Просто, вместе, по-соседски. XXI Международный фестиваль "Славянские театральные встречи"

Выпуск №1-171/2014, Фестивали

Просто, вместе, по-соседски. XXI Международный фестиваль "Славянские театральные встречи"

Очередные «Славянские театральные встречи» состоялись в Брянске в конце мая и были посвящены Году культуры в Российской Федерации.

На прошлом, юбилейном смотре конкурса не было. Нынешний тоже обошелся без «призовой лихорадки». Каждый коллектив получил памятный диплом и весомый подарок. Это способствовало творческому покою участников и сохраняло праздничный настрой. А эксперты обсуждали увиденное в неформальной обстановке, что вовсе не снижало их ответственности за сказанное.

14 театров стран-соседей - Белоруссии, Украины и России за 12 дней показали 16 спектаклей разных жанров. Зрители, невзирая на аномальную для мая жару, посещали все постановки с энтузиазмом и воспринимали их с неподдельным интересом.

В афише были Достоевский и Шукшин, Бажов и Катаев, Торнтон Уайлдер и Павел Санаев. Сценические версии, в том числе музыкальные, сюжетов Бабеля, Шолом-Алейхема и Дьярфаша сменялись моноспектаклями по письмам Книппер-Чеховой и стихам Есенина. И это далеко не все...

Начался праздник с музыкальной комедии «Голубка» Русского академического драматического театра имени А.В. Луначарского из Севастополя, впервые выступавшего от имени России.

Режиссер Владимир Магар, художник Ирина Сайковская и автор музыкального решения Борис Люля преобразили комедию Миклоша Дьярфаша «Проснись и пой», знакомую по спектаклю Театра Сатиры, в нечто похожее на советские оперетты конца 50-х - начала 60-х годов или немного салонные комедии Арбузова.

Действие разворачивается в расслабляющей атмосфере южного города, во дворе милого старого дома. Мировоззрение и жизненный опыт тети Тони, когда-то сыгранной Т. Пельтцер, и ныне дамы не менее изысканной и парадоксальной в исполнении Людмилы Шестаковой, столь же непредсказуемы, как миропонимание азартных героинь Арбузова. А смутившая покой местных обитателей юная Виктория, темпераментная, обаятельная и неглупая, очень похожа на героиню «Сказок старого Арбата». Молодая артистка Мария Кондратенко особенно усиливает впечатление своей «нездешности», когда замечательно поет изысканный романс Ирины Богушевской.

Забавно наблюдать, как в товарище Сидоркине (бывший персонаж Менглета), сухопаром и замызганном, просыпается мачо. А его угнетенная бытом супруга преображается в лирическую героиню. Артисты Виталий Таганов и Нателла Абелева-Таганова весело исследуют эти характеры. Действие пронизано ностальгическими песнями - от чувственной «Голубки» до хитов квартета «АББА». Все это артисты безупречно поют под минусовую фонограмму. Жанровая адаптация комедии превратила ее в хороший повод для приятных воспоминаний. Зрители отнеслись к спектаклю восторженно, а гимн «Легендарный Севастополь», исполненный в финале, всех нерасторжимо сплотил. Влюбленные, летящие над городом и миром на картине Шагала, изображенные на программке «Голубки», вскоре перекочевали в сюжеты Шолом-Алейхема и Исаака Бабеля.

Сначала Орловский театр для детей и молодежи «Свободное пространство» показал мюзикл Александра Журбина и Асара Эппеля «Биндюжник и король». Режиссер Александр Михайлов, художник Мария Михайлова и балетмейстер Олег Николаев, строго следуя законам жанра, выстроили действо виртуозное и ритмичное, полное лирики, иронии и драматизма, граничащего с жестокостью. «Видовая» принадлежность одесскому еврейству эпохи буйных 20-х явлена без кокетства, а со знанием дела. Интонации провокационные. Жизнь на ножах, чреватая кровью. Все возникает из пустяка, легко оборачиваясь скандалом, взрывом, мордобоем.

Тут всякая ставка больше, чем чужая жизнь. Это хорошо усвоил Беня Крик, изящный и очень опасный в исполнении Сергея Козлова. Родной брат Мекки Ножа, этот крайне обаятельный бандит не только чужое самолюбие, но и жизнь ни в грош не ставит. Так он понимает естественный отбор. Главной его жертвой становится отец Мендель, которого на закате жизни ушибло страстью к циничной девахе Марусе. Опытный мастер Валерий Лагоша и молодая актриса Виктория Саленкова играют этот сюжет смело и откровенно, их героям тоже нашлось бы место на полотне Шагала.

Те же живописные мотивы ощутимы в атмосфере «Поминальной молитвы» Г. Горина. Пьесу про Тевье-молочника, чье мудрое терпение воспел Шолом-Алейхем, сыграли артисты Брянского театра драмы имени А.К. Толстого.

Режиссер и автор сценографии Олег Пермяков вывел героев к вечному древу, вокруг которого движется их бытие. На сцене только люди, а крохотные дома уютного местечка, едва угадываются вдали. Тевье не отходит от телеги, сам постоянно впрягаясь в нее из сочувствия к давно перетрудившейся лошади. Замечательный артист Иосиф Камышев находит в характере своего героя свойства вечного человека, чьи труды и дни, надежды и потери, кажется, и стали сюжетами Святого писания. Но Тевье живет не во имя назидания, а ради самой жизни, и в этом его интуитивная мудрость.

По-новому решен образ Голды. Молодая актриса Юлия Филиппова играет многодетную мать в красках высокой драмы, женщиной бесстрашной, движимой чувством долга. Любовь ее, деятельная и смелая, тоже дает ей право стать героиней Шагала. В спектакле хорошо проработаны характеры многих персонажей. Упрямый молодой портной Мотл - Дмитрий Ненахов. Другой юный зять Тевье, чахоточный правдоискатель Перчик - Андрей Савченков. Не ставший зятем мясник Лейзер-Вольф, сыгранный Леонидом Гоем на грани лирики и иронии. «Незаконный» зять, русский писарь Федор - Юрий Киселев, которого угораздило полюбить еврейку, к чему он отнесся весьма ответственно. Интересен Менахем-Мендл - Александр Кулькин, редкий тип еврея без определенных занятий, к которому вполне применимо русское определение «перекати-поле». Или русский плотник Степан - Вениамин Прохоров, молча и пожизненно влюбленный в Голду. Наконец, Урядник - Игорь Игнатов, совершенно уникальный представитель власти, поскольку у него есть совесть. Действие спектакля течет неспешно, со множеством интересных подробностей, которые хочется внимательно рассматривать.

Еще один спектакль про любовь - «Горько!». Так режиссер Татьяна Аксенкина и художник Татьяна Стысина назвали свою версию водевиля Валентина Катаева «Квадратура круга» (Драматический театр, Гомель). Спектакль несколько перегружен «игрой в эпоху позднего нэпа». Порой кажется, что стилистически он ближе к эксцентрике Зощенко или Ильфа и Петрова, нежели к тонкой лирике Катаева. Из героев, пожалуй, лишь Вася несет лирическую тему пьесы. Молодой артист Андрей Шидловский трогательно внимателен к оттенкам характера. Умным и опытным выглядит облаченный в длиннополую шинель Флавий - Владимир Титов. Жаль, однако, что короткую, как вздох, комедию играли почти три часа, явно запутавшись в ее «историзме».

Брянский театр кукол, здание которого закрыто на ремонт, сыграл «Синюшкин колодец» по сказам Бажова на сцене ТЮЗа. Режиссер П. Акинин, художник А. Резникова и актеры сделали все, чтобы в унизительных условиях бездомной жизни сохранить достоинство. Всем им хочется пожелать мужества и терпения.

Сам Брянский ТЮЗ выступил с «Преступлением и наказанием». Режиссер Михаил Мамедов, зная специфику нынешней аудитории, на нее и сориентировался. Сюжет излагается рывками, отвечая «клиповому» сознанию зрителей. В декорациях Андрея Волкова нет кулис, только полукруг каменного колодца и узкие двери, двигающиеся в разные стороны. Образ однозначный, но внятный. Героев легко узнать по типажности. Многие поименованы просто: мать, сестра, следователь. Человеческое содержание приносят сами актеры. Раскольников - А. Курилкин сосредоточен на идее, мало понятной ему самому. Следователь - В. Аверин заинтересован в эксперименте, куда включается, подчиняясь профессиональному долгу. Свидригайлов - В. Шевченко все видит сквозь призму своего безумия. Основные идеи романа изложены довольно подробно. Общее представление о романе составить можно. Дальше не двинулись.

Представление о бытийных идеях, какими был движим писатель Василий Шукшин, можно получить и по спектаклю «Космос» московского Театра Стаса Намина. Шесть рассказов разыгрываются артистами этюдно, на фоне картин «наивной» художницы Кати Медведевой. Действие пронизано русскими фольклорными песнями в рок-обработке Стаса Намина и фолк-музыканта Сергея Старостина, явно перекликаясь по стилю со всем памятным творчеством Дмитрия Покровского. И все бы ничего, если бы актеры текст доносили более внятно, а не красили слова и не жали на характерность.

В блоке моноспектаклей тоже возникли сложности. На сцене ДК Брянского университета имени И.Г. Петровского был показан моноспектакль «Мой путь. Сергей Есенин» Литературного театра Олега Попова (Санкт-Петербург). Прочитав ряд известных стихов великого поэта со скептичной интонацией доктора Астрова, а также изложив ряд фактов его трагической биографии, артист счел свою задачу выполненной. Артист Брянского ТЮЗа, народный артист России Владимир Аверин выступил в трагикомедии «Дядя Ваня и сестры... три», типичном потоке сознания невостребованного артиста, который, разумеется, в душе и Гамлет, и Хлестаков (сценическая фантазия и постановка Ю. Пахомова). Талант артиста бесспорен, увлеченность темой очевидна, хотя текст, что называется, оставляет желать.

Третий случай - моноспектакль народной артистки России Риммы Беляковой (Саратов), названный «Соло для струны без оркестра». Пьесу по письмам и дневникам Книппер-Чеховой написали крымские литераторы Л. Касьяненко и Ю. Шрадер. Спектакль шел в Брянском художественном музейно-выставочном центре. Здесь картины на стенах, мебель, реквизит - все работало на атмосферу вполне исповедального повествования. Известная актриса, тонко чувствуя эпоху, от имени героини пыталась оправдаться в том, чего не смогла понять или не приняла, почему и от чего отказалась, принеся в жертву искусству, которому служила так долго, больше, чем позволяло благоразумие. Драматизм ее судьбы был очевиден.

Театр «Самарская площадь» привез в Брянск одноактную притчу «Долгий рождественский обед» Т. Уайлдера (режиссер Евгений Дробышев, сценографы Валерий Коротков и Елизавета Хахалина). Семейную сагу длиною в девяносто лет автор и театр успевают рассказать за полтора часа, не оставив без внимания ни одного характера, ни одной судьбы, сквозь которые прошло Время. Сидя за праздничным столом, люди, почти по Чехову, «едят, пьют, носят свои пиджаки» и в это время вершится их жизнь. А в отношении героев к происходящему есть не покорность, но почти библейский покой, сознание выполненного долга.

Самое сильное впечатление оставила трагикомедия «Похороните меня за плинтусом» по известной повести Павла Санаева, которую в Национальном академическом театре имени Якуба Коласа (Витебск) поставили режиссер Валерий Анисенко и художник Андрей Жигур, а основными героями стали Бабушка и ее внук. Запомнились, конечно, терпеливый Дед - Петр Ламан и нервная беззащитная Мама - Анжелика Барковская. Но основной дуэт Саши и Бабушки воистину незабываем. И хотя артисты играли на белорусском языке, из круга зрительского внимания не пропадала ни одна смысловая деталь, ни одна интонация.

То, как играет Бабушку Тамара Скворцова, хочется назвать поэмой одиночества. Каждая реплика этой эгоистки - вопль высокого отчаяния, в каждом, казалось бы, хамском окрике - стремление отторгнуть от себя болезнь, близость которой подсознательно пугает. Но в поведении Бабушки нет самодавлеющей клиники, нет смакования патологии - одно страдание в его обескураживающе очевидных проявлениях и оттенках. Самое жуткое, что это еще и любовь к внуку... такая любовь. Если отнимут ее - станет нечем и незачем жить.

Молодой артист Роман Соловьев, в роли Саши дебютирующий на профессиональной сцене, тоже доходит порой до пугающих откровений. Восторженный мальчишка с квадратными глазами, которому по сюжету восемь лет, уже очень похож на «светлых людей» Достоевского. Будет ли он вспоминать свое детство как цепь унижений, глядя на парнишку, сыгранного Соловьевым, пока сказать трудно. Под деспотическим гнетом старухи, ревностно оберегающей чадо от «вертихвостки» матери и «проклятого карлика» отчима, Саша упрямо продолжает сохранять любопытство к жизни, старается открывать мир, любить маму... и бабушку. Такая любовь! И это вовсе не двуличие «ласкового теленка», а природное стремление быть открытым жизни с ее «проблемами, вопросами, трудностями и радостями», о которых пишет молодой писатель и размышляет замечательный театр.

Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.