Якутск

Выпуск №6-116/2009, В России

Якутск Режиссер Сюзанна Ооржак, в позапрошлом году ставшая номинантом театральной премии «Золотая Маска» со спектаклем «Дом Бернарды Альбы», и в этом сезоне заставила о себе говорить, поставив на сцене Саха академического театра пьесу молодого питерского драматурга Данилы Привалова «Прекрасное далёко» (спектакль назван «Ангелы не плачут»), весьма неординарную и по форме, и по содержанию. Особый интерес был вызван необычным выбором материала. Достаточно сказать, что место действия пьесы – потусторонний мир, но со знакомыми атрибутами мира земного, а герои – ангелы, и после смерти не избавленные от людских переживаний.

«Прекрасное далёко» потому и далёко, что место, где живут герои, не просто тихая обитель безгрешных отлетевших душ. Главное, пожалуй, в том, что место это ужасно далеко от центров гравитации.

Приехавший на премьеру автор Данила Привалов (он же режиссер Дмитрий Егоров, по его собственному признанию, взявшийся за перо по причине дефицита подходящего драматургического материала), считает, что «Далёко» невозможно поставить и даже представить себе на сцене театров Москвы или Санкт-Петербурга. Эта история не просто провинциальная, она островная – поскольку перед нами маленький островок, но от него исходит удивительное человеческое тепло, хотя вокруг только лес, снег, и ангелы в валенках рубят дрова. «Ангелы не плачут» – спектакль из числа тех редких, что запоминаются надолго и пробивают самого толстокожего зрителя. Для меня самой большой неожиданностью оказалось то, что актеры воплотили на сцене образы героев именно такими, какими я их представлял себе, когда читал пьесу. Все совпало удивительным образом – и текст, даже звучащий на другом языке, и видение режиссера, и талантливая игра актеров, и мир, в котором они существуют. Пространство, выстроенное художником-постановщиком Михаилом Егоровым, и реально, и виртуально одновременно. Это своеобразная матрица, элементом которой стал простой сибирский валенок.

Эта условно-призрачная, но такая земная жизнь среди деревьев из валенок, под солнцем и луной из валенок завораживает – жизнь ангелов, которые пьют чай, поют песни под гитару, мечтают добыть самогону, курят травку, иногда летают (крылья тоже из валенок) – и вот парадокс, ищут смысл жизни, тоскуют и любят. Вот разве что не плачут, оставляя эту привилегию зрителям.

Объединенные ангельским чином, они очень разные, из разных эпох, но такие родные и узнаваемые. Немногословный и справедливый Саныч (Петр Басанаев) – романтик с душой бродяги, из тех, кого на Севере когда-то именовали бичами. Деревенская дуреха Маруся, зарезанная невесть за что ревнивым женихом, в исполнении Лены Макаровой, став ангелом, оказывается способной на любовь самого высокого полета. Работяга Серега (Петр Садовников) – почти плакатный герой первых пятилеток, а может, ударных комсомольских строек 70-х, нарушивший главную заповедь строителя коммунизма: «Не стой под грузом!». Оловянный солдатик Тоха (Илья Стручков) и красавчик Вася (Айал Аммосов) – жертвы «горячих точек», то ли прошлых (Афган, Приднестровье, Чечня), то ли еще будущих. И то, что один убил другого, – всего лишь поворот сюжета, а так, обычное дело – на войне как на войне.

И, наконец, тетя Таня – единственный персонаж, «привязанный» к конкретному времени, одна из сотен тысяч умерших от голода и замерзших в блокадном Ленинграде, всю свою любовь отдавшая даже не человеку, а фотографии – иконе с ликом вождя, чье имя все никак не хочет уходить в прошлое. Огромный профиль Вечно живого (кстати, тоже слепленный из валенок), опускается на сцену с небес под ясный и чистый голос Сережи Парамонова и детского хора Всесоюзного радио и телевидения, исполняющих до боли знакомую песню «Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко…» И понимаешь вдруг, что Ленин, как вирус – «в тебе и во мне».

Тетю Таню играет Степанида Борисова, актриса гениальная, умеющая не просто держать зал, а управлять им по своему разумению, что она еще раз доказала, и весьма убедительно. Что тетя Таня именно она и есть, я осознал только во время финального выхода актеров на поклон, хотя заранее знал, что Степанида Ильинична занята в спектакле, и внимательно прочитал программку. Программка, кстати, тоже сделана в форме валенка, развернув который, видишь летящего ангела, немного грустного, но не плачущего.

Да хранит он нас всех!

И в заключение небольшое интервью с Данилой Приваловым:

– Почему в пьесе именно такой набор героев?

– В принципе, все персонажи здесь вне конкретного времени, но какие-то эпохальные моменты мне хотелось обозначить – войны, горячие точки, ленинградскую блокаду. А еще хотелось, чтобы это были герои из разных времен, с разной ментальностью.

– Я имел в виду, почему они все у тебя из одного социального слоя. Почему нет ни одного представителя интеллигенции?

– Наверное, потому, что интеллигенты – они все такие сложные, а эти – простые. Знаешь, есть сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с кучей запятых, тире, двоеточий, точек с запятой, а все мои герои – простые предложения.

– И все равно: почему? Тебе так захотелось или так было нужно для замысла? Ведь сам-то ты отнюдь не простой.

– Потому что у меня есть мечта быть простым, а не сложноподчиненным.

– Митя, а тебе сколько лет?

– 28.

– Мне намного больше, и я тоже много раз пытался быть проще. Бесполезно, разве что лоботомию попробовать…

– Это понятно. Но в том-то и дело: когда я писал пьесу, я об этом мечтал, и мои мечты воплотились в этих людях. Простых, которые прощают легко, мечтают о чем-то простом, просто любят друг друга. Наша жизнь замусорена сложносочиненными обстоятельствами. Скажем, ты выключил свой мобильник, а кто-то нервничает и выходит из себя, слушая голос в трубке, который говорит ему, что «вызываемый абонент недоступен или находится вне зоны действия сети». Очень сложное предложение, кстати. Поэтому пьеса «Прекрасное далёко» – это моя мечта о простоте, простых отношениях и простых людях.

– То есть ты пурист нового времени – пытаешься свести наш сложный мир к простым схемам.

– Нет. Не так. Просто мир, в котором мы живем, катится к апокалипсису.

– Жизнь все стремительней, все экстремальней, в потемках бродят светлые умы, и мир становится все виртуальней, все вируальней делаемся мы…

– Точно.

Фото Александра Назарова

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.