Златоуст. "Диоген": от комедии - к трагедии

Выпуск №1-171/2014, В России

Златоуст. "Диоген": от комедии - к трагедии

В Златоустовском драматическом театре «Омнибус» поставили пьесу советских комедиографов Бориса Рацера и Владимира Константинова «Диоген». Из легкого спектакля 70-х годов прошлого века она превратилась в философскую комедию с элементами драмы и трагедии.

На сцене - декорации в стиле минимализма, под стать замыслу постановки, осуществленной главным режиссером театра, заслуженным деятелем искусств Борисом Горбачевским. В них скрыт призыв отказаться от всего лишнего, что привязывает человека к вещам, делает их рабом. Немногочисленный реквизит подчеркивает необычность главного героя и нищету его семьи. Из первых реплик персонажей понимаем: самое ценное у Диогена - его фонарь, с которым он в молодости искал Человека, обладающего знанием истины. Сам философ обитает то в конуре, то в дупле дерева, стоящего у входа в дом.

Пока Диоген, прячась от родных, размышляет о смысле жизни, его семья голодает. Между тем в дочь Диогена Милену влюбляется Креонт - сын местного правителя архонта. Дело идет к свадьбе... Но тут философ, отвергнув радужные перспективы разбогатеть и прославиться, забирается в дырявую бочку из-под вина. Свадьба расстраивается. Креонт живет с Миленой в доме Диогена без благословения своего отца и показывает философа в бочке местным жителям. Нежданная популярность Диогена так велика, что накануне выборов архонт и его конкурент лавочник готовы сами залезть в бочки...

История, увы, актуальна и сегодня. Даже показной отказ от богатства используется претендентами на власть в корыстных целях. Перипетии предвыборной борьбы персонажей представлены с явной иронией. Причем угадываются курьезы сегодняшних избирательных кампаний. Однако главное в спектакле - героическая и жертвенная личность древнегреческого философа. Диоген решительно противопоставил себя господствующей морали. Он заявил, что подлинную свободу и радость человек обретет, когда сбросит с себя путы зависимости от материальных благ, бытовых удобств. И хотя идеи философа захватывают умы горожан, самого Диогена подстерегают горькие разочарования, когда близкие люди начинают использовать его уединение в бочке в своих интересах.

- Ставя этот спектакль, я счел необходимым смешать жанры, - говорит Борис Горбачевский. - В пьесе, написанной еще в брежневские времена, увидел возможность ее современной, очень злободневной трактовки. Пришлось сузить комедийный ракурс, добавить драматические и даже трагические мотивы, а также черты философской притчи. К слову, жанр притчи часто используется в постановках «Омнибуса» и хорошо воспринимается нашим, преимущественно вдумчивым зрителем.

По словам режиссера, такой подход к постановке диктуется сегодняшним временем, требующим внимания личности к себе, к переосмыслению, прежде всего, собственной жизни, к покаянию и просветлению души.

- Пришло время больше отдавать, чем брать, - говорит Борис Сергеевич. - Время возврата к исконным ценностям, преобразования личности на основе библейских представлений о смысле жизни. Отсюда и новые требования к искусству, в том числе к театру, - вернуться памятью к тому времени, когда он призван был просвещать, вести своеобразную миссионерскую работу по исправлению нравов общества. И пьеса о Диогене мне показалась очень подходящей для такого подхода. Мы акцентировали ту ее часть, где философ задумывается и о своей вине перед семьей, критически осмысляет свою замкнутую жизнь. В свете развития этой мысли пришлось изменить финал пьесы. Диоген не погибает, он уходит в мир, как апостол, с целью нести людям истину. Не сидением на месте, а делами и горячим словом призывая к ней.

Такой подтекст в пьесе есть. Недаром в свое время она была запрещена цензурой, но спустя годы ее начали ставить во многих театрах как свидетельство меняющих общественных воззрений на приобретательство, любовь и счастье в человеческой жизни. Затем о ней снова забыли.

- Этим спектаклем мы вносим принципиальную корректировку в работу нашего театра, - добавляет Горбачевский. - Он будет не только умно развлекать, поучая, но и задевать самые сокровенные чувства и мысли зрителей, показывать примеры достойного мировосприятия и подвижничества. Этому служит и лаконичная сценография, и тщательно подобранное ассоциативное музыкальное оформление.

В новом спектакле «Омнибуса» слаженный актерский состав. Исполнители точно создают образы, прописанные драматургами и выстроенные режиссером. Диоген в исполнении заслуженного артиста России Александра Антонова не только философ и идеолог революционной по тому времени нравственности. Это человек страдающий, наполненный внутренней работой. Горячо жаждущий не только понимания, но и любви. Причем любви как духовного озарения, как полного и всецелого доверия к любимому человеку. И такую любовь он встречает в лице гетеры Флорамии (ее в разных составах играют Вероника Небывалова и Алена Михеева). Флорамия после беседы с Диогеном отказывается от древней профессии, а заодно и от всего своего имущества. Полюбив философа и его взгляды, она обретает взамен вечные сокровища.

Другая героиня спектакля - жена героя Памфила в исполнении заслуженной артистки РФ Любови Вишневской и артистки Натальи Фаустовой. Уставшая от нищеты, она все равно преданно любит мужа с какой-то отчаянной бабьей ревностью. И видит и ценит в нем то, за что в свое время полюбила - сердце, устремленное к высшей правде. Однако на бытовом уровне в семье разыгрывается нешуточная драма из-за нищенского существования и присутствия Флорамии. Усугубляется конфликт тем, что дочь Диогена забеременела, не будучи в официальном браке. Действие закручивается и, во многом благодаря актрисам Ольге Зацепиной (теща Дорида), Анастасии Семеновой и Анастасии Константиновой (Милена) становится предельно достоверным.

Не только Флорамия частый гость в доме Диогена. Зачастил сюда и лавочник Антиох, когда-то влюбленный в Памфилу. Он вроде и отпускает продукты этой семье в долг, но норовит получить за них еще и проценты не денежного свойства. Добротная игра Руслана Серебренникова делает этот срез драмы весьма выразительным. На противоположном полюсе представленной морали Креонт. Актеры Владимир Архипов и Игорь Вершинин создали убедительный образ благородного молодого человека, который богатству и славе предпочел честную нищету. Правда, в чем-то и оступившегося, но затем признавшего свое заблуждение и вину. Другая, не менее яркая часть спектакля связана с работой заслуженного артиста РФ Юрия Чулошникова. Его архонт Фемистокл во многом напоминает сегодняшних правителей, которые всеми правдами и неправдами пытаются завоевать себе авторитет.

 

Фото Владимира Накорякова

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.