Чувашское — значит отличное. XII Международный балетный фестиваль

Выпуск №6-116/2009, Фестивали

Чувашское — значит отличное. XII Международный балетный фестиваль В конце октября состоялся XII Международный балетный фестиваль в Чебоксарах. Четыре вечера Чувашский театр оперы и балета провел при полных аншлагах. Фестивальная афиша включала «Жизель» – самый первый балет на чебоксарской сцене, «Баядерку» – постановку, удостоенную Государственной премии Чувашии, Гала-концерт и «Спартак» Марийского театра оперы и балета в постановке Константина Иванова.

«Минимум приглашенных – максимум открытий в собственном коллективе» – это не только девиз нынешнего фестиваля, но и стратегия нового главного балетмейстера театра Валерия Кокорева, в прошлом солиста Большого театра, в настоящем – успешного менеджера, формально – главного балетмейстера Челябинского театра оперы и балета, практически и официально – руководителя балета чувашского.

Всего за несколько месяцев познакомиться с труппой, подготовить новый спектакль («Лебединое озеро» не было показано на фестивале по техническим причинам – не подоспели костюмы) и активно включиться в работу новому балетмейстеру помогла энергичная команда коллег-единомышленников: директор театра Михаил Шиманский, художественный руководитель Ольга Нестерова, но в первую очередь, конечно, талантливый педагог и балетмейстер, самоотверженный директор балетной школы Галина Никифорова.

За несколько месяцев руководства команда Кокорева сделала немало. В буквальном смысле слова она не дает труппе засидеться – смело доверяет молодым выпускникам школы сольные партии, энергично готовит гастроли труппы по России (в Рязань и Ульяновск) и в Китай. Молодым артистам повышена зарплата и в результате – в этом году выпуск школы не только не разъехался по городам и весям, в труппу даже вернулись воспитанники прошлых лет.

Фестивальная программа была составлена таким образом, чтобы показать и изрядно помолодевший, окрепший кордебалет (еще не вполне освоившийся в качестве «теней», но уверенно выступающий виллисами в «Жизели»), и стабильных надежных ведущих солистов, танцовщиков широкого диапазона – Елену Лемешевскую, Татьяну Альпидовскую, Айдара Хисамутдинова, и молодых перспективных артистов нового поколения – Дмитрия Абрамова, Валентина Шустикова, Геннадия Виноградова, Анастасию Петрову, Александру Алимову. Но главное, что показал фестиваль, – в Чебоксарах появилась балерина по масштабу и статусу. Этому приобретению, несомненно, позавидовали бы и некоторые столичные театры.

Лауреат международных конкурсов Маргарита Камыш (выпускница Кишиневского хореографического училища, бывшая солистка Челябинского театра) дебютировала на чувашской сцене именно в дни фестиваля. На открытии она исполнила партию Никии в «Баядерке», на завершающем Гала-концерте блеснула в па де де из «Дон Кихота» (оба раза партнером выступил приглашенный из Санкт-Петербургского Михайловского театра Михаил Сиваков, не первый год восхищающий чебоксарцев своими галантными манерами, мужественностью, точеным вращением).

Гибкая и сильная фигура, балеринская стать, огромный прыжок, под стать мужскому, выделяли М.Камыш даже на фоне приглашенных звезд – японки Эллен Дешарре и солистки Кремлевского балета Натальи Балахничевой. Обе покоряли публику своими трактовками «Жизели»: одна (Балахничева) – тающей хрупкостью, лиризмом, другая (Дешарре) – пастельными линиями, непривычной глазу полутехникой, создающей иллюзию гравюр эпохи романтизма.

Организаторам фестиваля принадлежала прекрасная идея пригласить Марийский государственный театр оперы и балета им. Э.Сапаева с недавней премьерой – балетом А.Хачатуряна «Спартак» в оригинальной трактовке Константина Иванова. В этот фестивальный день зрителям и коллегам представилась возможность удивиться не столько балетмейстерскому прочтению (спектакль чересчур насыщен классическим танцем, и цитаты из Юрия Григоровича, конечно, прочитываются), сколько воспитанному и крепкому мужскому кордебалету, а также Спартаку в выдающемся исполнении двадцатилетнего солиста театра Константина Короткова.

В Чувашском театре оперы и балета такого исключительного мужского кордебалета нет, но есть все данные для того, чтобы развиваться. Есть прима-балерина, есть балетмейстер-постановщик, есть школа. В планах театра пригласить президентом фестиваля Надежду Павлову. Да сопутствует театру удача!

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.