Малые города и большие надежды. XII Фестиваль театров малых городов России в Коломне

Выпуск №1-171/2014, Фестивали

Малые города и большие надежды. XII Фестиваль театров малых городов России в Коломне

Фестиваль театров малых городов России, который проводится под эгидой Театра наций и при поддержке Министерства культуры РФ, кода-то проходил в столице, но нынешний глава Театра наций Евгений Миронов увел его подальше от конкуренции с десятками престижных московских фестивалей, в российскую провинцию. И выиграл, т. к. новые места дислокации фестиваля, города Лысьва, Балаково, Пятигорск стали, благодаря этому смотру заметными точками на театральной карте страны. Нынче же все съехались в Коломну, город славной истории и фантастической красоты. Здесь на площадках двух ДК (своего профессионального театра в городе нет) и игрались шестнадцать фестивальных спектаклей, иногда по три в один день.

Открытие и закрытие снабдили театральными подарками: вначале Театр наций сыграл музыкальный спектакль «Fars-мажорный концерт», в финале агентство «Арт-партнер-ХХI» представило спектакль-легенду «Арт» Ясмины Реза. В конкурсе же участвовало 16 спектаклей, география которых, как, впрочем, все последние годы, охватывает территорию от Вологодской области до Красноярского края. Были здесь корифеи и фавориты, как, например, Минусинский драматический театр, или Магнитогорский, или Прокопьевский, или Тильзит-театр из Советска (эти уже не раз становились участниками «Золотой Маски» и даже получали награды). А были и те, кто впервые явил себя большому театральному миру. Таков драматический театр из поселка городского типа Мотыгино, что в Красноярском крае. Здесь артисты не имеют профессионального образования, но спектакль «Чудная жизнь» по рассказам Василия Шукшина (постановка Дмитрия Туркова) сыграли на такой чистой человеческой ноте, с таким юмором пополам с печалью, что заслужили немало похвал от работавших на фестивале московских и петербургских критиков, причем без скидки на местность и отсутствие дипломов. Спектакль стал призером фестиваля в номинации «Надежда».

Интересно прозвучал и ближний к столице Химкинский драматический театр «Наш дом», о котором ленивая и нелюбопытная московская театральная общественность и узнала-то всего два года назад, во время Х фестиваля в Лысьве, где химкинцы спектакль «Доктор. Первый год» по ранним рассказам Михаила Булгакова. На этот раз вновь был Булгаков, который, видимо, не отпускает режиссера Сергея Метелкина. Его «Морфий» - беспощадная, метафорически образная и вместе с тем медицински точная история деградации интеллигентного человека. Исполнитель роли доктора Полякова Александр Карпов получил приз «За лучшую мужскую роль».

Многие годы успешно звучал на фестивале Альметьевский татарский драматический театр, но нынешние «Ромео и Джульетта» в постановке Искандера Сакаева взяли награду «За лучший спектакль большой формы». В этом спектакле возникает красивый ритуальный театр, здесь много ярких пластических картин, при этом, все напоено страстью и трагическим предчувствием конца. С первых сцен в воздухе разливается ненависть, проникшая во все поры не только «двух равно уважаемых семей», но и их окружения, и даже челяди. В этом воздухе маленькая, хрупкая Джульетта Эльмиры Ягудиной, такая же неистовая и непримиримая, как остальные, обречена со своим Ромео не неминуемую гибель. Двое беззащитных детей стоят на верхотуре конструкции из грубых деревянных скамеек, двое мертвых детей покоятся в этих гробах-скамейках, как сломанные куклы в игрушечных коробках. Сильный, стильный и горький спектакль получился у Сакаева.

Еще одно яркое впечатление - «Из жизни огней» Елецкого театра «Бенефис». Спектакль Юрия Мельницкого по изрядно переписанной самим режиссером пьесе Ольги Донец напомнил творчество обэриутов, мир произведений Саши Соколова и, возможно, даже Кабакова. Перед нами коммуналка в настоящей «симультанной» декорации и симультанном же существовании героев, где стираются временные границы, перемешиваются этот свет с тем, а реалии с фантазиями. Под нежную лирическую музыку милые люди тиранят и физически уничтожают друг друга: женщине-врачу отрежут голову, милиционера приворожат к некрасивой женщине, учительницу, выпускницу Герценовского университета сожгут, залив керосином. Всего этого кошмара нам не покажут, это вылезает на свет из обрывков воспоминаний, из рассказов и намеков. Реальность в этом спектакле плывет, меняя очертания, а артисты с поистине столичным шиком демонстрируют явный зазор между собой и создаваемыми образами. В спектакле бездна иронии, грусти, отчаянного веселья и такой же отчаянной тоски по несбывшемуся счастью. В финале все те, кого уже нет на свете, соберутся за дружеским столом, и это будет любовь, которая так и не случилась в реальности.

Запомнился и великолепный артист Тильзит-театра Николай Зуборенко в стройном и сильном спектакле Евгения Марчелли «Двое бедных румын, говорящих по-польски» Д. Масловской (приз «За лучший спектакль малой формы»). В роли откровенного маргинала он к финалу выходит на мощную исповедальную коду, задает такой регистр, какой редко сейчас встретишь в театре даже на классической драме.

Молодой режиссер Денис Бокурадзе, о котором уже говорят в театральном мире и работ которого ждут с интересом, показал спектакль «Post scriptum» по пьесе Сартра «За закрытыми дверями», весьма популярной у наших театров многие годы, хотя, на мой взгляд, звучащей в последнее время не столь актуально, как прежде. Это не сопряжение текста и сегодняшнего дня чувствуется в спектакле, однако по форме он сделан безупречно, артисты тонко, даже виртуозно играют именно экзистенциальную драму, да и сам рисунок спектакля графически строен, а его сухая, разреженная атмосфера затягивает. Актриса Алина Костюк (Инес) получила приз «За лучшую женскую роль».

Хорошо прозвучал и «Подросток» Вячеслава Дурненкова в постановке Веры Поповой: техника «вербатим» здесь осмыслена, построена на иной, не уличной, но сценической реальности, да и роли исполнены деликатно и точно. Наконец, «Васса» Алексея Песегова с ее тягучим темпоритмом, с глубокой психологической игрой артистов, в которой нет ни грана жима или премьерства, с декорацией Светланы Ламановой, основательной и в то же время по-европейски холодной... Перед нами с фантастической силой воссозданная герметичная среда, и дом-фетиш, где течет страшная внутренняя жизнь, и невероятно подробный разбор всех этапов этой жизни, всех особенностей характеров, в ней участвующих. Конечно, театр Минусинска - это уникальное явление нашего искусства.

Почему-то на этот раз не хотелось писать о неудачных спектаклях. А они были у Лысьвенского театра драмы, обычно сильного и интересного, у Череповецкого камерного театра и Магнитогорской драмы, тоже видавшей лучшие времена, у театра из Комсомольска-на Амуре и Серовского театра драмы, у театра из Глазова, не раз успешно выступавшего на фестивалях, и у новичка, Выборгского театра драмы и кукол «Святая крепость». Не провалы, но той или иной степени неудачи. Любой фестиваль, как известно, в первую очередь отражает современную театральную картину, и только во вторую пытается показать лучшие образцы. Общая же картина театральной жизни малых городов России на сей раз оказалась яркой, динамичной и даже по-своему изысканной.


Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.