Его кредо / Борис Морозов

Выпуск № 3-173/2014, Лица

Его кредо / Борис Морозов

Юбилей главного режиссера Театра Российской Армии, профессора РУТИ (ГИТИС), народного артиста России, Лауреата Премии Москвы в области литературы и искусства Бориса Афанасьевича Морозова невольно вызывает размышления, далекие от парадных и пафосных фраз, потому что в его творческом пути и в качествах, отличающих этого человека, во многом, словно в зеркале, отразились судьба и путь целого поколения.

Он много и интересно работал и продолжает работать в разных театрах Москвы, российской провинции, зарубежья, но прочнейшими корнями связан Борис Морозов с Театром Российской Армии, куда после окончания ГИТИСа был приглашен своим Мастером - Андреем Алексеевичем Поповым. Тогда этот театр назывался Центральный академический театр Советской Армии, и жизнь этого коллектива (как, впрочем, и сегодня) во многом отличалась от повседневности советских театров. Прийти сюда - означало выбрать судьбу. Не самую счастливую, не сверкающую радужными красками, подразумевающую служение несколько иного рода, чем просто служение Мельпомене. И для этого выбора необходимы были особые качества личности. Впрочем, у поколения Бориса Морозова понятия чести, долга, гражданственности, интернационализма и многие другие, изъятые ныне из употребления, были, что называется, в крови. Но далеко не всем удалось пронести их через всю свою жизнь, когда так резко стало меняться и наше восприятие действительности, и наши идеалы, и наше отношение к театру.

А Борису Морозову это удалось.

Это вовсе не значит, что все, поставленные им спектакли, становятся событиями. Но все они, какими бы разными ни были, отличаются твердостью личностной позиции, неизменностью принципов и идеалов, усвоенных и глубоко воспринятых в юношеские годы и пронесенные через долгие десятилетия.

Когда-то ярчайшими событиями театральной жизни не только Москвы, но и страны становились его «Смотрите, кто пришел!» Вл.Арро, спектакль, родившийся на сцене Театра им.Вл.Маяковского, с блистательными Владимиром Самойловым, Игорем Костолевским, Михаилом Филипповым, сыгравшим, на мой взгляд, именно здесь одну из лучших своих ролей. Когда Андрей Алексеевич Попов возглавил Театр им.К.С.Станиславского, он пригласил сюда своих учеников - Бориса Морозова, Анатолия Васильева и Иосифа Райхельгауза. И спектакли Морозова «Брысь, костлявая, брысь!» С.Шальтяниса и «Сирано де Бержерак» Э.Ростана с ослепительным (другого слова не подберешь!) Сергеем Шакуровым по праву вошли в «золотой фонд» отечественного театрального искусства второй половины ХХ века.

А до этого был незабываемый спектакль «Птицы нашей молодости» И.Друцэ на малой сцене Театра Армии, поставленный только пришедшим со студенческой скамьи режиссером вместе с Б.А. Львовым-Анохиным - поэтический, атмосферный, в котором сверкала ярчайшей звездой Любовь Добржанская...

Позже Борис Морозов возглавил Театр им.А.С.Пушкина, и один из первых же его спектаклей вызвал настоящий зрительский ажиотаж: он поставил «Луну в форточке» Р.Феденева по рассказам Михаила Булгакова, и попасть на этот спектакль было почти невозможно.

И как не вспомнить спектакли на сцене Малого театра - «Убийство Гонзаго» Н.Йорданова, «Леший» А.П.Чехова, «Горячее сердце» А.Н.Островского, «Пир победителей» А.И.Солженицына, первое обращение к драматургии изгнанного родиной автора, «...И аз воздам» С.Кузнецова, спектакль, в котором едва ли не впервые на советской сцене предстала перед нами царская семья, расстрелянная в екатеринбургском подвале...

Много и чрезвычайно интересно работает Борис Морозов в Белгородском драматическом театре им.М.С.Щепкина - каждый его спектакль, поставленный с великолепной труппой этого театра, вызывает неподдельное внимание не только зрителей, но и критиков.

В 1995 году Борис Морозов вернулся в родные стены, возглавив Театр Российской Армии. Он решился во второй раз войти в ту же реку, на что потребовалось немалое мужество. И, полагаю, поступил совершенно правильно по нескольким причинам.

Морозов - из семьи военного, а это всегда налагает определенные качества на личность, если семейные традиции и ценности прочно усвоены с детских лет. В армейский театр привел его, совсем молодого режиссера, бесконечно почитаемый Учитель, имя которого Борис Морозов по сей день произносит с глубокой благодарностью и верной памятью. Кроме того, 1995 год памятен для всех нас разгулявшейся вседозволенностью, которой невозможно было положить какие-либо преграды, отказом от прошлого, огульным отрицанием всего советского, поспешной заменой идеалов.

Этому необходимо было как-то противостоять. И Борис Морозов решительно взял на себя эту неблагодарную, но такую нужную обязанность. Творческую и, едва ли не в первую очередь, личностную.

Морозов не стал обращаться к пьесам-однодневкам, которые заполонили сценические площадки «от Москвы до самых до окраин». Он сделал единственно верную ставку - на классику. В афише театра появились «Много шума из ничего», «Отелло», а позже «Гамлет» У.Шекспира, «Сердце не камень» и «Волки и овцы» А.Н.Островского, «Скупой» Ж.-Б.Мольера, «На дне» М.Горького, «Севастопольский марш» - открыто патриотический, ярко эмоциональный спектакль по «Севастопольским рассказам» Л.Н.Толстого, «Царь Федор Иоаннович» А.К.Толстого, спектакль «Зачем вы меня обижаете?..», в котором режиссер смело соединил гоголевскую «Шинель» и «Свадьбу» А.П.Чехова.

Своими спектаклями, какими бы разными они ни были, Борис Морозов горячо, страстно утверждал неизменяемость идеалов и ценностей духовной жизни, самое продолжение этой жизни, как бы глубоко ни загоняли ее современные нравы. И утверждал необходимость гражданской позиции и традиции русского психологического театра - две важнейшие, по его мысли, составляющие искусства.

Уже в новом столетии, обращаясь к современной драматургии, Борис Морозов остался верен себе: спектакли «Вечно живые» В.Розова и «Одноклассники» Ю.Полякова органично вписываются в «программу» режиссера.

Даже когда у Бориса Морозова появляются спектакли, менее близкие мне, я, как кажется, все равно понимаю и чувствую его, потому что в этом режиссере и человеке живет неуспокоенность, нежелание примириться, готовность отстаивать свои, веками проверенные идеалы. Разве это может оставить равнодушным?..

... В спектакле «Царь Федор Иоаннович» верность традициям и глубокое ощущение их непрерываемости выразились для меня с какой-то особенной эмоциональной силой.

Одним из самых великих спектаклей этого театра был когда-то «Смерть Иоанна Грозного» А.К.Толстого, первая часть трилогии, воплощенная Леонидом Хейфецем с Андреем Поповым в главной роли. Даже по сохранившимся снятым нескольким эпизодам, которые время от времени появляются в телевизионных передачах, ощущается невероятная мощь этого спектакля, в котором жил и мучился страшной мукой Учитель Бориса Морозова. Взявшись за постановку второй части трилогии, Морозов трогательно и бережно сохранил память о том великом событии - из глубины сцены выезжает трон, на котором сидел царь Иоанн Грозный, а в руках его сына, царя Федора, очень глубоко и точно сыгранного Николаем Лазаревым, посох отца...

И в этих деталях, так о многом говорящих, - Борис Морозов, его человеческое и творческое кредо. Кредо подлинного рыцаря, верного ученика, талантливого режиссера и мужественного человека.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.