Форум-фестиваль "Артмиграция"

Выпуск № 3-173/2014, Фестивали

Форум-фестиваль "Артмиграция" Молодежный форум-фестиваль АРТМИГРАЦИЯ, состоявшийся в Москве с 8 по 13 сентября 2014 года, - свидетельство заинтересованности российского театрального сообщества в успешном будущем сценического искусства, связанного с деятельностью нового, креативно настроенного поколения актеров, режиссеров, драматургов, критиков, которые постепенно вливаются (или уже влились) своими темами, идейно-художественными замыслами и концепциями в современный театральный процесс.

О важности мероприятия можно судить и по его масштабу «от Москвы до самых до окраин» Российской Федерации, стран Содружества и Балтии, и по разнообразию тематик, числу и качеству представленных проектов. Профессиональный уровень обсуждения спектаклей и анализ назревших проблем театральной жизни в свою очередь говорят как о злободневности и насыщенности повестки дня (это фестивальные спектакли, форумы, специальные программы, fest club), так и эффективности работы всех подразделений АРТМИГРАЦИИ и конструктивности принятых ими решений.

Обращение к участникам форум-фестиваля Председателя СТД РФ, народного артиста России Александра Калягина со словами «Молодость - это удивительная пора, которой свойственно безумство мысли и действий. Молодость - время грандиозных свершений и поступков», - не только актуализировало цель и задачи театральной молодежи, но и стало призывом к творческому «безумству», творческим откровениям, свершениям, открытиям неизведанного. Тон сказанного - это тон друга, мастера, который ценит и поддерживает энтузиазм начинающих дарований, придавая им уверенности в своих силах и возможностях.

В числе 5 фестивальных спектаклей молодых режиссеров, отобранных из 100 поступивших из разных уголков России заявок, «Нахлебник» И.Тургенева, в постановке Е.Маленчева (Тульский академический театр драмы); «Записки на сгущенке. Клавдия» А.Стадникова, режиссера О. Невмержицкой (Молодежный театр «Ангажемент», г. Тюмень); «Наташина мечта» Я.Пулинович, постановка В.Кузнецова (Областной театр драмы, г. Владимир); «Техника номер 8» по пьесе А.Малейко, режиссера К.Левшина (Городской драматический театр «Поиск», г. Лесосибирск); «Как я стал...» Я.Пулинович, режиссера И. Ротенберга (Театр юного зрителя, г. Томск).

Участники форума-фестиваля увидели также фильм-спектакль «Медея. Материал» по пьесе Хайнера Мюллера, режиссера А.Васильева, работу режиссера С.Серзина «Стыдно быть несчастливым», по дневникам А.Володина (Этюд-театр, г. Санкт-Петербург).

В рамках форума состоялись заседания Молодежного совета СТД РФ, лаборатория молодых критиков под руководством Павла Руднева, «Живого журнала «Театр» с участием Марины Давыдовой, где обсуждался вопрос «Есть ли будущее у театра?», мастер-класс Стафиса Ливафиноса (Афины), актерский тренинг Вячеслава Кокорина (Екатеринбург). Ежедневно под председательством Дмитрия Трубочкина, Дмитрия Мозгового, Вероники Карауш проходили презентации молодежных проектов, конечная цель которых - изучение, оценка состояния, проблем и условий развития театрального искусства, стимулирование творческого потенциала.

Fest club - это, прежде всего, непринужденная домашняя обстановка, располагающая к приятному знакомству, к «разговору по душам». Это лекции как, например, «Медиатехнологии в театре». Это читка пьес молодых авторов, инсталляции с неожиданными, порой шокирующими, находками, чем они и примечательны. Это вечеринки с чаепитием, угощениями, песнями и танцами. Это спектакли молодежной лаборатории СТД «Место действия» - «Фантазии Треплева», «Музей Достоевского», погружающие в атмосферу времени и образ жизни персонажей (что сделано не без юмора). Удачные или спорные - эти работы, безо всякого сомнения, заслуживают внимания в качестве эксперимента.

Очевидно, что эксперимент может быть провальным, а может быть успешным и положить начало новым идеям, поискам в области формы и содержания. Однако право на существование имеют и тот и другой, поскольку являются продуктом немалых творческих усилий, которые могут посеять зерно и дать свежие ростки, если не сегодня, то завтра. На то и есть форум-фестиваль, выявляющий положение дел в театральной сфере, представляющий богатую информацию для размышлений на сей счет, прогнозирующий и предлагающий тактику и стратегию современного сценического искусства.

Экспериментирует молодежь, которая не боится рисковать, которой свойственны максимализм и упорство. У нее есть время развить на практике свою теорию и фантазию или отказаться от смелой затеи, убедившись в ее бесплодности. На это нужно время - самый строгий судья, который расставит по местам все, что имеет прямое отношение и к просмотренным спектаклям.

В «Нахлебнике» много «смешного», «комического». Иначе и быть не может. Ведь речь идет о «комедии», как определена пьеса ее автором. Однако нет ли в этом горькой иронии, которая вызывает смех сквозь слезы сострадания к человеку - жертве собственной доброты и интеллигентности? Человеку, который не хочет и не может обижать людей, не умеет защитить себя, вернуть принадлежащее ему добро, став в итоге объектом насмешек, издевательств со стороны бездуховной, обывательской среды, не имеющей представления о добре, чести и совести.

Так кто же на самом деле нахлебник? Тот, кто пытается понять и прощать людей, прийти на помощь несчастным, разделить с ними последнее, что у него есть? Или тот, кто выслуживается перед господами? Кто кормится за чужой счет, не брезгуя никакими средствами? Кто изображает из себя хозяина жизни, распоряжаясь наследством жены по личному усмотрению?

Василий Семеныч Кузовкин (А.Сидоренко) когда-то любил женщину безответной любовью и пытался спасти ее от одиночества, страха и отчаяния. Тайну рождения их общей дочери он хранил до той поры, пока невольно не вырвалась наружу от обиды, боли, унижения и несправедливости его глубоко потаенная правда о прошлом, безвозвратно ушедшем. Правда, которая источала свою боль и радость, наполняя его скудное на счастье существование.

Но ради того, чтобы не причинять дочери беспокойства, неудобства, не ставить ее перед обществом и мужем в унизительное положение, он выставляет себя наглым выдумщиком, плутом, негодяем, обрекая к тому же на полное одиночество.

А кто здесь клоун, шут, забава?

Тот, в ком сидит лакей, прислуга, ловкач, краснобай, льстец. Тот, кто преследует корыстную цель, подобострастничает, хитрит, унижается за кусок хлеба, показывая свою ничтожность. А это практически все действующие лица пьесы, но не Василий Семеныч, который, несмотря на обжигающую сердце рану, пронес священную для него тайну через всю жизнь, оставшись верным своему слову, своей злосчастной любви.

В спектакле создана точная атмосфера действия, сделаны верные психологические акценты, характеризующие персонажей. И, в первую очередь, центральной фигуры, вызывающей щемящую грусть и одновременно ощущение силы человеческой натуры, способной на самопожертвование ради ближнего.

Прочтение, достойное уважения. Именно в этом успех актера, режиссера, театра в целом.

Герои спектакля «Техника № 8» - ничем не примечательные люди, которые, прожив некоторое время в игровом «виртуальном», выдуманном кем-то условном мире, не перестают думать о другой «реальной» жизни, которая представляется для них чем-то более важным и значительным. Ожидая постоянно сказку, мечту, гоняясь за призрачным счастьем, они не заметили, что отдалились друг от друга. Не заметили, что жизнь - это сегодня, рядом, близко. Это родные, которые любят тебя, делят с тобой все радости и горести. Жизнь - это настоящее, и его можно упустить, пропустить, не заметить в поиске чего-то нового. Только оказавшись за границей собственной судьбы, жена и муж поняли, насколько нужны друг другу.

Юная героиня также условно попала в игру, приехав учиться в чужие края, полюбив доброго, милого, забавного молодого человека. Насколько эта любовь выдержит испытание временем и обстоятельствами, или повторится та же история?

Спектакль о том, что надо ценить, что имеешь, ценить каждое мгновение, дорожить дружбой, любовью, верностью, проживать жизнь сегодня. Завтра обязательно настанет, но вместе с ним пролетит безвозвратно день счастья...

Казалось бы, простые, но так трудно постигаемые нами истины!

«Записки на сгущенке. Клавдия» - спектакль, построенный на дневниковых записях и воспоминаниях родных и близких Клавдии Григорьевны, образ которой выстраивается благодаря эмоционально окрашенным словесным портретам. Ощущение действия, без чего слова растворяются в пустом пространстве сцены, создается благодаря сценографическим и пластическим решениям, связанным с центральным сооружением, которое в одном случае выполняет функции библиотечного зала каталогов, книжного шкафа, в другом - скамейки, кровати...

Не потайная ли это дверь в чужие судьбы, чужие мысли? Не таится ли в этих ящичках загадочная человеческая душа со своими сердечными муками, горечью, сомнениями? Не прячутся ли в отдельных ячейках скрытые мотивы поступков и поведения людей, чтобы не взорваться, объединившись вместе, не надорвать жилы под тяжким бременем собственных ошибок или не ранить ими ближнего, не внести раздор между людьми? Вероятно, здесь больше зон молчания, нежели правды, ранящей до боли; больше сочувствия, нежели жестокого, бессердечного откровения...

Спектакль можно принять или не принять. Главное - в возможности выговориться, хотя это делается не совсем привычным способом, не всегда убедительно, ясно и конкретно. Одно обстоятельство здесь безоговорочно спасительно - добрая, светлая память о бабушках и дедушках, о предках, которыми можно и нужно гордиться, без которых обрывается связь поколений. И это дорогого стоит.

Трагедия Наташи из детского дома в спектакле «Наташина мечта» - судьба не только одной девочки, но и многих других детей, еще не вступивших во взрослую жизнь, но уже успевших покалечить и свою, и чужую жизни.

Откуда это бессердечие, мстительность? Что стало причиной жестокости? Обида, отсутствие не привитых семьей и обществом нравственных ценностей? Где ее родители, родственники? Кому она нужна, если о ней никто не заботится, никто не думает? Если ее никто никогда не ждет? Или это способ защиты незащищенного никем ребенка, или способ декомпенсации взращенного жестоким миром несовершенного сознания?

Столько вопросов вызывает «Наташина мечта». А это уже чего-то да стоит.

Спектакль «Как я стал...» - вполне жизненная ситуация, в которой может оказаться каждый молодой человек. Однако герой пьесы, проявляя трусость, слабость, выкручиваясь, оправдывая себя, не может выбраться из сети и убивает в себе гордость, мораль.

Это - молодость? Нет. Это уже качество. Это первые шаги в большой мир лжи, лицемерия, холодного расчета, где не остается места искренности, сопереживанию.

Наконец, квартирник «Стыдно быть несчастливым». Поистине, несчастливый - это лишний везде человек. Он носит с собой скуку, жалобу на неудачи, на жизнь, на всех подряд. Ему ничего не нравится. Ему не нравится, когда хорошо другим. «Если кому-то плохо, он сам в этом виноват», - говорил Андре Моруа. И правда, редко кто думает о других больше, чем о себе. Редко, кто делает счастливыми других, но не себя.

Так что дерзайте! Будьте счастливы! Ищите во всем хоть маленькую радость! Научитесь дорожить собственным здоровьем, каждой минутой общения с друзьями! Вытаскивайте себя из петли неудач, печали и скорби! Делайте себя счастливыми!

Именно этот вывод напрашивается после просмотра спектакля, вернее, после участия в спектакле, где зритель становится одним из главных его персонажей. И это здорово, без фальши и наигрыша, без кокетства и пафоса, без драматизации и героизации, без стремления угодничать, понравиться кому-то.

Программа форум-фестиваля была насыщена, а усталости не чувствовалось. Везде царила (и не без стараний Александры Мануйленко, Евгении Баландиной и других) атмосфера дружелюбия, надежности, поддержки и готовности прийти на помощь по любому вопросу. Весело, дружно - творческая, игровая обстановка.

Не хотелось прощаться с участниками и хозяевами АРТМИГРАЦИИ, реализовавшими этот проект на высоком уровне, продумав все детали быта гостей, создав прекрасные условия для взаимообмена опытом, для свободы творческого самовыражения, для профессионального, интеллектуального диалога между разными регионами, разными поколениями художников, объединенных общими устремлениями служения театру.

Перед глазами, словно вживую, проходят фестивальные дни, вновь переосмысливается увиденное, услышанное, с большей силой пробуждается желание творить, искать и общаться.


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.