Гран-при присудили зрителям. III Международный фестиваль-конкурс "Ново-Сибирский транзит"

Выпуск №1-171/2014, Фестивали

Гран-при присудили зрителям. III Международный фестиваль-конкурс "Ново-Сибирский транзит"

Девять дней продлился «Ново-Сибирский транзит» - биеннале в Новосибирске, представившее 17 лучших спектаклей Урала, Сибири и Дальнего Востока. Форум принял около 500 гостей, а театры-участники преодолели в общей сложности 23,5 тысячи километров, чтобы выступить с показами. Цифры лучше слов говорят о масштабе события, репрезентативность которого обеспечена кропотливой работой экспертов, проделавших еще более долгий путь по огромной территории, составляющей две трети страны.

Фестивалю сопутствовало одно огорчительное обстоятельство - хмуро-неприветливая, аномально холодная даже для Сибири погода с дождями и шквалистыми ветрами, впрочем, не влиявшая на ажиотаж вокруг билетных касс. Залы всех четырех театров, где шли показы, постоянно были переполнены, в «Красном факеле» даже заботливо выдавали подушки желающим сидеть на полу в партере, на ступеньках амфитеатра и балкона. Максимальный переаншлаг, на самом деле, случился дважды - на показе комедии «Лжец» Гольдони Омской драмы и в «гоголевский день», когда екатеринбургский «Коляда-театр» представил «Мертвые души» в инсценировке и постановке основателя труппы, а гость фестиваля - ярославский академический театр имени Ф. Волкова дважды сыграл на Малой сцене «Вий» Натальи Ворожбит. И знаменитая Омская драма, и «Коляда-театр» не впервые выступали на «Ново-Сибирском транзите», очень любимы в Новосибирске, но на этот раз не снискали призов. Я видела «Лжеца» в постановке Александра Баргмана вскоре после премьеры на родной омской сцене, была очарована каскадом фантазий, навеянных фильмами Феллини, преломившимися в традиции комедии дель арте. Спустя два года в Новосибирске спектакль, увы, был сыгран не столь изящно и вдохновенно, особенно второе действие грешило энергетическими и смысловыми пустотами. Возникла невнятица: причем тут романтические отступления о Венеции и стихи Бродского, если уже непонятно, кто кому Вася, - нарративная логика порой терялась... И все-таки высокий класс труппы был очевиден, не только Михаил Окунев в небольшой роли лекаря - отца дочерей на выданье, многих исполнителей и главных, и «дежурных» ролей можно взять за образец владения профессией. Совершенно другое впечатление от Челябинского академического театра драмы им. Н. Орлова - «Камень» фон Майенбурга (режиссер М. Глуховская) не убедил антифашистским пафосом, не увлек ни формой, ни исполнительством. Тем не менее, приз в номинации «Надежда сцены» присужден Екатерине Девятовой.

Николай Коляда, создавший портрет современной России на основе оригинального текста «Мертвых душ», остался верен себе: смеется, высмеивает так, что страшновато делается. Многочисленные персонажи предстали в костюмах, словно сшитых из павлопосадских платков (многоцветие узоров на густонаселенной сцене воспринималось избыточным, если не сказать пошловатым, но к этому эффекту и стремился режиссер), а ритм дороги задавали шансоны, непрестанно звучащие сегодня в придорожных кабаках и любимые дальнобойщиками. Образ Руси являет бесконечная дорога и бесконечное застолье, столы и являются основой декорации, то вытягиваясь в дорогу, то складываясь в бричку. В своем путешествии Чичиков, смахивающий на Хлестакова и одновременно на всех «обездушенных» прощелыг настоящего времени, встречается с помещиками, которые в свою очередь смахивают на чиновников и вполне определенных политиков. Все персонажи - социотипы, включая «массовку» провинциальных дам, наделенных «куриными» головными уборами и куриным киванием и подергиванием голов. Их монотонная трескотня сплетен похожа на кудахтанье, возбуждающееся до высоких звуков и криков при обсуждении модных нарядов или скандалов «светской жизни». Однако идея становится ясной уже в первом действии, его бы тотчас и закончить явлением Гоголя, переворачивающегося в гробу (молодой актер Ринат Ташимов, в самом деле, похож на Гоголя). Но - нет, и второе действие длится долго, кажется бесконечным из-за непрестанных повторов, излишне подробного - от начала до конца хорового исполнения дурацких шансонов о радостях дороги, предательстве в любви и... Я не большой знаток шансонов, возможно потому от простоты тех песен, которые хуже воровства, укачивало, подташнивало. Думается, этого эффекта и добивался постановщик - спектакль сорвал гром аплодисментов.

«А у нас така бяда - не приехал Коляда», - исполнил апарт собственного сочинения в кокошнике - детали костюма жены Собакевича (Собакевич в «Мертвых душах» явлен как Ельцин) на капустнике актер НАМТ «Глобус» Лаврентий Сорокин. Да, Коляда находился в Польше, не слышал яростных обсуждений. А на Транзите каждый вечер, вернее, ближе к полуночи, творились капустники: местная команда изображала станцию технического контроля, обсуждая в жанре пародий показы, выдавая документ о праве проезда на два года. А театры-участники с юмором в том же жанре рассказывали о себе и впечатлениях. Меньше всего юмора нашлось у открывшего фестиваль показом «Дней Турбиных» Булгакова (режиссер Петр Шерешевский) Тюменского драмтеатра, они на капустнике явили горькую сатиру. Три макбетовские ведьмы, рефреном заткавшие действие спектакля, в том же облике мрачно пели: «Ой, люли-люли, вот вам Год Культуры!» и «Театр с горочки летит, культура по миру идет» среди речитативов. Для тюменского театра наболевшее - это факт объединения всех учреждений культуры города, включая ДК, клубы и кинотеатры, в одно подразделение ГАУК ТО ТКТО, повлекшее секвестр зарплаты и постановочных расходов. Их опус и стал победителем конкурса капустников.

Кстати, ни разу за три дня пребывания на фестивале не пренебрегли капустниками зампред СТД РФ Дмитрий Мозговой, профессор Геннадий Дадамян и худрук «Сатирикона» Константин Райкин, выступавшие в спецпрограмме с презентациями программ, лекциями и мастер-классами. Райкин радостно реагировал на каждую удавшуюся реплику и заключил: «Жанр капустника очень непростой, это спонтанное сиюминутное творчество, определяющее, на самом деле, состояние театра, градус его труппы, внутренних отношений». По этому параметру общая температура по фестивалю оказалась более чем здоровой, недаром холодным маем 2014-го наблюдался повышенный энтузиазм, страсть к общению: актеры разных городов ходили на спектакли друг к другу, знакомились, подружились.

Всего в борьбе за 12 призовых номинаций участвовали 16 спектаклей, 17-й - «Пышка» В. Сигарева по новелле Мопассана Бурятским академическим театром драмы имени Хоца Намсараева из Улан-Удэ показывался в off-программе, и украсил афишу. Причем, в выигрыше оказались те зрители, кто не брал наушники, не боялся трудностей перевода: за самобытной выразительностью игры стоило следить каждую секунду действия. Тема личности, способной на жертвенность ради спасения других, и ее столкновений с предрассудками общества была подана, как на блюдечке, а заостренность придавала аранжировка национальных ритуалов и костюмов, ритмов.

Новичком на фестивале был ГДТ Нижневартовска, сыгравший «12 ночь» Шекспира в стиле Woodstock (режиссер Маргарита Зайчикова), где все персонажи - хиппи. Сначала смотреть было весело, как и подобает комедии, но прием быстро надоел, поскольку хипповость отчаянно плюсовалась, оказалась неорганичной для исполнителей. Впервые в Транзите участвовал и Курганский театр драмы, представивший «Очи черные» - ресторанный романс Ярославы Пулинович по повести «Яма» Куприна в постановке Анны Бабановой. Это - сплошная услада для зрительского глаза и сердца с прекрасными вокальными включениями Александра Шарафутдинова, награжденного творческой поездкой в Москву, оказалась одним из немногих спектаклей, в антракте которого никто не покинул зал. Впрочем, еще «Снежную королеву» Красноярского ТЮЗа, поставленную Романом Феодори, принимали столь же тепло, если не сказать безоговорочно восхищенно. Герда - Наталья Розанова и явилась обладательнице титула «лучшей женской роли».

Не скрою, я и до фестиваля считала значительной работу Алексея Песегова «Василиса Мелентьева». При всей своей тяге к эпическим развернутым полотнам тут мастер, четверть века возглавляющий Минусинский театр драмы, уложил действие длиннейшей пьесы А.Н. Островского (завершившего труд С. Гедеонова) в два часа. И все же ощущение эпичности не пропало, более того, донесен и аромат настоящего русского языка в тягучей, неспешно-напевной манере подачи реплик. А в темноте, в приглушенной световой палитре явлены самые что ни есть отчаянные светлые чувства, и самые темные мрачные помыслы - это настоящий остросюжетный исторический триллер с яркой любовной линией, которую перекрывает борьба за власть. Справедливость есть: приз за женскую роль второго плана присуждена Дарье Савиновой, сыгравшей молодую Царицу в диапазоне от робости до самоотверженности. Хотя, по-моему, награды достойна и сценограф Светлана Ламанова, превратившая планшет сцены в белокаменные палаты, в храм, в омут гибельных страстей, и в погост.

В целом разнообразие афиши объективно отразило поиски художников, а, что еще ценнее, наглядно демонстрировали состояние, творческий тонус театров Зауралья. На этом фестивале Дальний Восток был представлен лишь Хабаровским ТЮЗом - литературным спектаклем «Анна Каренина» Клима, очень длинным, в 3-х действиях с двумя антрактами, утомительно-медитативным, неярким, но глубоким и сущностным. Он принес победу Борису Павловичу в номинации «Лучшая работа режиссера». Максимум призов получили новосибирские театры. «KILL» - постановка Тимофея Кулябина по мотивам «Коварства и любви» Шиллера в «Красном факеле» удостоилась приза «за лучший спектакль», а «Унтиловск» по забытой пьесе, датированной началом прошлого века, Л. Леонова в НГДТ Сергея Афанасьева признан лучшим спектаклем малой формы. Как раз маленький, затерянный в снегах Сибири городок Унтиловск, где среди мещанского оцепенения бурлит отчаянная страсть, может служить своеобразным символом многих городов, откуда приехали участники: Кемеровский театр для детей и молодежи с «Утюгами» А. Яблонской, Прокопьевский драмтеатр имени Ленинского комсомола с «Классом Бенто Бончева» М. Курочкина в режиссуре Дамира Салимзянова, Магнитогорский драмтеатр имени А.С.Пушкина с «Временем женщин» по роману Е. Чижовой (приз за лучшую работу художника за этот спектакль получил Алексей Вотяков). В «унтиловсках» труднее пробиваться сквозь равнодушие снегов, убийственность морозов к помыслам и чувствам зрителей. Но театры уверенно делают это. Среди лауреатов - Татьяна Фролова из Комсомольска-на-Амуре («Лучший менеджер») - создатель первого советского официально зарегистрированного частного театра КнАМ. Настоящий триумф испытал засл арт РФ Лаврентий Сорокин - лауреата приза «За лучшую мужскую роль» - роль Познышева в «Крейцеровой сонате» Л.Н. Толстого.

Странно, но на церемонии закрытия «Ново-Сибирского транзита» присутствовало гораздо меньше зрителей, чем обычно на спектаклях. Но, с другой стороны, это означает, что участие весомее наград, показы публику, ценителей драматического искусства интересуют больше, нежели титулы. На самом деле, торжество открытия на площади перед «Красным факелом» с импровизированной разгрузкой фур с декорациями, откуда также являлись персонажи всех эпох, завершилось ничуть не хуже. Награждение вели как бы в онлайн трансляции известные всем лица - актеры Лиза Боярская, Семен Фурман, Ольга Прокофьева, режиссер Валерий Фокин, Эдуард Кочергин, Евгений Миронов и др. Кульминацией явилось награждение лауреатов премий «За честь и достоинство», которое провел автор идеи «Ново-Сибирского транзита», президент фестиваля Александр Кулябин. На этот раз обладателей премии было двое: народный артист РФ и педагог Валерий Дьяконов из Красноярска и Татьяна Козицина, 16 лет возглавлявшая Молодежный театр Алтая, совершившая определенный прорыв этого коллектива. Обоим лауреатам зал аплодировал стоя. А в финале форума на сцену «Красного факела» вышли и участники, и зрители «Транзита-2014», поскольку именно зрителей жюри под председательством Романа Должанского удостоило Гран-при.

 

Фото предоставлены фестивалем

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.