Размышления об одиночестве. Второй международный фестиваль современной хореографии в Краснодаре

Выпуск №1-171/2014, Мир музыки

Размышления об одиночестве. Второй международный  фестиваль современной хореографии в Краснодаре

В Краснодаре состоялся Второй Международный фестиваль современной хореографии. В год своего 80-летия Краснодарский музыкальный театр Творческого объединения «Премьера» им. Леонарда Гатова продолжает проводить праздники разных видов музыкально-театрального искусства, прописавшихся на его сцене. Уже прошли фестивали оперетты и оперы, посвященные юбилейному сезону театра. Пришел черед фестивалю, представляющему жанр современной хореографии.

Столица Кубани еще вряд ли может на полном основании считаться театральной Меккой, но танец, особенно современный, играет в ее жизни, несомненно, важную роль. Танцевальных школ много и они разнообразны. И не только в Краснодаре, но и по всему краю. Поэтому интерес к событию был огромен. Стартовав в прошлом году и познакомив краснодарцев с творчеством признанных мастеров жанра - Раду Поклитару, Татьяны Багановой, Евгения Панфилова, а также с новыми работами местной труппы, в этом году фестиваль современной хореографии совпал с празднованием юбилейного сезона Краснодарского музыкального театра. Неудивительно, что в два фестивальных дня зал был переполнен, не смолкали аплодисменты, публика долго не отпускала артистов. Свой Музыкальный театр краснодарцы любят. И аншлаги здесь часты. Потому и успех имели не только заезжие знаменитости, но и балеты главного балетмейстера Музыкального театра Александра Мацко.

Открыла фестиваль балетная труппа Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, представив три одноактных балета, уже хорошо знакомых мировому театральному сообществу, но в Краснодар привезенных впервые. Первым в этот вечер стал балет «В лесу» в постановке известного хореографа Начо Дуато на музыку Эйтора Вила Лобоса и Вагнера Тисо. Каждый улавливает свои ассоциации. Я увидела струящийся ручей, летающие птицы, диковинные звери. Лес - наша родина, наша праматерь. Поэтому нам так нравится в него погружаться. А еще это наше бессознательное, потаенное, куда подчас заглядывать мы боимся. Но в этом лесу совсем не страшно. Просто мы выходим из мира обыденности в реальность другого рода, где хорошо и комфортно.

Два балета Иржи Килиана «Маленькая смерть» и «Шесть танцев» уводит нас в век XVIII, в музыку Моцарта. Но взгляд на гения из современности - своеобразный, слегка шокирующий почтенную краснодарскую публику. Почти обнаженные тела мужчин и женщин делают их как бы свободными от гендерных различий. Только шпаги в руках танцоров намекают на их мужественность. Это кажется остросовременным, но не эротичным, свободным, непринужденным и абсолютно балетным. Здесь содран вековой позумент, нет игры в театральщину, но есть театр в очищенном виде. Игра в Черный бархат дает намек на «Пустое пространство» великого английского режиссера Питера Брука, пространство высокого стиля. «Шесть танцев» уже обретают аксессуары. В дискурс возвращены парики и кринолины. Но это, пожалуй, и все. Здесь присутствует моцартианская игривость и шаловливость. Это еще мир классицизма, где главная задача персонажа, будь то юноша или девушка, взорвать устои тогдашнего века, традиции воспитания веселой игрой. Еще нет потребности искать во всем глубинный смысл. Но XIX век романтизма уже не за горами. И от этого игра в Моцарта еще бесшабашнее...

Второй фестивальный день хозяева оставили за собой. Балетная труппа Краснодарского Музыкального театра представила состоящий из серии хореографических миниатюр спектакль «Новеллы: только о любви», в котором главный балетмейстер театра Александр Мацко показал свои достижения разных лет, а также премьеры одноактных балетов в постановке приглашенных хореографов. Но об этом позже.

«Сны в кольцах одиночества» - экзистенциальные размышления балетмейстера, который в этом спектакле также выступает в качестве автора идеи, режиссера и танцовщика, о бесприютности человека в сегодняшнем мире. Ситуации бывают разные: в любви-ненависти проводят свое бытие двое: Мать - заслуженная артистка России Ольга Цыганенко и Сын - Александр Мацко (миниатюра «Мать»). Материнская любовь удушает сына настолько, что в последний момент он готов переступить-наступить на нее. Финал открыт, но есть простор для домысливания... Номер «Пианист» наводит на размышление о фильме Романа Полански. Ассоциативные моменты играют в предложенных балетмейстером номерах не последнюю роль. Наиболее сильными становятся такие работы, как миниатюра «Семь летящих коней» на стихи Григория Поженяна, где завораживающий ритм, который отбивают руками танцовщики, переходит в драматический вокал в исполнении заслуженной артистки Кубани Карины Петровской. Ритм, голос, движение сливаются воедино. Тема одиночества здесь звучит особенно пронзительно. Но и в «Свадебке», где веселье переходит в угар, а праздник в боль женского отчаяния и безысходности, это одиночество не только не исчезает, но подчеркивается еще более четко.

За последние годы Александр Мацко выполнил, очевидно, одну из важнейших задач. Его балетная труппа уже не приложение к опере или оперетте только. Она имеет свою самостоятельную творческую жизнь. Здесь воспитываются артисты, которым по плечу весьма серьезные задачи. Потому-то в Краснодар для работы с ними и были приглашены ведущие мастера современного отечественного балета. То, что из этого получилось, мы увидели во второй части вечера.

Обладатель Национальной театральной премии «Золотая маска» хореограф-постановщик Владимир Варнава (Санкт-Петербург) представил свой балет «Окно в середину зимы». А затем мы увидели «Иллюзиум» другой золотомасочницы Татьяны Багановой из Екатеринбурга. Оба балета, поставленные на труппу Краснодарского Музыкального театра, стали премьерой для Краснодара, хотя у каждого до того была уже своя жизнь. Разные по стилистике спектакли с разной степенью культурного шока воздействовали на публику. Невероятно чарующие музыкальные вибрации в «Окне» (композиторы Мередит Монк, Гевин Брайрс, Девид Ланг и группа «Sigur Ros») заставляют плыть на этой волне, не вдаваясь глубоко в смыслы, заключенные в пластике. Тем не менее, они есть, они ассоциативны. То ли люди, то ли куклы, то ли заведенные механизмы пребывают в запутанных отношениях. Можно ли им сострадать? Да, наверное, если они - мы сами в своем ритуальном бытии, в повторяемости каждого дня, а в конечном итоге в бессмысленности существования. Стоит ли так жить? Этот вопрос каждый решает для себя сам. Искусство не для решения вопросов. Оно просто преподносит нам реальность в ее скрытой форме. Тем оно и интересно.

Татьяна Баганова как бы сращивает два разных направления - модерн (он направление, он же и стиль) с сюрреализмом. Ее герои не живут реальной жизнью, а как бы пребывают в мире иллюзии, которую можно расшифровать как сон, как иную реальность, путешествие через портал в странное ирреальное существование. Почему-то хореографу на ум приходит соединить все это с Антоном Чеховым, который, как известно, театроведами отнесен все же к более отдаленному по времени символизму.

Перед нами проходит вереница людей, мужчин и женщин, в странных одеяниях, рубежа XIX - XX веков. Конфликтность их существования задает определенный ритм действия. Специально написанная для этого балета музыка Эрве Леграна из своей дисгармонии рождает новое ощущение времени и пространства и нас внутри него. Оно очень личностное, очень тревожно-нервное, а от этого кажется, что для нас и про нас. Если Моцарт все же принадлежит человечеству давно, то и воспринимаем мы его как искусство для Бога и всего человечества, в Бога верующего. Его мир гармоничен. Здесь же уж экзистенциальная тоска, состояние преднамеренно выбранного безбожия, существование вне его контекста роднит нас с самими собой. Легран - не обращение к цивилизационным вершинам, а выход, причем преднамеренный, за этот контекст. Тем он ценен и важен для нас. Как важны и фактуры персонажей, их движения без гармонии, в которой рождается своя гармония, гармония сегодняшнего дня. Над всем этим фестиваль предложил подумать краснодарскому зрителю. Возможно, эти две постановки еще потребуют своего доосмысливания. Но, к счастью, у кубанской публики для этого есть время.

Третье отделение спектакля «Новеллы: только о любви» составили «Танцы разбитых сердец» в постановке Александра Мацко, где было место и Астору Пьяцолле, и Алексею Рыбникову, и Патрисии Каас, и много кому и чему еще. Истории любви, предательства и разлуки, рассказанные под музыку известных композиторов и исполнителей, обретают счастливый финал, который дает надежду на светлое будущее. Тема жизни находит свое воплощение в ребенке, который появляется на сцене и соединяет, словно ангел, разбитые сердца....

На этих позитивных мотивах и закончил свою работу II фестиваль современной хореографии в Краснодаре.

 

Фото Татьяны Зубковой

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.