О времени и о нас. К.Щербаков. "Время моё и чужое"

Выпуск № 2-172/2014, Книжная полка

О времени и о нас. К.Щербаков. "Время моё и чужое"

Константин Щербаков. Время мое и чужое. М., Издательский дом «ПоРог», 2014.

Первое, что привлекает к новой книге известного театрального и кинокритика Константина Щербакова - это удивительно точно и емко выбранное название. Многие из нас ощущают сегодня с особенной остротой, как резко изменились ориентиры - нравственные, эстетические, этические - в театре и кинематографе наступившего нового века. Начало процесса было положено последними десятилетиями ХХ столетия, а бурный расцвет пришелся уже на первое десятилетие ХХ1. И время разделилось на «свое» и «чужое» отнюдь не в силу каких-то возрастных границ; сегодня нередко и молодые, не заставшие тех спектаклей, фильмов и их создателей, зная обо всем этом понаслышке или по старым советским фильмам и спектаклям, демонстрируемым по телевидению, явно отдают предпочтение былому.

Собирая свою книгу из рецензий и статей разных десятилетий (охват - с 1961 по 2013г.), Константин Щербаков не стал исправлять или уточнять в чем-то давние тексты - он оставил их такими, какими они были, и именно это дает счастливую возможность не только увидеть, но и ощутить, насколько противоречивым было время, когда необходимы были и внутренняя цензура, и умение чего-то недоговорить, и прочность идеалов. Многое из того, о чем пишет автор, запрещалось, снималось с афиш и из проката, замалчивалось, но оно делало эти десятилетия подлинным расцветом Вопреки, чего не случилось в эпоху Благодаря.

Спектакли и фильмы, о которых пишет Константин Щербаков, словно увидены теми, кто их видел, заново - не просто ностальгически, но и потому что автор очень точно воссоздает эти театральные и кинематографические события: в памяти возникают мизансцены, лица артистов, многих из которых уже нет... Он пишет с любовью, которая отнюдь не мешает глубокому анализу; он пишет с грустью, потому что сегодня так писать уже не принято - наспех перечислить (нередко путая имена и фамилии!) кто кого сыграл, сказать несколько слов (часто необязательных, ничего не раскрывающих) о режиссуре, упомянуть художника и композитора. Вот и достаточно. «Галочка» поставлена...

Спектакли «Современника», БДТ, носящего сегодня имя Г.А. Товстоногова, Театра на Малой Бронной, им. Вл. Маяковского, МХАТа, Малого и других театров, прекрасные фильмы мастеров кинематографа - казалось бы, ушли от нас на такое расстояние, что сохранились лишь в благодарной памяти. Но ведь сохранились! И, наверное, именно это и дает уверенность Константину Щербакову в том, что «среди бессчетного множества программ и платформ тихо звучит голос русского интеллигента, действует, дает вдруг о себе знать кодекс его чести, испытанный катаклизмами и такой обыденностью, которая пострашней катаклизмов. Правила этого кодекса - неписаные, и, однако, они очень ясно дают понять, что можно, а что нельзя в период ли свинцовой диктатуры, безбрежной ли демократии. В тот самый, наш общий, затянувшийся пестрый период, когда, по словам известной песни, нам нет преград ни в море, ни на суше. Есть преграды. И правила, принципы есть. И старомодное содружество порядочных людей по-прежнему живо, хотя я знаю других людей, которым это смешно слышать. И благородное звание русского интеллигента, достоинство его по-прежнему выше любых партий и лозунгов, движений и конъюнктур. И иначе - не будет. А дальше может быть все».

Как хочется в это верить! Как хочется, чтобы книгу Константина Щербакова прочитали все - и те, кто принадлежит к «благородному званию», и те, «кому смешно слышать» эти старомодные, но такие необходимые слова. Потому что, может быть, кто-то услышит и поверит. Тогда и время перестанет разделяться на наше и чужое...

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.