Радужные сны. "Сон в летнюю ночь" в ЦАТРА

Выпуск № 3-173/2014, Премьеры Москвы

Радужные сны. "Сон в летнюю ночь" в ЦАТРА

«Сон в летнюю ночь» на сцене Центрального академического театра Российской Армии возник естественно: здесь последовательно воплощаются значительные, даже культовые версии лучших творений отца нашего, Шекспира. Нынешнее решение режиссера Андрея Бадулина, художника Михаила Смирнова и композитора Рубена Затикяна развивается в регистре простодушной искренности чувств и намерений людей, которые встречаются, влюбляются, женятся, пройдя до счастливого финала множество испытаний, в числе которых не только любовные размолвки, но и внезапное погружение в доселе неведомые миры.

Разные группы персонажей комедии пребывают в спектакле на разных уровнях бытия. Мир Афинского двора не равнозначен хрупкому царству фей, мотыльков и эльфов. Юные греки и их возлюбленные живут лирико-романтическими порывами. А труппа ремесленников, мечтающая стяжать сценический успех на свадьбе герцога, периодически впадает в банальную панику, присущую артистам, не сумевшим найти объединяющую их идею. При нынешней привычке превращать любое действо в волшебную феерию, обеспеченную новыми технологиями, особенно ценно желание ЦАТРА остаться в данном случае на уровне «простых чудес», несколько наивных, но глубоко ностальгических. Простые ширмы и завесы, организующие пространство, здесь не игра в «честную бедность», а следование определенным эстетическим законам.

Художник Михаил Смирнов сочиняет среду, умиляющую наивной простотой. Широкие помосты, поросшие злаками, перемежаются на сцене с фрагментами греческих колонн, создавая узнаваемый образ заброшенных павильонов ВДНХ. В этом бесхозном пространстве, по-своему уютном, но затхлом, и в самом деле, многое может случиться совершенно внезапно: богиня леса влюбится в осла, а двое юношей, забыв свои обеты, начнут терзать припадками любви одну из девушек, чем ее напугают и оскорбят. Да и другой девице происходящее удовольствия не доставит.

Ремесленники, ввязавшиеся в театральную авантюру - постановку жалостливой любовной драмы о Пираме и Фисбе, ведомые похожим на хлебный мякиш плотником Клином (Константин Денискин), честно стараются соответствовать духу творчества. Они сочиняют свой театр из того, что у них под рукой, склоняясь к образам елизаветинской эпохи и возвышаясь в финале своего фрагмента до истинной трагедии.

А порученец при особе Оберона Пэк, он же Филострат, распорядитель празднеств герцога, один старается организовать жизнь в каждом из миров, путая там и здесь все, что можно и нельзя. Но этот бесенок, смелый, темпераментный и пластичный в исполнении Романа Богданова, вовсе не дурак с инициативой, а фигура творческая. Невидимый земным людям, Пэк не только им, но и своим эфирным собратьям успевает из лучших побуждений талантливо потрепать нервы. Эльфы, однако, живут по строгим и прекрасным законам экологии: Титания засыпает в плетеной корзине, возносимой к небу райскими птицами под колыбельную песню дивной красоты. Эта «музыка сфер» внушает блаженство.

Вообще, существенно, что спектакль получил суверенную музыкальную драматургию: обойтись без марша Мендельсона не каждый театр себе позволит, тем более, умело это оправдав. Не слишком обильные потоки красивого дыма, как никогда, уместного (еще один пример «простого чуда»), похожи на облака и тоже способствуют желанной релаксации. Но все же основная интонация действия - увлекательная его непредсказуемость. Очередная размолвка царственной четы эльфов Оберона и Титании ставит «тонкие миры» на грань хаоса. Артисты Николай Лазарев и Людмила Татарова-Джигурда, однако, видят в них героев, прежде всего, лирических, что помогает обоим не терять чувственную энергию и страстность. Квартет юных влюбленных, напротив, излишне многословен и «путается в показаниях», хотя свое обаяние есть в каждом из них. Так, беззащитной искренностью трогает мятущийся дух Деметрия-Юрия Сазонова. Пикантна фея Паутинка Инны Серпокрыл, необъятная девица позднего возраста, чья невесомость проблематична, но это лишь умножает ее прелесть, к тому же, именно она замечательно поет изысканную колыбельную для Титании.

Спектакль, хрупкий, воздушный и прозрачный, меж тем полон юмора и живой сердечности. Его интонация свежа и трепетна, хотя хотелось бы пожелать молодым артистам большей ритмической стройности при чтении стихов и технической чистоты исполнения.


Фото Марии Громовой

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.