Севастополь. "Не спугнуть сказку..."

Выпуск № 3-173/2014, В России

Севастополь. "Не спугнуть сказку..."


Уже более года у севастопольских детей и их родителей есть возможность посещать волшебные сказки в Севастопольском академическом русском драматическом театре имени А.В. Луначарского не только в зимние каникулы, как было раньше, а в течение всего сезона. Теперь в репертуаре появились две новые сказки - «Золотая муха» Н. Абелевой (она же - автор постановки), и «Русалочка» Г.-Х. Андерсена в постановке Е. Журавкина. Разные во всем, от содержания до сценического воплощения, сказки сходны в обилии музыки и яркости сценографического решения.

Главная отличительная черта «Русалочки» - контрасты. Они здесь во всем: в чередовании «дворцовых» эпизодов и сцен подводного царства, в смене света и полумрака, в роскоши одежд русалок и простоте костюмов Принца и его свиты. В сказке о Русалочке переплетены любовь и предательство, радость и горе. Евгений Журавкин стремился избежать любой дидактичности, разговаривая с детской аудиторией на равных, как со взрослыми. Спектакль и предназначен для семейного просмотра, как и большинство сказок, поставленных им. Но, в отличие от ранних «Золушки» или «Белоснежки», литературный текст здесь претерпел мало изменений. Постановщик только лишь изменил финал, точнее, оба андерсеновских варианта: Русалочка не погибла и не вошла в сонм ангелов. Бабушка-русалка читает ей сказку на ночь, и все происходящее оказывается сном.

Стилистически закономерно входят в таинственную музыкальную атмосферу сказки несколько песен, музыку к которым тоже написал Е. Журавкин. В постановке нашла отражение его собственная любовь к морю. В прекрасной лирической песне Русалочки не сразу ясно, к кому она обращается - к возлюбленному или к «стихии, и нежной, и сильной»:

Я люблю твою нежность - мгновения штиля -

И безумие страсти - порыв штормовой...

Как легко небеса мою жизнь разделили

На сонет «без тебя» и поэму «с тобой»!

Из музыки, по словам постановщика, родилась лаконичная сцена бала - серьезный и трогательный танец Русалочки (Светлана Глинка) и Принца (Александр Аккуратов), в котором их кружащиеся силуэты говорят больше, чем слова. В танце Русалочка спасает и жизнь Принца: вращаясь на веревке в темной глубине, он тонет, а ее тоненькая легкая фигурка подталкивает его наверх. С помощью пластики и искусного освещения (как обычно, мастерское владение светом Дмитрия Жаркова) создается иллюзия, что наверху - земля, где светит солнце и лают «лохматые рыбы», о которых так увлекательно рассказывает одна из сестер-русалок в исполнении Елены Василевич, а сцена представляет собою смертельно опасные воды. Внезапно наступающая темнота добавляет постановке сказочной таинственности, хотя временами вызывает испуг у самых юных зрителей. «Рельефно, как в аквариуме», - такого эффекта добивался постановщик.

Освещаясь, как кажется, всеми цветами радуги, к которым еще добавляют красок переливающиеся хвосты-платья русалок и их цветные волосы (костюмы Ирины Сайковской), сцена превращается в подводный мир, яркий и теплый, но в котором есть свои опасности - например, Морская Ведьма. Роль этого мистического и опасного существа исполняют по очереди Ирина Демидкина и Ольга Лукашевич. Вкрадчиво извивается гибкое тело, покрытое сверкающей «чешуей», смертоносные шупальца-пальцы отбрасывают длинные тени (как и в сказке «Ох, уж эти принцессы...», режиссером искусно используется театр теней), пугающе звучит нечеловеческая речь. Отняв голос у Русалочки, Морская Ведьма в завораживающе-опасной песне воображает себя «смертоносной сиреной»:

Пусть корабль спешит по водам

Сквозь летучих волн кипенье,

Пусть услышат мореходы

Наше сладостное пенье.

Постановщик снабдил эту героиню свитой - хищными пестрыми морскими каракатицами, подчеркнув, что «сказка драматична, как сама жизнь, и даже в подводном царстве есть силы добра и зла, и мир совсем не отличается от мира на поверхности....» Здесь есть и созидательные силы - добрые рачки-креветки, которые заодно и помогают в перестановках. Постановка отличается определенной технической трудностью благодаря частой смене эпизодов, максимальной сложности звука, использованию механизмов, пластической и акробатической составляющей. В сцене бури под порывами ветра и волн рушатся паруса, палубы и мачта корабля. На цветном полотнище-качелях Русалка взмывает из переливающейся глубины в солнечную высь, и разноцветная вода трепещет ей вслед. Такие эффекты достигаются лишь светом и искусно подобранными полотнами ткани.

Этот спектакль - о выборе, как и другие сказки Е. Журавкина. Несмотря на обилие драматических событий, происходящих на сцене, постановка оставляет чувство гармонии и умиротворения. Как всегда в работах, предназначенных для детей или семейного просмотра в «Античном филиале» в Херсонесе, постановщиком и всеми артистами особенно поддерживается командный дух и предельная мера ответственности - ведь важнее всего «не спугнуть сказку»...



Фото Д. БАЛЫЧЕВОЙ

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.