Дети всерьез, по-взрослому. Фестиваль-семинар детской театральной педагогики "Пролог-Весна"

Выпуск № 2-172/2014, Мастерская

Дети всерьез, по-взрослому. Фестиваль-семинар детской театральной педагогики "Пролог-Весна"

Фестиваль-семинар детской театральной педагогики «Пролог-Весна» состоялся в 11-й раз. В этом году свои спектакли показывали детские любительские коллективы из Москвы, Барнаула, Екатеринбурга, Новороссийска, Ижевска, Пушкинских гор, Ясногорска, Краснознаменска - всего 17 работ. За шесть дней фестиваля дети и взрослые увидели работы по произведениям А. Пушкина, М. Цветаевой, Ж.-Б. Мольера, Г.-Х. Андерсена, У. Гибсона, М. Себастьяна, Д. Биссета, С. Михалкова, Р. Сефа, С. Козлова, М. Бартенева, А. Гиваргизова, Д. Привалова, М. Петросян, К. Санрин. Проза и поэзия, классика и современная литература - все нашло свое место в тематически выстроенных днях фестиваля.

Но не случайно и название «фестиваль-семинар». Важной содержательной частью этого события всегда становятся семинары, тренинги, мастер-классы, творческие встречи - обширная образовательная программа. В нынешнем году она была особенно богата встречами с детскими писателями и драматургами в рамках лаборатории, организованной драматургом для детей в библиотеке им.А. Гайдара Львом Григорьевичем Яковлевым. Особое внимание в этом году было уделено творческим занятиям по истории культуры, самым незабываемым из которых стал урок актера, режиссера, педагога, абсолютного победителя конкурса «Учитель года» Александра Демахина «Право на ошибку», посвященный эпохе Возрождения. Необычайно интересной в этом году была программа театральных тренингов, среди которых наибольшее количество участников собрали тренинги «Этюдный метод» педагога МГУКИ Сергея Розова, «Ритм - как основной формообразующий элемент спектакля» педагога ВТУ им. Б.В.Щукина Андрея Левицкого, «Тело и голос» режиссера БДТ Бориса Павловича. Неизменно важное место в образовательной программе занимают детские обсуждения спектаклей и работа детской редакции, а также семинары и мастер-классы, на которых участники фестиваля делятся опытом друг с другом. В этом году в работе экспертного фестиваля впервые принимали участие Сергей Викторович Розов, Лев Григорьевич Яковлев и действительный член Европейской академии естественных наук, доктор педагогических наук, профессор Смольного института РАО Ольга Александровна Григорьева. Именно их глазами хотелось бы увидеть это событие.

Вот что говорит о фестивале С.В. Розов: «Мне, в первую очередь, очень приятно, что здесь такое большое количество желающих принять участие в фестивале. Очень здорово, что на фестивале каждый год оказываются новые люди, что «старые» распространяют о фестивале информацию. Мне нравится, что все они приезжают с конкретными целями, точным пониманием того, чего они ждут, ведь это же не просто фестиваль, а фестиваль-семинар. Нравится, что люди приезжают не только «себя показать», но и, главным образом, на других посмотреть: что нового в творческом плане у коллег, что у профессионалов.

В нашем втором фестивальном дне было замечательно обилие классики, интерес руководителей и студийцев, в частности, к Пушкину и Андерсену («Русалочка» студии «Кукарямба» города Ясногорска, «Анджело» студии «Академия ХМ!» города Краснознаменска, «Пушкин. Поэмы» студии «Надежда», «Страсти по Мусеньке» студии «Паяцы» города Москвы). В итоге подростки, молодежь видят свои точки соприкосновения с классикой, ощущают свою эмоциональную и интеллектуальную сопричастность к процессу, ищут смысл существования и нравственные ценности, опираясь на классику.

Мне показалось, что наибольший путь в этом отношении проделала «Академия ХМ!» с их спектаклем «Анжело», потому что там возникает то, что для меня очень ценно в театральном искусстве - непредсказуемость результата, когда прямо на площадке рождается что-то, что не репетировалась и почти никак не оговаривалось. Там поиск смысла и взаимоотношений происходит на наших глазах. Тогда, на мой взгляд, рождается чудо театра. Конечно, это было и в других спектаклях, но «Анжело» - работа в этом отношении наиболее цельная.

Что касается спектакля, «Мольер втроем» по «Смешным жеманницам» московской студии «Весь мир - театр», то я не очень понял, ради чего было взято само произведение. Можно догадаться, что это пародия на молодежь, которая хочет быть моднее модного. Но часто эта карикатура смешна, потому что сделана не на суть вещей, а на их внешнюю сторону. Тема, конечно, хорошая. Но сейчас тексты Мольера нуждаются в адаптации. Конкретно в этой пьесе очень много ссылок на свое время и имена - и в этом случае программка нам вообще ничего не даст. Другой вариант - делать какую-то смелую литературную обработку, вплоть до переписывания текста. Может, кто-то и сумел бы что-то сделать по мольеровским текстам, но тут ребята явно не очень хорошо себе представляют, кого они играют и пародируют».

Тему встречи с классикой продолжает О.А. Григорьева: «Меня очень впечатлило то, что все мы разные, что нас так много, что театральный язык понятен, что он позволяет разговаривать о том, что волнует, что болит и что радует - обо всем, что не оставляет равнодушным. Когда такой разговор ведется со сцены убедительно - это прекрасно.

Я могу отметить два спектакля: первый - «Анжело». Это погружение в мир пушкинской поэмы через литературный театр и проживание образа, это философские размышления о любви, верности, ханжестве, предательстве. И второй - это «Страсти по Мусеньке»: совершенно удивительный разговор о природе гения (ведь и Цветаева и Пушкин - безусловные гении), и об их взаимодействии в творчестве и жизни Цветаевой. Это спектакль очень яростный и страстный».

Но кроме классики были и совсем другие работы. Вот что говорит о них С.В. Розов: «Очень симпатичные впечатления у меня остались от спектакля «Восьмая нота Ме» по пьесе М. Бартенева «Тук-тук, кто там», который поставили в Новороссийском коллективе «Гармония». Видно, что и пьеса легла на коллектив, и коллектив любит пьесу настолько, что даже дети не очень большого возраста и театрального опыта очень точно, с пониманием доносят этот иронический текст, очень органично, не теряя историю, переходят от музыкальной, хореографической, вокальной частей к драматургической, они купаются в материале. То есть, на мой взгляд, это хороший театральный спектакль без скидок на то, какой коллектив - профессиональный, любительский, студийный, самодеятельный.

Спектакль «Прекрасное далеко» по пьесе Д. Привалова интересен уже тем, что поставлен шестнадцатилетней девушкой без специального образования и по современной драматургии. Алина Саранча, ученица московской школы №1060, осуществила постановку со своими одноклассниками в качестве творческого проекта. В пьесе Д. Привалова очень многое заложено, и очень многое было понято режиссером и актерами. Хочется пожелать этому коллективу и режиссеру хорошего будущего. Конечно, можно придираться к мизансценам и темпоритмической выстроенности спектакля, но, если честно, я даже не могу сказать, видел ли я в своей жизни более отрадный режиссерский дебют.

Спектакль «Вместе с Землей» студии «Академия ХМ!» из Краснознаменска очень симпатичный, выстроенный по игровому принципу на основании прозы и стихов А. Гиваргизова и С. Козлова. Это спектакль, как я его понял, о праве и даже обязанности человека открыть все самому. Ведь есть вещи, которые нужно пропустить через себя и прожить, и только тогда это знание будет не складом знаний в твоей голове, а личным набором ориентаций в этом мире - и чувств, и разума, и инстинктов, и эмоций. Это взросление абсолютно любого человека - от самого маленького до самого немолодого. Мне кажется, это адресовано любому возрасту: только то открытие будет настоящим, которое сделано самостоятельно.

Я не могу сказать, что не было ничего хорошего в других спектаклях. Но в «Безымянной звезде» московской студии «Остров сокровищ», и в «Тряпичной кукле» студии «Бемби» из Екатеринбурга не было художественной целостности, которая так важна для меня».

О.А.Григорьева во многом согласна с коллегой: «Музыкально-драматичное действо «Академии ХМ!» покорило не сразу. Сначала показалось, что этот громкий ансамбль - что-то на потребу подросткам, я даже как-то обиделась за прекрасных талантливых руководителей, зачем-то заставлявших детей идти у них на поводу с их любимой музыкой. Но прошло минуты две, и они меня убедили. И я уже была вместе с ними, внимательно и с большим удовольствием смотрела, как чрезвычайно талантливо, без швов, перетасованы тексты. Это блистательный сценарий, хорошая и крепкая режиссура, но самое главное - замечательная команда, у которой есть мама и папа - мужское и женское начало. И еще важно отсутствие «потолка» для ребят, независимо от их возраста. Сегодняшний спектакль и «Анжело» для меня сложились в общую картинку. Я нашла то слово, которое объединяет для меня оба спектакля. Это слово - милосердие. И если предыдущий спектакль взывает к милосердию по отношению к конкретному человеку, то этот - по отношению к земле, ко всем нам. Они, как бы шутя, бесстрашно выходят на философские проблемы. Они мне показали, что такое замечательная, разноплановая актерская семья, которую волнуют философские вопросы. И что в них очень много тепла и света. Их дети, конечно, чудесные.

И в спектакле «Прекрасное далеко» дети тоже чудесные. Все, о чем они говорили, лично мне очень дорого. С первых тактов понятна заявка на философские размышления, на то, что их всерьез беспокоит. Яростный монолог Сан Саныча, то, как Серега учит Василия летать - было так хорошо сделано! И ведь это дебют, да к тому же шестнадцатилетнего режиссера с актерами-ровесниками!»

В последний день фестиваля был показан спектакль московского театра-студии «Дверь» «Веселей к победе, веселей» по военным песням. Все эксперты высоко оценили эту работу за ее искренность, качество вокала, высокий уровень театральной культуры. Очень взволнованно писали об этом спектакле и дети. «Из тихого и спокойного XXI века, раскрыв коробку с письмами, герои попадают в 40-е годы XX века. И я прекрасно понимаю, почему этот ход так часто используется. Контраст: наше время, более или менее мирное - и ужасные жуткие годы. Когда письмо - это как лучик солнца среди туч, надежда, что твой родной человечек еще жив! Конечно, все те чувства, эмоции невозможно передать! Но мы хоть отдаленно будем знать, каково это все. И когда видишь ветерана, кажется, что это твой родной человек, ведь они подарили нам шанс на жизнь» (Елена Финченко, 8 класс гимназии №1452).

«Больше всего меня задел эпизод с фронтовыми письмами. Голодные мальчишки, переносящие тяжелые ящики с письмами, несчастный человек, который так самоотверженно и бережно хранит неизвестно кому адресованные весточки... Его образ с какой-то отчужденной задумчивостью, с преданностью своему делу и верностью долгу еще долго будет занимать мои мысли. Я видела, как многие плакали. Но я не пролила ни слезинки. Потому что не так мы отдадим должное своим дедам и прадедам. Я считаю, что нужно не забывать их подвигов, а для этого надо хорошо знать язык и историю своей страны, развиваться, делать что-то хорошее не только для себя, но и для других, а не орать на каждом углу про родину и не строить из себя диванных политиков. Я буду искренне надеяться, что спектакли на тему настоящего героизма Великой Отечественной войны будут и дальше ставиться в театрах, и в детских в том числе» (Элен Аблязизова, 8 класс школы №659).

Завершим рассказ о фестивале впечатлениями Л.Г.Яковлева: «Меня очаровал спектакль московской студии «Ворона» «Праздник непослушания», хотя коллеги его и ругали. Дети настолько милы, симпатичны и обаятельны, что я не могу об этом спокойно судить... Вообще все дети фестиваля очень хорошие, невероятно очаровательные. И прекрасно, что во многих спектаклях мы видим соединение малышей и взрослых, которое почти невозможно во взрослых театрах.

А еще чудесно, что тут очень профессиональные эксперты, приятно работать рядом с такими людьми. Очень хороши и другие удивительные люди - писатели и драматурги, встречи с которыми невозможно было пропустить! Какие интересные дискуссии разворачивались вокруг книги Ольги Громовой «Сахарный ребенок», пьес Олжаса Жанайдарова и Жанар Кусаиновой, моей пьесы «Надежда», коротких сказок Сергея Седова и Михаила Есиновского, исторических повестей Юрия Нечипоренко! И трудно сказать, кто высказывался интереснее и содержательнее - взрослая или детская публика. Все было всерьез, по-взрослому».


Фото Михаила Быкова

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.