Капитан театрального корабля. Александр Бондаренко (Магадан)

Выпуск №1-171/2014, Лица

Капитан театрального корабля. Александр Бондаренко (Магадан)

Двери в кабинет директора Магаданского Государственного музыкального и драматического театра Александра Сергеевича Бондаренко широко открыты в течение всего рабочего дня. А этих рабочих дней у него в каждой неделе ровно семь. И любой сотрудник театра, гость деловой или праздный, может смело пройти к кабинету и постучав о косяк или притолоку (если воспитанный), а чаще просто без звука, войти к директору. Посчастливится - Александр Сергеевич будет один, но чаще всего он или в живом окружении соратников, друзей, гостей, или же его нет - где-то стремительно и уверенно директор рассекает то театральное пространство, которое возникает всегда там, где он и появляется. В этом мире, встречах, разговорах, он сохраняет доброжелательный, немного ироничный тон, улыбку, но всегда целеустремленно доводит свои мысли, идеи до понимания и признания.

Восемь лет назад Бондаренко, уступив нажиму культурного руководства Магаданской области, принял этот пост, от которого отказался целый ряд весьма достойных претендентов. Причины были понятны всем: после смерти последнего директора народного артиста России В.А. Барляева театр судорожно шел ко дну. Из него уволились более двадцати сотрудников, репертуар сшивался словно лоскутное одеяло, внутри коллектива кипели свары... В общем, никто не решался подняться на мостик тонущего корабля. Решился Бондаренко. Потому что имел колоссальную жизненную закалку и серьезный опыт работы с людьми в самых разных ипостасях. Например, был ассистентом у Вольфа Мессинга, работал в области космонавтики, получив медаль «За заслуги перед космонавтикой», возглавлял завод строительных материалов, трудился шахтером и старателем. Кстати, именно эти стороны его жизни вызвали у недоброжелателей иронические насмешки, мол, как же он может театр возглавлять, он же не «театральный человек», к тому же, без специального образования... Но далеко не все знали, что Александр Бондаренко имел музыкальное образование, пел в хоровой капелле, играл в нескольких эстрадных оркестрах, был прекрасным конферансье, организовывал и возглавлял звучные агитбригады на целине, где выступал и руководителем, и автором, и исполнителем. И стал кавалером ордена «Знак почета» и Почетного знака «За достижения в области культуры».

Первым делом новый директор взялся за обеспечение нормальных условий для жизни и творчества сотрудников театра. «Актер должен иметь хорошую зарплату, комфортное жилье, уверенность в завтрашнем дне, - убежден Александр Сергеевич. - А я должен все это обеспечить и к тому же собрать хорошую команду». Директор прекрасно понимал, что заманить на Колыму в нынешних условиях творчески состоявшихся, известных мастеров сцены, музыкантов невозможно. К тому же продолжался общий отток населения в центральные районы страны. Значит, надо было опираться на местные кадры, сделать жизнь и работу в театре привлекательной. Он стал добиваться у властей служебных квартир, построил новое общежитие для молодых актеров, неуклонно поднимал заработную плату. И потянулись в театр актеры и музыканты, желающие служить в МГМДТ, и стал им вручать при приеме на работу директор ... ключи от новых квартир. Сегодня театр укомплектован сотрудниками на 85 процентов. А ведь когда Бондаренко только пришел в театр, этот показатель составлял лишь 30 процентов.

«Не театральный» директор добился того, что магаданцы стали выдавать по семь премьер в год, по две сказки (было время, они вообще исчезли из репертуара). В Магадан стали приезжать постановщики из центральных районов страны, впервые в истории театра в 2013 году на его базе организовали творческую лабораторию «Перевал», в которой участвовали режиссеры из Москвы, Италии, Санкт-Петербурга... Создавая сильную творческую команду, Бондаренко пригласил на должность художественного руководителя МГМДТ заслуженного деятеля искусств РФ В. Добровольского, который создал каскад спектаклей как в драме, так и в музыкальном театре. Последним, уже в конце сезона 2013-2014, стала оперетта «Марица» И. Кальмана - дипломная работа выпускницы РАТИ, главного режиссера музыкальной труппы, любимицы магаданских зрителей, заслуженной артистки России М. Леоновой. А до этого были «Все начинается с любви» О. Фельцмана, «Терезина» О. Штрауса, «Мужчина и женщина» А. Журбина и А. Марданя, «Последняя любовь» В. Мухарьямова, «Невидимые друзья» Э. Эйборна, а в последние два сезона - 15 премьер!

Творческая атмосфера в театре кипящая, но без всплесков скандалов, неприязни, что идентично характеру самого Александра Сергеевича, не умеющего быть равнодушным к любой мелочи. В его команде каждый знает свое дело, и потому отказался директор от привычных совещаний. «Чего обсуждать, когда всем ясно, что надо делать?» - убежден Бондаренко. Конечно, официальные совещания и встречи бывают, но рутинных «пятиминуток», заседаний по поводу или без - нет.

Когда пытаешься понять, что же создает ореол привлекательности, который витает над Александром Сергеевичем Бондаренко, приходишь к пониманию: всю его деятельность пронизывает емкое и светлое слово «добро». Не конфликтуя, не отвечая на злобствование и непонимание, он ведет свой театральный корабль, преодолевая неизбежные сбои, нестыковки, амбиции, расхождения во мнениях, да чего только не бывает в театральном коллективе. Он открыт любой встрече, любой просьбе, а посему нет у директора МГМДТ выходных. И прийти к нему можно всегда, даже без стука в дверь кабинета...


Фото Анатолия Старцева

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.