Игры на свежем воздухе. Режиссерская лаборатория в рамках Программы поддержки малых городов России

Выпуск № 2-172/2014, Мастерская

Игры на свежем воздухе. Режиссерская лаборатория в рамках Программы поддержки малых городов России

Творческая режиссерская лаборатория, которую в рамках Программы поддержки театров малых городов России вот уже несколько лет проводит Театр Наций, ищет новые формы. И находит их в самых неожиданных и, на первый взгляд, вовсе не театральных местах. Одна из первых задач этой лаборатории было знакомство театров из российской глубинки с новым режиссерским поколением и новой драматургией. На сегодняшний день многие вновь проложенные маршруты стали для столичных выпускников хорошо наезженными дорогами. Сами театры теперь знают, где можно познакомится со свежими пьесами, как и где подать заявки на гранты для будущих премьер. Да и интересных премьер появилось не мало. Значительная часть афиши ежегодного Фестиваля театров малых городов России состоит из спектаклей, выпущенных по эскизам, созданным на лаборатории. Пришла пора что-то менять. И лаборатория решила поискать новые, неосвоенные театром, земли.

Уникальной находкой оказался остров недалеко от Казани, у впадения реки Свияги в Волгу, где расположился «Государственный историко-архитектурный и художественный музей «Остров-град Свияжск».

Никаких сценических площадок в Свияжске нет пока. Поэтому было решено в сцену превратить сам остров. Роскошные декорации для нового проекта Театра Наций начали строить еще по приказу Ивана Грозного. В 1551 году царь приказал основать на острове базу для войск, идущих на взятие Казани. За месяц там был собран из бревен, спущенных по Волге из Углича, кремль побольше московского. Позже там возникли знаменитые на всю Русь монастыри, в советское время приспособленные под тюрьмы и психбольницы. Недавно там прошла масштабная реставрация, и весь остров превратился в музей. А теперь и в театр.

В течении пяти дней июня три актерские компании: драматические театры из Мензелинска и Бугульмы, независимая театральная группа из Казани «Арт-подготовка» с московскими режиссерами готовили эскизы спектаклей, вписывая их в островной ландшафт. И, надо признаться, остров победил.

Елена Невежина выбрала пространство для эскиза по пьесе Биляны Срблянович «Семейные истории» как кино-натуру. Для сюжета о сербских детях, играющих в войну, которую ведут их родители, режиссер нашла чуть ли не единственный полуразрушенный дом в Свияжске. Обшарпанные каменные стены, открытые балки, пустые оконные проемы, проваленные доски пола. Бугульминские актеры с азартом и отвагой носились по осколкам камней меж несущих опор, поднимая тучи пыли. Они предавались игре в Маму, Папу, Сына и Собаку с неподдельной детской непосредственностью, что, конечно, и нужно было режиссеру. Однако столь прямое «значение» пространства и способа существования лишило действие развития, а персонажей - фантазии и драматизма. Впрочем - это был эскиз, а значит спектаклю есть куда расти. По крайней мере, подавляющее большинство зрителей потребовало продолжения.

Александр Хухлин нашел для задуманного им действа по сказке Ульриха Хуба «У ковчега в восемь» потрясающий пейзаж в духе Левитана. Он посадил зрителей под крутым откосом холма прямо на набережной, открыв им бесконечную перспективу других далеких берегов и водной глади, отражающей солнечные лучи. Но такая красота для легкой ироничной притчи о путешествии трех пингвинов в Ноевом ковчеге оказалась слишком «страшной силой». Актеры независимой театральной группы «Арт-подготовка» просто потерялись на ее фоне и совсем не по своей вине. Театр open air требует своих умений, которым в наших режиссерских мастерских не учат. Природа не подчиняется воле режиссера. Диалог с ней очень не прост. Попытка использовать ее просто как фон или декорацию успеха не имела. Зато показ этого эскиза очень многое объяснил самим его участникам. «Арт-подготовка» задумала следующий проект: организовать на острове-музее фестиваль театра site-specific, когда место действия задает его тему. И уже в августе прошла первая лаборатория «Свияжск АРТели», на которой разбившиеся на группы драматурги, режиссеры, актеры изучали легенды и истории Свияжска, на основе которых сочиняли свои будущие спектакли. Так что опыт эскиза «У ковчега в восемь» оказался весьма полезным.

Самую непростую задачу перед актерами театра из города Мензелинска поставил режиссер Кирилл Вытоптов. Недавно переведенную и почти у нас неизвестную драму-оперу Бертольта Брехта и Курта Вайля «Согласный и Несогласный» из цикла дидактических пьес он предложил разыграть в небольшом физкультурном зале местной школы как упражнение в принятии решения. Одна и та же ситуация здесь прокручивается дважды, каждый раз со своим финалом. Группа людей берет с собой в опасный поход через горный перевал мальчика, который сам напросился, так как рассчитывал за горами достать для больной матери нужное лекарство. На полпути мальчик обессилел. По неписанному закону его надо сбросить в пропасть, чтобы он не стал обузой остальным в трудном пути. Но только после того, как мальчик сам даст на это согласие. В первом варианте Мальчик согласие дает, а во втором - нет. На то нам и дан разум, чтобы не слепо следовать традиции, спихивая на нее всю ответственность, а всякий раз принимать самим новое решение. Участники показа не вживались в роли, а как бы прикидывали их на себя, занимаясь физкультурой: играли с хула-хупами, ходили по бревну, лазили по шведским стенкам. Не «переживали», а откровенно «играли» сюжет и рассуждали на тему. Причем используя как русский, так и татарский язык, или просто прослушивая запись оригинального немецкого исполнения. То есть включали в рассуждения разные культурные коды. Эскиз получился совсем не эмоциональным, зато спровоцировал интересное зрительское обсуждение. Актеры татарской труппы, привыкшие к традиционному репертуару, рискнули не только попробовать новый для себя жанр драмы, но и освоить новое несценическое пространство, и новый способ сценического существования, за что были очень благодарны молодому режиссеру. Да и где еще рисковать, как не на творческой лаборатории.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.