Идеальная компания. II Международный фестиваль-конкурс молодежных и студенческих театров "Идиллиум"

Выпуск № 3-173/2014, Фестивали

Идеальная компания. II Международный фестиваль-конкурс молодежных и студенческих театров "Идиллиум"

Хорошо, когда идея не просто обретает реальные очертания, а превращается со временем в нечто более масштабное и объединяющее. Так студенческий театральный коллектив, родившийся в 2009 году в Российском государственном университете туризма и сервиса, положил начало «Идиллиуму» - фестивалю молодежных и студенческих театров. Инициативу поддержало руководство вуза, оценив ее значимость. Нынешней осенью «Идиллиум», уже второй по счету, проводился университетом совместно с Союзом театральных деятелей РФ и Ассоциацией студенческих театров России. Не осталось в стороне и Управление культуры Пушкинского муниципального района Московской области.

Изменился статус фестиваля - он стал международным, а к участникам прибавились театры и студии из Эстонии, Армении и Чехии. Поскольку «Идиллиум» конкурсный, театральные работы оценивало жюри, которое возглавил доцент кафедры режиссуры Российского университета театрального искусства (ГИТИС), президент Ассоциации студенческих театров России, режиссер Михаил Чумаченко. За театральным процессом следили приглашенные наблюдатели - режиссер театра-студии «За углом», директор фестиваля любительских театров и творческих студий «Авангард и традиции» Тамара Шмакова (Гатчина, Ленинградская область) и режиссер городского театра г. Валки, директор Международного фестиваля «Талвилс» Айварс Икшелис (Латвия).

«Творческое таинство, изменяющее восприятие реальности и преображающее место происходящего» - так организаторы определяют главную суть «Идиллиума». Название, в свою очередь, вмещает три понятия - «Идиллия», «Иллюзия», «Элизиум». Словом, в студенческом городке Российского государственного университета туризма и сервиса, в практически идеальной, иллюзорной, райской атмосфере собрались прошедшие отборочный тур театральные коллективы, чтобы показывать новые работы, внимать компетентному жюри, набираться опыта и, что самое главное, творчески общаться. Добавим к этому мастер-классы по актерскому мастерству от Михаила Чумаченко и сценическому движению от доцента Российского университета театрального искусства (ГИТИС), члена Ассоциации каскадеров России Олега Снопкова, и картина будет полной.

Пять фестивальных дней одарили эмоциями, открыли новые имена в литературе и малоизвестные грани в творчестве хорошо знакомых авторов, показали, как и чем живут студенческие театральные коллективы. И даже если тот или иной спектакль вызывал бурные споры или получал диаметрально противоположные оценки, сомнений не вызывало главное - в каждой постановке серьезное осмысление драматургического материала, поиск нестандартных подходов и, конечно же, любовь к Театру. Ведь в пространстве «Идиллиума» встретились только любительские коллективы.

Сначала - открытия. Студия-театр «Манекен» Южно-Уральского государственного университета (Челябинск) представила спектакль «МамаТатаДедаТеткаиЯ», созданный в рамках проекта «Театр + Общество» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Поставила его актриса театра Юлия Малышева, написав инсценировку по романам Боры Чосича. Так произведения сербского и хорватского писателя-философа впервые были перенесены на театральную сцену. Возможно, отталкиваясь от характерной пародийной формы романов Чосича, Юлия Малышева наполнила свою постановку гротесковыми красками, отдельные сцены сделала открытой клоунадой, но именно такой прием позволил с особой остротой обозначить главную тему спектакля - разрушение семьи. Бора Чосич автор сложный, и потому иногда возникало ощущение, что режиссер тонет в материале, стремясь охватить необъятное. И тогда внешние приемы перекрывали внутреннее содержание. И все же работа Юлии Малышевой, не побоявшейся взяться за столь серьезного писателя, вызывает уважение. Так же как и актерские работы, потребовавшие от исполнителей большого мастерства.

Четыре актрисы буквально на глазах у зрителя перевоплотились в забавные персонажи, в образах которых много доброго юмора. Каждый - яркая индивидуальность. В невероятно сконцентрированном мирке уживаются Мама (Юлия Пичугина), Тата (Вероника Ким), Деда (Наталья Широкова), Тетка (Ольга Александрова) и ребенок, обозначенный в программке как «Я» (Юлия Малышева). Здесь обедают, стирают, читают стихи, скандалят, примиряются. В этом тесном пространстве ни у кого нет своей частной территории и, соответственно, никаких секретов. Каждый время от времени пытается вырваться из душных стен, но безрезультатно, а фраза: «Живи, где живешь!» - окончательно прибивает к земле. Бежать некуда, это понимают все. В спектакле, собранном из отдельных картин, словно из стоп-кадров, много пластики (режиссер-хореограф Ксения Петренко) и забавных сценографических деталей (художник Николай Брежинский). А главное, безграничный простор для творчества. К примеру, первый вариант постановки играли у себя в Челябинске на воде, выбрав для этой цели озеро. На «Идиллиуме» театральные показы проходили на театральной сцене, конкурсная работа «Манекена» предстала уже в ином виде, а озеро заменила ванна с водой. Возможно, после фестиваля, когда во время обсуждений свое мнение о постановках высказывали и члены жюри, и представители театров-участников, в этой работе появятся коррективы. Собственно, для этого и проводятся фестивальные встречи, а в диалоге рождается истина. По итогам фестиваля «Манекен» получил диплом за лучший актерский ансамбль.

Продолжая разговор об открытиях, несколько слов о спектакле «смраХ» Русской театральной школы из Эстонии. Дневники и письма Даниила Хармса, очень точно - от события к событию, от одного эмоционального состояния к другому - режиссер Ирина Томингас соединила в веселую и очень грустную историю поэта, оказавшегося в капкане политических перемен. Великий мистификатор и провокатор, романтик и жестокий насмешник, он создал свой собственный, абсурдный, вывернутый наизнанку мир. Такой Хармс стал для многих неожиданным, но авторы спектакля стремились обострить именно эту грань в судьбе человека-загадки, который, несмотря на внутренний стержень, был сломлен государственной машиной и «...с той поры исчез».

«смраХ», отмеченный на «Идиллиуме» как лучшая режиссерская работа, - совместная постановка Ирины Томингас и хореографа Ирины Критт. Он создавался как дипломная работа по движению. Режиссер пояснила, что во время работы отбирались такие тексты Хармса, которые бы максимально выражали заданную идею и совпадали с общим ритмом спектакля. Так сплелись в единое целое жесткие по эмоциональной окраске фрагменты хармсовских дневников и нежные, возвышенные строки из его писем, стихи и пластические композиции. В легкое, почти прозрачное сценографическое решение спектакля художники Алина Корсмик, Максим Сабер и Яаника Арум вписали разноцветные воздушные шарики - символы безграничной свободы и коробки разных форматов - нечто ограниченное, закрытое, вместилище тайн. Дополнила эту картину прекрасная световая партитура. В целом, работа «Русской театральной школы» показала замечательные возможности труппы, ее слаженность, умение импровизировать. И все же при подведении итогов фестиваля лучшим в номинации «Мужская роль первого плана» единогласно был признан исполнитель роли Хармса Сергей Пилипенко. Что касается импровизации, по словам режиссера, в спектакле «смраХ» существуют строгие рамки, но всякий раз он получается другим. Возможно, энергетика Даниила Хармса не позволяет двигаться по заданному рисунку и заставляет искать свежие краски.

Попыткой освоить новый для себя литературный материал стала работа Натальи Козловской, руководителя народного театра «Карусель» из Омска. Она написала инсценировку по мотивам рассказов А.П. Чехова, созданных им в 1886 - 1889 годах, и поставила спектакль «Fleurs d'amourЫ». Несмотря на такое название, он получился не о любви. Недоразумения, казусы, анекдотические ситуации из рассказов «Нервы», «Верочка», «Загадочная натура», «После театра» и «На даче». К сожалению, попытка связать эти забавные истории в цельный рассказ не совсем удалась. Из-за суеты в первом сюжете по рассказу «Нервы», утомительных перемещений персонажей и не всегда точных актерских попаданий в характеры героев, ушла чеховская ирония. Скомканным получился финал сюжета по рассказу «На даче», где муж и друг семьи одновременно получают одинаковые записки с просьбой прийти на свидание. Но вот развязка, такая забавная у А.П. Чехова, когда выясняется, что записка написана супругой главного героя с единственной целью - выпроводить обоих мужчин из дома и, наконец, помыть полы, почему-то оказывается совсем не смешной. К несомненным плюсам спектакля «Fleurs d'amourЫ» можно отнести сценографическое оформление, в котором умело использованы легкие белые занавесы, мгновенно превращающиеся то в полный ночных страхов дом, то в беседку. Художник Вячеслав Киселев придумал интересную программку в стилистике конца XIX столетия.

И снова Чехов. Теперь в спектакле «Жизнь» образцового театра-студии «Зеркало» из Нижнего Тагила, получившего диплом в номинации «Эксперимент». Режиссер Алена Галкина назвала свою работу фантазией по рассказам, пьесам и письмам А.П. Чехова. Актеры, разыгрывая ту или иную картину, все время озабочены поиском новых форм. Тема поистине вечная, но в итоге оказывается, что надуманная усложненность лопается как мыльный пузырь. Так и жизнь пройдет в бесплодных поисках, а ведь все гораздо проще. Скажем, как морковка. Оранжевый овощ-реквизит аппетитно грызут, размышляя об искусстве, втыкают в подсвечник, дарят отважным зрителям, вовлеченным в театральное действо. В спектакле немало интересных актерских работ, среди которых дуэты Ольги Городецкой и Ларисы Поповой (рассказ «Из дневника одной девицы»), Александра Злыгостева и Ольги Куковеровой (рассказ «Глупый француз»).

«Жизнь» получилась позитивной, Алена Галкина вместе со своими актерами сумела вдохнуть в постановку энергию радости. И не покидало ощущение, что за происходящим на сцене наблюдает сам Антон Павлович, отпуская время от времени остроумные замечания, рассказывая забавные шутки. И все - «в строку». Жемчужинки чеховского наследия для спектакля отбирали и режиссер, и актеры, и этот творческий процесс оказался всепоглощающим и увлекательным. Как сказала потом Алена Галкина, это была попытка показать безграничный мир чеховской фразы. В итоге все получилось по Чехову: «Надо изображать жизнь не такою, какая она есть, а такой, как она представляется в мечтах». И еще - «Мне страшно хочется жить!».

Тот же настрой - на жизнь - прозвучал в спектакле студенческого народного театра Санкт-Петербургского политехнического университета, которым много лет руководит Виктор Борисенко. Нужно сказать, что, взявшись за постановку володинской пьесы «С любимыми не расставайтесь», художественный руководитель шел на определенный риск. Ребята, на которых он это поставил, только, только пришли в студию, за исключением двух-трех актеров. Тем не менее, спектакль получился. Мозаика отдельных эпизодов, сыгранных в ритме танго, сложилась, а интересно придуманные пластические сцены помогли ребятам, которые делают лишь первые шаги в театре, справиться с непростым драматургическим материалом. Очень верный педагогический прием. К слову, Виктор Филиппович Борисенко был отмечен диплом за многолетнюю педагогическую деятельность. И еще один важный момент, связанный с тем, как режиссер решил финальную сцену спектакля. Он не стал доводить действие до трагической точки, убрал надрыв и дал реальную надежду, что в жизни главных героев все еще будет хорошо.

Несмотря на трагичный финал пьесы Жана Ануя «Оркестр» театральная группа «13» из Армении разыграла ее очень весело. Придуманные для каждого персонажа интересные детали - легкомысленная шляпка руководительницы оркестра, чудовищное боа и всклокоченная прическа флейтистки, явно не концертный костюм пианиста, в адрес которого отпускает шуточки даже официант - делает каждого из них яркой индивидуальностью. Оркестранты играют на невидимых музыкальных инструментах, в перерывах между произведениями обсуждают свои проблемы, хвастаются, злословят. Актеры легко и свободно существуют в своих образах, но, к сожалению, так увлекаются клоунадой, что в шуме общего веселья практически не слышен выстрел, обрывающий жизнь Сюзанны. А вместе с этим и замысел драматурга.

«Оркестр» - самый первый и пока единственный спектакль в репертуаре группы «13», поставленный режиссером и актером Самсоном Степаняном. Он же руководил курсом актерского мастерства у этих тринадцати ребят, которые в итоге объединились в театральную группу. Пьесу выбрали по числу действующих лиц, и в этом смысле «Оркестр» подошел идеально - 13 персонажей и 13 актеров. Возможно поэтому спектакль получился во многом формальным, но это ведь первый опыт.

К сожалению, гоголевская «Женитьба», представленная московским театром-студией «Puzzle», тоже не из числа удач фестиваля. Сложилось впечатление, что для актеров характеры их персонажей так и остались неразгаданной тайной. Да и само пространство спектакля напоминало территорию хаоса: действующие лица появлялись из одних условных дверей, но покидали сцену почему-то уже через другие. Двери в покои Агафьи Тихоновны вдруг стали окном, куда и шагнул в финале Подколесин. Скорее досаду вызвала сцена оплевывания Кочкарева всеми участниками сватовства, и уж тем более недвусмысленные намеки на роман Кочкарева и тетки Агафьи Тихоновны. И небрежность, которая отразилась не только в рисунке этой «Женитьбы», но и в сценографии.

Но как точно работала даже малейшая деталь в спектакле «Война на третьем этаже» по пьесе чешского и австрийского писателя и драматурга Павла Когоута, поставленном Петрой Вурзовой. На «Идиллиуме» его представила театральная гильдия из Чехии «Четверо под одеялом». Абсурдистское действо, к тому же, на чешском, оказалось абсолютно понятным даже без перевода. Военные конфликты, раздуваемые из мелочей и глупого пафоса, заканчиваются, как правило, одинаково - смертью людей. Сильные впечатления остались от игры Антонина Морависа, исполнившего одновременно три роли - Почтальона, Полицейского и Первого генерала, и Романа Бадура в ролях Гражданского и Второго генерала. За несколько секунд вполне миролюбивые персонажи перевоплощались в воинственных монстров, и такие метаморфозы вызывали озноб. Антонин Марвис получил диплом «Лучшая мужская роль второго плана». Специально для «Войны на третьем этаже» композитор Павел Поливка написал прекрасную музыку, благодаря которой тема жестоких игр, незаметно переходящих в реальность и приводящих к катастрофе, прозвучала особенно мощно.

Завершила «Идиллиум» работа молодежного театра-студии «Галерка» из Екатеринбурга - самое сильное впечатление фестиваля. Пьесу «Однажды мы все будем счастливы...» написала молодой драматург Екатерина Васильева. Спектакль с одноименным названием поставил Дмитрий Зимин. Черно-белый, жесткий, страшный. Сыгранный в практически пустом пространстве перед обшарпанной кирпичной стеной (играли в глубине сцены, усадив зрителей плотными рядами спиной к залу), он пульсирует сложным световым рисунком, созданным Афиной Фотовой и Дмитрием Куницких.

Жестокость порождает жестокость, нелюбовь взращивает ненависть и предательство. Главная героиня Машка - трогательная в своей наивности, добрая, но слабая, зависимая от чужого мнения и похвалы подруг. Нелюбовь матери, вымещающей на ней обиды за несчастливую судьбу, не просто ломает ее нутро, а делает его пустым. С тех пор, что туда бросят, тем и отзывается. Маша становится свидетелем убийства единственного близкого ей человека, но лишь молча наблюдает. Невероятно сложная роль досталась Ольге Рубашкиной, и остается только догадываться, какого психологического напряжения это ей стоило. Другая роль, не отпускающая внимания не на минуту, - Мать в исполнении Маши Гладышевой. Как одно целое действует актерский ансамбль - Ксения Чернышева, Анна Баранова, Надежда Мельниченко, Наталья Башкова, Оксана Вакарова, Наталья Серебро. Они одновременно и скрюченные злобные старухи, и манерные, подлые одноклассницы. Режиссер, завладев вниманием зрителя с первых минут, словно бы все туже и туже затягивает веревку, и в какой-то момент становится нечем дышать. Возможно, прием запрещенный, но авторы считают, что о некоторых вещах нужно говорить именно так. Сложная и очень честная работа екатеринбуржцев не отпускает, заставляет вновь и вновь возвращаться мысленно на место действия, где нелюбовь убивает все человеческое. Что станет с Машкой? Да, она уходит в монастырь, так же как и ее мать, моет полы, но что происходит в ее душе? Вопросов много, ответ не найден. Спектакль «Галерки» получил Гран-при Второго международного фестиваля-конкурса молодежных и студенческих театров «Идиллиум», актрисы Ольга Рубашкина и Маша Гладышева - дипломы за лучшую женскую роль первого и второго плана. А участники «Идиллиума» выдохнули, выплеснули эмоции в капустниках в последний фестивальный вечер и выразили надежду на новую встречу. В городе Пушкино, через два года.


Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.