Двадцать пять - возраст свершений. Театр на Васильевском (Санкт-Петербург)

Выпуск №1-171/2014, Портрет театра

Двадцать пять - возраст свершений. Театр на Васильевском (Санкт-Петербург)

Театр на Васильевском родился в сложное, переломное время, когда, казалось, всем было не до искусства. Тем не менее, в 1989 году в северной столице возникла новая театральная студия - при знаменитом питерском бит-квартете «Секрет». Инициатором ее создания был заместитель директора «Секрета» Владимир Словохотов. А рождение театральной студии приветствовал сам Юрий Любимов. Сохранился его автограф на театральном бланке: «Доброго вам пути». Ю. Любимов. 5/IV -89 г.»

Одной из первых постановок новорожденного театрального коллектива стал «вечный анекдот» «Любовь втроем» (по водевилям М. Беркье-Маринье и А. Курбского). С легкой, искрометной комедией театр странствовал по городам и весям, его гастрольные маршруты пролегли от поселков ленинградской области до Парижа. Это путешествие продолжается по сей день - любимый публикой спектакль, сменив несколько поколений исполнителей, остается в репертуаре своеобразным талисманом театра.

Вскоре студия формально отделилась от «Секрета», и в сентябре 1989 года Владимир Словохотов зарегистрировал самостоятельный «Экспериментальный Театр Сатиры». Существует несколько версий этимологии этого названия. Вероятно, наиболее близко к истине признание В.Д. Словохотова: «Положа руку на сердце, все было так: чтобы получить здание и статус государственного, я сыграл на амбициях чиновников - в Москве есть театр Сатиры, а в Петербурге нет, как же так? Ну, а при этом упоминались, конечно, и Салтыков-Щедрин, и другие наши знаменитые сатирики».

В 1991 году театр получил статус государственного областного, а потом и здание Народного дома на Васильевском острове, построенное в конце XIX века на средства известной благотворительницы В.Н. фон Дервиз. Разные времена знавало это художественное пространство, до революции здесь сменилось несколько театральных трупп, в разные сезоны работали: любительская драма А.П. Воротникова, товарищество актеров Василеостровского театра под управлением Е.Е. Ковалевского, труппа берлинского Модерн-театра, Современный театр актрисы Н.Н. Отрадиной, Театр Искусств под руководством В.Р. Гардина и другие труппы. После октября 1917 года здание было реквизировано советской властью. Но и тогда не прервалась театрального история этого «островка культуры». В период с 1928 по 1933 год здесь располагался Передвижной музыкальный театр, а затем Областной ТЮЗ. После войны помещение было приспособлено под кинозал, а само здание отдано Клубу табачной фабрики им. Урицкого.

Новая жизнь в особняке началась после передачи здания Экспериментальному Театру Сатиры. Группа энтузиастов под руководством Владимира Словохотова взялась своими силами вернуть особняку исторический облик и былую театральную славу. Благодаря настойчивости В.Д. Словохотова, а также некоторой доле везения и мистики, здание Народного дома преобразилось в дом молодого театра на Васильевском острове. Владимир Дмитриевич потом вспоминал: «Андрей Битов сказал про наш театр, что это удивительно организованное пространство, в котором можно жить. Пространство вообще нужно создавать. И мы его создали невероятным усилием воли».

Вскоре здание на Васильевском острове стало одним из центров театральной жизни Петербурга. Бессменным художественным руководителем и директором остается его основатель - заслуженный деятель искусств России В.Д. Словохотов. Он сумел собрать блестящую труппу, поднять и укрепить престиж молодого театрального коллектива. В недолгой истории театра было много интересных страниц и прославленных имен, с коллективом сотрудничали Александр Володин и Юлий Ким, на этой сцене играли Антонина Шуранова и Александр Хочинский, Владимир Особик, Валентина Ковель, Алексей Осьминин, Виктор Шубин, музыку к спектаклям писал Вениамин Баснер...

И сейчас труппа Театра на Васильевском считается одной из самых сильных в городе. Корифеи и театральная молодежь широко известны не только театральными работами, но и яркими ролями в кино и на телевидении. Все эти годы с театром сотрудничали выдающиеся режиссеры Анатолий Морозов, Резо Габриадзе, Роман Виктюк, Роман Смирнов, Ахмат Байрамкулов, Владимир Койфман, Анджей Бубень и др. На этой сцене состоялись режиссерские дебюты Алексея Янковского, Светланы Свирко, Адриана Ростовского, Ксении Митрофановой, Дениса Хусниярова.

За четверть века Театр на Васильевском создал много достойных спектаклей, но несколько постановок можно смело отнести к золотому фонду искусства. Резо Габриадзе с пронзительной «Песней о Волге» завоевал не только премии «Золотая маска» и «Триумф», но и сердца зрителей во многих странах мира. Потешным «Закликухам» Светланы Свирко рукоплескал знаменитый Авиньонский фестиваль. Многие годы фаворитом петербургской публики был нежный спектакль Владимира Туманова «Таня-Таня» по пьесе Оли Мухиной. Украшением афиши стал спектакль «Саранча» Анджея Бубеня. Ахмат Байрамкулов создал здесь незабываемый спектакль по горьковской «Вассе Железновой» с великой Антониной Шурановой в заглавной роли, отмеченной впоследствии Гран-при на фестивале «Контакт» в Польше.

Сравнительно недавно театр официально расстался с жанровым обозначением сатиры в своем названии, теперь это Санкт-Петербургский драматический Театр на Васильевском. Сейчас в репертуаре более 20 названий классических и современных произведений. С большим успехом идут на василеостровской сцене спектакли по произведениям замечательной Людмилы Улицкой в постановке Анджея Бубеня. После успеха «Русского варенья», завоевавшего горячую любовь публики и отмеченного высшей театральной премией Петербурга «Золотой софит», Людмила Улицкая предоставила театру исключительное право на инсценировку и постановку своего знаменитого романа. Спектакль «Даниэль Штайн, переводчик» удостоен «Золотого софита» и премии Правительства Российской Федерации, он был включен в специальную программу Европейской Театральной премии - главной театральной премии Европы.

Театр на Васильевском - желанный участник крупнейших международных фестивалей в Авиньоне, Париже, Хельсинки, Берлине, Палермо, Толедо, польской Торуни. Коллектив с успехом гастролировал во многих городах России, ближнего и дальнего зарубежья, участвовал в фестивале «Лучшие спектакли в странах Балтии», организованном дирекцией высшей национальной премии «Золотая Маска». Театр также представлял искусство Петербурга в культурной программе года «Россия-Испания». На сцене старинного театра города Толедо с успехом прошла зарубежная премьера «Водевилей» А.П. Чехова в неожиданной и оригинальной постановке Анджея Бубеня.

Сейчас главным режиссером Театра на Васильевском является один из ведущих постановщиков города, неоднократный номинант и лауреат высшей театральной премии Петербурга «Золотой софит», тонкий интерпретатор классики и современной драматургии Владимир Туманов. Под его началом театр много и плодотворно работает на ниве русской классики. В постановке Владимира Туманова с успехом идут «Дети солнца» Горького, чеховский «Дядя Ваня», «Идиот» Достоевского. Молодой талантливый режиссер Денис Хуснияров подарил городу необычную трактовку «Бесприданницы» Островского.

Завершившийся сезон 2013-2014 годов должен остаться яркой, запоминающейся страницей в истории Театра на Васильевском. Значительной премьерой сезона стал спектакль по мотивам знаменитого романа Генриха Бёлля «Глазами клоуна». Постановку осуществил режиссер Денис Хуснияров, недавно получивший премию для молодых «Прорыв». «Глазами клоуна» можно назвать спектаклем открытий, поскольку режиссер вновь открыл для сцены великолепную прозу немецкого классика ХХ века, практически не имеющую сценической истории, а художественное решение позволило по-новому раскрыться талантливым актерам, занятым в спектакле.

В минувшем сезоне театр стал дипломантом Шестого Российского театрального фестиваля им. Горького, проходившего в Нижнем Новгороде. Награду получили спектакль «Дети солнца» в постановке В. Туманова и народный артист РФ Юрий Ицков за роль Чепурного в этом спектакле. На аншлагах прошли гастроли в Сербии, организованные при содействии Правительства Ленинградской области. Театр был приглашен со спектаклями «Дядя Ваня» по пьесе А.П. Чехова в постановке Владимира Туманова и «Бесприданница» по пьесе А.Н. Островского в постановке Дениса Хусниярова. Яркое, оригинальное прочтение русской классики заслужило самую высокую оценку прессы и театральной публики.

Свой 25-летний юбилей коллектив решил отмечать без особого официоза. Готовится большой театральный капустник, на который приглашены верные друзья - зрители, коллеги, творческие деятели, журналисты.

Первой премьерой нового сезона станет спектакль «Женитьба» Гоголя в постановке Владимира Туманова. Это событие в юбилейный год представляется символичным, поскольку «Женитьба» уже шла на этой сцене, именно этим спектаклем в мае 1993 года театр открылся в отреставрированном здании на Среднем проспекте, 48 - бывшем особняке баронессы В.Ф. фон Дервиз. Дата премьеры стала как бы вторым днем рождения театра. Спектакль, поставленный режиссером Анатолием Морозовым, участвовал в Международном театральном фестивале «Валь д`Уаз» во Франции. В новом спектакле Владимира Туманова заняты мастера сцены и талантливые молодые артисты. «Женитьба» задумана как история любви. Премьера намечена на конец октября 2014 года.

Для Камерной сцены главный режиссер театра репетирует пьесу Жана Кокто «Человеческий голос». Спектакль - бенефис популярной актрисы театра и кино Светланы Щедриной. Его премьера тоже должна состояться осенью. Денис Хуснияров будет работать над продолжением своего «немецкого цикла», начатого «Глазами клоуна». В редко идущей на российской сцене драме Г. Гауптмана «Одинокие» речь также идет о конфликте творческой личности и социума. Интересно, что пьеса Гауптмана уже шла в этом художественном пространстве ровно 110 лет назад. В сезоне 1903-1904 годов ее играла гастролировавшая в Зале фон Дервиз немецкая труппа берлинского Модерн-театра.

В год 25-летия театр с надеждой смотрит в будущее. Его бессменный художественный руководитель В. Словохотов признается: «С годами я стал понимать, что главное, основополагающее и жизненно важное в любом коллективе, в семье - это любовь. Она - единственное человеческое чувство, которое способно и гармонизировать, уравновешивать страсти и вызывать взаимопонимание, и стимулировать развитие и останавливать какие-то процессы. И если в связи с 25-летием подводить какие-то итоги, то главное свершение, которое меня радует по-настоящему, состоит в том, что театр все-таки живет в любви».

За четверть века Театр на Васильевском острове занял собственное место в культурном ландшафте города и страны, стал настоящим островом надежды, веры и любви к человеку.


Фото Олега Кутейникова

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.