Дни Островского в Костроме. VII Международный фестиваль «Дни Островского в Костроме»

Выпуск №6-116/2009, Фестивали

Дни Островского в Костроме. VII Международный фестиваль «Дни Островского в Костроме»

В декабре прошел VII Театральный фестиваль «Дни Островского в Костроме», посвященный нынче 185-летию драматурга и приуроченный к 200-летию одного из старейших театров России - Костромского драматического театра имени А.Н.Островского.

Удивительная атмосфера царила на этом фестивале, который был создан 35 лет назад. И немалая заслуга в этом руководства области, города и театра.

Губернатор Костромской области Игорь Николаевич Слюняев, умный, интеллигентный, мягкий, очень помогающий театру и фестивалю, как-то всегда незаметно появлялся на спектаклях, но смотрел их с большим интересом. Чувствовалось, что он гордится своим детищем - отремонтированным красивым театром, актерами и этим замечательным праздником искусства.

Не обходили вниманием фестиваль и первый заместитель губернатора Ю.Ф.Цикунов, директор департамента культуры Г.А.Бабенко, начальник отдела по культурной политике Л.Э.Аметова. Особые слова восхищения и благодарности хочется сказать, самому, по-моему, обаятельному и элегантному директору театра — Ирине Геннадьевне Третьяковой, которая вместе со своими помощниками сумела очень хорошо организовать фестиваль. Кроме того, она создала прекрасные условия для работы семинара театральных критиков России под руководством профессора И.В.Холмогоровой, участники которого приехали в Кострому из разных уголков нашей страны. Каждый вечер после спектаклей (а их было 9) актеры встречались с московскими критиками и членами жюри, которые обсуждали просмотренные спектакли.

В рамках фестиваля прошла двухдневная межрегиональная научная конференция «А.Н.Островский в новом тысячелетии». Театр Островского - это особый мир, который только кажется очень простым и понятным. На самом же деле он сложен, многопланов и многозначен. Островский, как отмечают исследователи его творчества, открывает в своих героях не меньше, чем Достоевский в своих.

9 декабря, в день 200-летия Костромского театра, фестиваль открылся спектаклем хозяев «На всякого мудреца довольно простоты» в постановке главного режиссера Сергея Кузьмича. Глумова Александр Кирпичев играет обаятельным и злым карьеристом, играет холодно и сдержанно. Для него главное - попасть в тон Мамаеву - В.Гостищеву и Крутицкому - Э.Очагавии. Глумов-Кирпичев умен, но решил не бороться с существующим порядком, а приспособиться к нему, отказавшись от своих идеалов, памятуя, что с волками жить — по-волчьи выть. В спектакле есть интересные актерские работы, по-новому раскрывающие образы пьесы. Городулин Д.Рябова очень молод, красив и изящен, изысканно пошл и нахален. Пожалуй, такого Городулина мне еще никогда не приходилось видеть. Крутицкий - Э.Очагавии не так глуп и не так уж смешон. Он эпически спокоен, за его благодушием - уверенность в собственной и себе подобных силе. Мать Глумова - А.Заварихина раскрывает характер в развитии - из неряшливой, вечно пьяной женщины она превращается во втором акте в роскошно одетую светскую даму. Спектакль неровный - первый акт идет, скорее, на уровне текста, а во втором начинает работать сюжет, появляется ритм. Оформление Елены Сафоновой не вполне понятно. Думается, что есть много лишних изобретений в этом живом и интересном спектакле - дым, идущий из подвала квартиры Глумовых, как из преисподней; рассматривающая всех в бинокль Мамаева - Т.Никитина; бесконечно выезжающие из кулис фуры-лестницы, на которых стоят или сидят герои спектакля и изрекают свои монологи или диалоги.

Интересен спектакль «Последняя жертва» Театра для детей и юношества из далекого города Северска Томской области (см. «СБ, 10» № № 3-103, 6-106). Стержень всего спектакля — Флор Федулыч Прибытков в исполнении Анатолия Кудрявцева. Флор Федулыч предстает как личность, причем масштабная, наделенная непривычной самоиронией. Он видит всех насквозь и себя тоже. Его отношение к Юлии сыграно Кудрявцевым не как прихоть, а как последняя поздняя любовь. Он вносит в образ новое — человечность и страстность, которые скрываются под джентельменской корректностью. И на поверку Флор Федулыч становится главным положительным героем спектакля, повествующего о том, что на место прекраснодушных краснобаев, мелких прощелыг и ворюг должны прийти сметливые предприниматели, сильные личности, без иллюзий, но с «купеческой честью».

В роли Юлии Тугиной Татьяна Угрюмова пыталась раскрыть глубину чувств к Дульчину, нравственную красоту своей героини, так потрясшую пожилого расчетливого и далеко не сентиментального Флора Федулыча, но думается, что это ей удалось не в полной мере, так как не ощущается развития образа, хотя возможности для этого были. Евгений Казаков создает яркий образ Дульчина, наглого вертопраха. Пошлость Дульчина очевидна прежде всего потому, что он не видит, не понимает сути такой женщины, как Юлия, которая его беззаветно любит и страдает. Он человек незначительный, пустой, и в нем неуловимо ощущается нечто современное нам.

Режиссер Наталья Корлякова застроила спектакль на музыке и танцах (которых иногда, правда, становится многовато), на великолепной пластике актеров, которые, к сожалению, двигаются лучше, чем говорят. Спектакль очень современный, и современности режиссер добивается прежде всего через актеров, которые купаются в ролях.

Калужский драматический театр показал «Волки и овцы» - одно из самых блестящих созданий комедийного гения Островского, оказавшееся сегодня как никогда актуальным. Сегодня чего только не делают режиссеры с русской классикой! Часто театр вступает в спор с автором. Порой Островский становится лишь поводом для режиссерских изысканий и самовыражения. Известный и талантливый режиссер Александр Плетнев хотел привнести в пьесу что-то новое, сверхсовременное, но думается, все-таки должно быть во всем чувство меры. Режиссер превращает мир Островского даже не в «темное», а в безликое серое царство скучных и непонятных людей. И знаменитое: «Да разве кругом нас люди живут?.. Волки да овцы. Волки кушают овец, а овцы смиренно позволяют себя кушать», - не работает в спектакле, так как все смешались в кучу – и волки, которые совсем не зловещи, и далеко не смиренные овцы, и дореволюционная Россия, и сегодняшние дни. Герои напоминают то ли бомжей из разорившихся «бывших», то ли выпущенных на свободу заключенных. Вместо вальяжного «Обломова» - Лыняева перед нами какой-то урка в очках, бушлате и черной фуражке, которую актер В.Годунов не снимает даже в доме перед дамами. С.Лунин играет Беркутова как крупного партийного чиновника, почему-то в черной папахе, стоящего за конторкой, превращенной в трибуну. Художественный образ спектакля – это теплушки (художник М.Железняков), которые превращаются в амбары, из них появляются действующие лица. В финале звучит марш «Прощание славянки», и два деревянных облупленных вагона отправляются в «светлое будущее» - в одну сторону с простым народом, где на полках в куче проститутки, зеки, воры, а в другую – вагон с российским гербом с двумя супружескими парами – Беркутовым и Купавиной – Е.Клейменовой, Лыняевым и Глафирой – Л.Фанасковой.

Островский в спектакле Калужского театра сопротивляется постановщику и исполнителям, пропадает текст, хотя актеры добросовестно работают в предложенном режиссером рисунке. Но, к сожалению, возникает даже ощущение, что мы увидели пьесу посредственного драматурга.

Одной из самых последних, грустных и не очень популярных пьес Островского, остававшейся долгое время в тени, является пьеса «Невольницы», названная в Ярославском театре драмы им. Ф.Волкова «Охотой пуще неволи». В ней драматург сквозь слезы смеется над существующим невольническим положением человека. Старый муж – молодая жена – вечная тема в драматургии и жизни. В доме старого богатого купца Стырова, в мире семейной деспотии томится «невольница» - его молодая жена Евлалия.

А.Соколовский играет Стырова ярко, эффектно вальяжно, заставляя наслаждаться своей прекрасной речью и текстом Островского, что бывает не так часто. Евлалия в исполнении М.Жемчуговой очаровательна, это натура душевно богатая, искренняя, жаждущая настоящих чувств. Она выходит замуж за нелюбимого старика, чтобы быть рядом с молодым человеком, в которого давно влюблена. Узнав, что она обманута и предмет ее страсти Мулин – А.Кузьмин - расчетливый ловкач, пройдоха и откровенный альфонс, она в финале превращается из романтического наивного создания в женщину, приспособившуюся к жизни в мире, где обесценено все. И это превращение сыграно актрисой великолепно. Евлалия-Жемчугова усвоила преподнесенные ей уроки и становится плоть от плоти того мира, невольницей которого ей предстоит стать, где нет места для любви и подлинной свободы.

«Бешеные деньги» - одна из самых популярных и часто играемых пьес Островского, и, как никакая другая, она опрокинута в день сегодняшний, что еще раз подтвердила постановка режиссера Малого театра Виталия Иванова во Владимировском театре драмы имени А.В.Луначарского. Об этом спектакле писали много, он получал различные премии, поэтому хочется сказать только, что это спектакль высокой культуры, с прекрасным оформлением замечательного художника Станислава Шавловского, хорошим актерским ансамблем и совершенно неожиданным главным героем Васильковым в исполнении Николая Горохова. Его герой далеко не молод, не так уж строен и молодцеват, но он так убедительно проживает каждый миг своего существования на сцене, так страстно любит Лидию Чебоксарову — Любовь Гордееву и так умеет глубоко прятать свои обиды и страдания, что нельзя оторвать глаз от этого непривычного седоватого, но очень обаятельного Василькова.

Рязанский областной театр драмы привез на фестиваль «Дикарку», написанную молодым Островским в соавторстве с молодым Н.Соловьевым. В центре – образ молодой русской девушки Вари, выросшей в глуши, в деревне и попавшей в расчетливый и безжалостный мир. Эту, по сути, бенефисную роль в свое время играли такие блестящие актрисы, как В.Комиссаржевская, М.Савина, А.Коонен.

В Рязанском театре Варя М.Мясниковой очаровательна, порывиста, и ее серьезное увлечение, а скорее любовь к хозяину имения стареющему ловеласу Ашметьеву - А.Торхову находит отклик в его душе. Их потянуло друг к другу всерьез, но ее искреннее и страстное чувство испугало женатого Ашметьева, и он грубо отталкивает ее. Страдающая и не понимающая, что произошло, Варя-Мясникова уходит к влюбленному в нее молодому помещику Малькову - М.Дмитроченкову, как-то разом превращаясь из восторженной девушки-дикарки в женщину, холодно и расчетливо приспосабливающуюся к окружающей жизни.

Спектакль рязанцев режиссер Жанна Виноградова и художник Надежда Яшина решили как яркий лубок (сценическое пространство обрамлено деревьями со свисающими с них неправдоподобно огромными тропическими фруктами), но по ходу в действие, которое не всегда точно простроено, вторгается и фарс, и правда жизни. Спектакль теплый, тонкий, легкий, идет в прекрасном ритме, хотя, к сожалению, не всегда главных героев поддерживает их окружение, напоминающее не живые, а условные фигуры.

Режиссер Валентин Варецкий в Московском областном драматическом театре им. А.Н. Островского обращается к заключительной части трилогии Островского «Женитьба Бальзаминова» («За чем пойдешь, то и найдешь»), добавляет отрывки и из двух первых и создает свою редакцию этой трагикомической истории о «маленьком человеке».

Спектакль яркий, шумный, с бравурной музыкой и танцами, с использованием многочисленных цирковых трюков, ненужных приспособлений и неоправданных деталей, за которыми теряется живая органика существования актеров.

Бальзаминова играет молодой, способный актер, очень пластичный. Лицо его озаряется улыбкой только при мысли о деньгах и выгодной женитьбе, а когда его мечта сбывается, в глазах его сквозит горечь и ощущение того, что жизнь прошла впустую.

Малый театр показал вне конкурса пьесу «День на день не приходится» («Тяжелые дни»), шедшую на сцене Малого 140 лет назад и не появлявшуюся в репертуаре наших театров до 1987 г., когда ее, наконец, поставил Детский театр в Москве. И это довольно странно, так как в пьесе хорошо выписаны образы купеческого и чиновничьего Замоскворечья.

Главные герои – молодежь, нежные влюбленные Андрей - С.Потапов и Шура - О.Жевакина устраивают свое счастье, добиваясь согласия на брак у купца-самодура Тита Титыча Брускова - Д.Кознова.

Режиссер Александр Коршунов выстраивает действие изящно и стремительно, в чем его поддерживает, как всегда в Малом театре, прекрасный актерский ансамбль. Тит Титыч в сочном исполнении Д.Кознова многолик и всеобъемлющ, фигура страшная в своем невежестве и в своих амбициях, не желающая считаться ни с кем и ни с чем. Но за постоянным окриком: «Ндраву моему не препятствуй!..» - у Тита Титыча скрывается страх, который и использует Василий Дмитрич Дюжев, помогая вырвать у него согласие на брак молодых.

Дюжева играет А.Коршунов. Играет неброско, несуетливо, чуть иронично, иногда озорно. Он подчеркивает бескорыстие своего героя, свободного от власти денег, презирающего взяточничество.

Изящно функционально оформление О.Коршуновой. С двух сторон сцена окаймлена решетками, увитыми зеленью, задник разрисован сценами из жизни старой купеческой Москвы. Хорошо освоено сценическое пространство – актеры выходят отовсюду: из проходов, из боковых дверей. А когда раздвигаются стены внутри, взору зрителей предстает очаровательный интерьер квартиры купца Брускова – поистине настоящий дом времен Островского.

Спектакль «День на день не приходится», интеллигентный, чистый, светлый, еще раз доказал, что лучшие традиции Малого театра сохраняются и воспринимаются его молодежью.

Закрывался фестиваль его хозяевами – Костромским театром, показавшим «Снегурочку», одну из самых загадочных пьес Островского, не имеющую большой сценической истории. Островский поселил своих героев в удивительную сказочную страну - в мир языческой Руси.

Петербургский режиссер Игорь Коняев, лауреат многих премий, проявил буйную фантазию, привнеся в свою постановку много танцев, песен, ритуалов, которые, правда, не всегда органично вплетаются в действие, а порой существуют отдельно от диалогов и монологов героев. Но актеры играют с полной отдачей, сцена заполнена их неуемной энергией, выплескивающейся и в зрительный зал.

Снегурочка - Мария Кирилкина чиста и прекрасна, но, на мой взгляд, самая интересная работа – это Царь Берендей - Э.Очагавия, входящий тихой, печальной нотой в излишне суетливый спектакль.

Жюри определило лауреатов:

Лучший спектакль фестиваля

«Последняя жертва» - Северский муниципальный театр для детей и молодежи

Лучшая режиссура

Игорь Коняев («Снегурочка». Костромского драматического театра)

Лучшая сценография

Елена Сафонова – («Снегурочка» Костромского драматического театра)

Лучшая женская роль

Татьяна Угрюмова за роль Юлии Тугиной («Последняя жертва» Северского театра для детей и молодежи)

Лучшие мужские роли

Александр Кирпичев – за роль Глумова («На всякого мудреца довольно простоты» Костромского драматического театра)

Николай Горохов – за роль Василькова («Бешеные деньги» Владимирского академического областного театара драмы)

За высокую культуру исполнения ролей в пьесах Островского

Татьяна Никитина – за роли Мамаевой и Бобылихи (Костромской драматический театр)

Лучший актерский дуэт

Андрей Торхов и Марина Мясникова за роли Ашметьева и Вари («Дикарка» Рязанского областного драматического театра)

Лучшая женская роль второго плана

Лариса Окишева – за роль Ирины Лавровны («Последняя жертва» Северского театра для детей и молодежи)

VII Театральный фестиваль «Дни Островского в Костроме» позволяет сделать ряд важных выводов. В первую очередь, постановки пьес Островского предполагают высокую степень мастерства, художественного такта, вкуса. Не менее важно, чтобы магия и мелодика слова Островского, живая и сочная речь его героев доходили до зрителей. Очень жаль, когда сидящие в зрительном зале плохо слышат актеров и не попадают под обаяние языка великого драматурга, не могут в полной мере оценить все тонкости и психологические глубины, таящиеся в нем. Ну а, чего греха таить, в большинстве спектаклей, увиденных нами на фестивале, очень плохо обстоит дело с речью, особенно у молодежи, впрочем, как и в столичных театрах.

Фестиваль еще раз доказал, что Островский – золотой фонд русской драматургии, что он – драматург на все времена, необыкновенно современный сегодня.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.