирюшиной писали: «Ирина Годунова - женщина с глубокой памятью в сердце. Ее глаза, словно с портретов Врубеля, выражали поиск и жажду духовности».

Но до этой роли была большая творческая биография. Ее мать работала дворником на Арбате, а отец - в пожарной охране (пропал без вести в 1943 году на Курской дуге). Галина была самой младшей из четырех дочерей. В 1952 году она закончила среднюю школу. Ходила в театральную студию вместе с Олегом Ефремовым. Поступила на курс Марии Кнебель в Щепкинское училище и всю жизнь посвятила Малому театру.

Критики ее выделяли еще со времен дипломных спектаклей, о которых в те годы писали много и с удовольствием. В ней тогда уже разглядели актрису лирического дарования, способную раскрыть лучшие качества женской души.

На вечере воспоминаниями делились коллеги. И все, как один, говорили о ее внутренней чистоте и высокой нравственности, женственности, целомудрии и одухотворенности. Актрисой иконографической красоты назвала ее Ирина Карташева, чему ярчайшим подтверждением стали видеоотрывки из трех отснятых для телевидения спектаклей «Власть тьмы», «Царь Федор Иоаннович» и «Русские люди» (все в постановке Бориса Равенских).

Вспоминая о дорогом человеке, сложно не говорить и о его личной жизни, тем более, когда она была на виду. Галина Кирюшина была женой известного режиссера Бориса Равенских, возглавлявшего Малый театр с 1970 года. И эта ее «должность», по общему мнению, была не из легких. Она никогда не пользовалась служебным положением, но многие лучшие ее роли сыграны именно в этот период. Борис Иванович, как известно, был человеком своеобразным, но актриса все сложности личной жизни носила в себе. Как сказал один из ее коллег, «приходила в мир театра с чистыми руками».

Елена Гоголева писала: «Кирюшина - это особая индивидуальность. Глубокая актриса, точно доходящая до зрителя. Актриса очень тонкого рисунка и особого обаяния». И это слова коллеги! Явление редкое для мира творческих людей.

Когда вышел спектакль «Власть тьмы», где Кирюшина сыграла Марину, Нина Велехова писала: «Появление Марины подобно выходу из темноты света луны. Сперва слабо, потом - полнее, наконец она вся здесь, освещая комнату своим душевным теплом. Она проста, бедна. Потом богата. Ей здесь не место. Марина - это распятая святость, не мстящая за себя».

В 1962 году Галина Кирюшина сыграла Катерину в «Грозе» А. Островского. Вера Пашенная тогда писала: «Милая, талантливая Галя. Желаю вам большого, красивого творческого пути. Если вы так же серьезно будете работать и дальше, то я верю - и в вашу Катерину, и в ваши дальнейшие работы. Идите вперед, не уставайте».

«С хрусталиком во взгляде» назвала Галину Кирюшину искусствовед Татьяна Забозлаева: «Она поразила меня каким-то неземным свечением, прямо озеро Байкал: кольцо в воду уронил и видишь его на дне, а между поверхностью воды и дном - толща в километр». Вот это именно взгляд Кирюшиной, который с возрастом не менялся.

Потом была «Ярмарка тщеславия», о которой Елена Гоголева вспоминала: «...Такая мягкая, глубокая, ничего внешне, все - внутри. И сколько благородства в ее всепрощении, сколько мужества перед грозящей бедой. Красивая в своей печали и тихой радости. Нежная мать. Очень тонко сыгранная Эмилия Сэдли».

Сложно поверить в то, что актриса может на все сто процентов реализовать себя исключительно на театральной сцене. Но если сегодня можно сниматься в кино и на телевидении, играть в антрепризе или в разных театрах одновременно, то раньше чуть ли не единственной возможностью расширить свои рамки было радио и знаменитый «Театр у микрофона». Галина Александровна много записывалась. Спектакли, поэзия...

Она никогда не преподавала. Не читала лекции и не набирала курсы в театральных вузах. Но передавала свое мастерство своим присутствием, своей заботой, своими советами. Валерий Белякович вспоминал: «Мы любили Галину Александровну, жену мастера и прекрасную актрису. Она была матерью, царицей Ириной для нашего курса. Ей мы жаловались на него. Она давала нам советы как быть и учила терпению, мудрости и актерскому мастерству. Светлая женщина. Редкая».

На ее похоронах Андрей Гончаров сказал: «Когда без времени уходит неординарный талантливый человек - это бесконечно больно. Хочется сказать богохульную фразу: я с этой смертью не согласен. Мы все когда-то сиротеем. Но в данном случае осиротел театр, в котором они работали. Никто не может никого заменить. Это невосполнимые утраты. Но театр, в котором были такие люди, как Галя и Борис, умереть не может. Русский театр находится в особом положении - тяжком, но в особом. Я убежден - с ним ничего не случится. Это были два больших русских художника, а Галя по-настоящему глубоко и серьезно понимала, что она рядом с бесконечно талантливым человеком, поэтому многое ему прощала и делала все, чтобы ему было лучше. И по-настоящему любила. А ведь это великое счастье - уметь любить...»

И великое счастье знать, что на эту Землю, пусть и редко, но приходят такие Светлые Люди. Вечная вам память.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.