Может ли актер изменить город? / Александр Мустаев (Удмуртия)

Выпуск № 3-173/2014, Лица

Может ли актер изменить город? / Александр Мустаев (Удмуртия)

Как-то зимой в темноте, поскольку освещение на улице Вадима Сивкова не горело, вместе с сотрудниками СТД мы шли в театр на вечерний спектакль и весело болтали о том, о сем. Шедший следом мужчина, обгоняя, вдруг обратился к Александру Гаевичу Мустаеву: «Ваш голос мне так хорошо знаком, я вас знаю, но никак не могу вспомнить, кто вы».

Действительно, голос заслуженного артиста Российской Федерации Александра Мустаева узнают все жители Удмуртии. Он звучит на государственных праздниках, на демонстрациях, в концертах, на телевидении и по радио. А впервые жители Удмуртии начинают его воспринимать детьми, приходя с родителями или учителями в Государственный театр кукол Удмуртской Республики, где Мустаев уже 31 год - ведущий актер. Его смело можно назвать удмуртским Левитаном, а его голос - достоянием республики.

У певцов, актеров, чтецов ценятся голоса с яркой индивидуальной тембральной окраской, по которой сразу можно узнать исполнителя. Голос - визитка. Такой же и у Мустаева. Это дар Божий. Но, возможно, не только?

- Голос дан в первую очередь папой с мамой и господом Богом, - говорит Александр Гаевич. - Но то, что он хорошо звучит, это благодаря замечательным педагогам, которые работали со мной в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кино - так он назывался в наши годы. Часто вспоминаю Наталью Латышеву, знаменитую советскую оперную певицу Валерию Барсову. Они научили меня хорошо читать стихи и петь. Когда я приехал работать в Ижевск в театр кукол, меня начали приглашать в концертные программы с чтением стихов, потом ведущим, а там пошли государственные мероприятия...

На открытии памятника Александру Пушкину возле второго корпуса Удмуртского госуниверситета Александр Мустаев так читал хрестоматийное стихотворение «Памятник», что казалось - дух поэта присутствует здесь, рядом с нами, и его дыхание , а не ветер, шевелит белое покрывало поверх статуи.

- Мне не позволяла засыпать, останавливаться еще одна моя стезя, по которой я пошел - преподавательская работа, - рассказывает актер. - Я вел занятия по речи для представителей электронных средств массовой информации, для будущих актеров, которых готовил факультет искусств Удмуртского госуниверситета и Республиканский колледж культуры.

Кому приходится часто бывать в командировках по городам России, наверняка обращает внимание на голоса ведущих и дикторов местных радиостанций и телеканалов: нередко они говорят с областной интонацией, с неправильными смысловыми акцентами. Удмуртские республиканские и ижевские городские электронные СМИ благодаря Александру Мустаеву, а теперь и его ученикам, отличаются грамотным отношением к произносимым текстам. Это и есть слышимый вклад в культуру региона.

Голос Александра Мустаева стал незаменим в программах симфонического оркестра Удмуртии, где он читал в минувшем сезоне в сопровождении музыки произведения Э. Гофмана, В. Набокова. А началось с удачной пробы в Театре оперы и балета, где был исполнен «Реквием» Моцарта с чтением трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Зрительский успех оглушил. Артиста начали приглашать в филармонические программы, где очередной удачей стала пушкинская «Метель» под музыку Г.Свиридова с оркестром народных инструментов. Завораживающее впечатление !

Мустаев создал вместе с лучшими операторами, сценаристами и режиссерами ГТРК «Удмуртия» красивые, полные вдохновения и любви к родной стороне телефильмы о природе Прикамья, музее художников Сведомских, об удмуртском просветителе Кузебае Герде, расстрелянном в годы репрессий. Для библиотеки слепых вместе с дочерью Михаила Калашникова Еленой Михайловной подготовил видеофильм об автомате АК-48. И везде за кадром слышен его глубокий, богатый красками и интонациями голос.


Театр

Если работа речевика и ведущего не требовали от Мустаева расставаться с его главной жизненной миссией - актерством, то он дважды сворачивал с актерской стези в административную область. После смерти двух директоров театра кукол - Глафиры Токаревой и Олега Никитина пришлось поработать директором театра. Он пытался параллельно выходить на сцену, но понял, что директорские обязанности сильно мешают. Актеру нужно не просто загримироваться и выйти к рампе, но перед каждым большим вечерним спектаклем - таким, к примеру, как «Пер Гюнт», где у него главная роль, настраиваться целый день. «Но я благодарен Министерству культуры Удмуртии, что они взяли для себя тайм-аут и не назначали первого попавшегося человека руководителем театра, а подобрали действительно знающих и любящих театр людей», - так оценивает те два периода своей жизни Мустаев.

Именно тогда он понял, что без актерской профессии не сможет. Мустаев относит себя ко второму поколению актеров театра кукол Удмуртии. Первое - те, кто пришел в 30-е  годы, а в конце 60-х состав полностью обновился. Он попал в театр по объявлению в газете «Удмуртская правда», где говорилось о наборе в актерскую труппу, а через год уехал учиться в Ленинград. Первые годы работы в театре ушли на осознание своих возможностей, формирование мастерства, набор высоты. Вскоре Мустаев становится ведущим актером труппы - заслуженным и народным артистом Удмуртии, а потом - заслуженным артистом России.

Сегодняшний кукольный театр требует от исполнителя быть на высоте актерской игры и сохранять навыки искусного кукловождения. Александр Мустаев - лирик, трагик, комик во взрослых и детских спектаклях. Его мастерство владения куклой любой конструкции безупречно. Волшебная натруженная рука кукольника чувствует конструктивные особенности каждого неживого создания и искусно оживляет его, наделяя своими эмоциями.

В 80-е годы кукольный театр перевернул Ижевск своими спектаклями. Это было время, когда в России и в Удмуртии театр кукол перестал быть исключительно детским и начал выпускать серьезные постановки для взрослых. Об ижевском театре кукол заговорили интеллектуалы, профессура и преподаватели соседнего с театром Удмуртского госуниверситета. Многие старались не пропустить значимые премьеры и рекомендовали студентам спектакли «Не бросай огонь, Прометей», «Тень», «Опять они поют», «Пер Гюнт», «Поэт», «Записки сумасшедшего», «Турандот», «Шут Балакирев».

На вопрос о том, не наступает ли у зрелого и успешного актера ощущения, что он уже достиг всего, Александр Мустаев отвечает так:

- Я хочу всегда оставаться учеником. Каждый новый спектакль начинаю как бы с нуля. Всякий раз узнаю что-то для себя новое, обогащаюсь, а потом это отдаю зрителям. Помню, как трудно шла работа над спектаклем «Опять они поют» с режиссером Ильей Шевцем. Мне пришлось играть роль немецкого офицера Герберта. Это умный, образованный, тонко чувствующий человек. И вот ему приходится расстреливать своего учителя, который дал ему в духовном плане очень многое. Он колеблется, рефлексирует, но все же выполняет навязанную роль палача. Фашистская идеология превозмогает тысячелетнюю европейскую культуру. Тогда этот спектакль произвел переворот в моем сознании, да и во всем городе. Культура никого не спасает, она бессильна перед тоталитарной идеологией. Мы сыграли этот спектакль перед самым началом перестройки. И он стал нашей театральной перестройкой.

Мустаеву пришлось переиграть много классики - русской и зарубежной. Гоголь, Фриш, Гоцци, Дюрренматт, Маккиавелли, Шварц, Ибсен, множество сказок для детворы. «У меня нет ощущения, что я что-то не доиграл, - признается он. - Работал с интересными режиссерами, сценографами, коллегами-актерами. Моя жизнь - это в первую очередь театр, в котором все состоялось».


Союз театральных деятелей

В 2001 году Александр Мустаев был избран актерским сообществом председателем Союза театральных деятелей Удмуртии, а с 2011 он еще и секретарь Союза театральных деятелей России.

- Это расширение себя, проба на стезе серьезной и нужной театральному сообществу общественной работы, - говорит Александр Гаевич. - Мои коллеги, друзья - 170 человек - доверили помогать им по жизни и творчеству, и я делаю это с удовольствием и готовностью прийти каждому на помощь.

У Союза театральных деятелей сегодня хорошие возможности для плодотворной работы в этом направлении. Помогает - и денежно, и организационно Российское СТД, а теперь и Министерство культуры Удмуртии активно включается в совместные проекты и ежегодное субсидирование. Не на последнем месте спонсоры, любители театра. Начало 2000-х оказалось тяжелыми для СТД, а сейчас организация заработала на полных оборотах, и деятели театров это почувствовали. У СТД Удмуртии стало больше мероприятий. Кроме фестивалей, конкурсов, учебы, праздников, юбилеев, спортивных соревнований появились вечера, посвященные памяти ветеранов сцены. Не так давно вышла в свет первая в России региональная театральная энциклопедия.


Послесловие

Заслуженному артисту России Александру Мустаеву исполнилось 60 лет. В пору зрелости ему есть о чем рассказать и чем отчитаться перед актерским сообществом и зрителями. К началу нового театрального сезона 2014 - 2015 годов режиссер Дамир Салимзянов поставил на него в Театре кукол Удмуртии спектакль по пьесе японского драматурга Коки Митани «Академия смеха» - смешную и, вместе с тем, лирическую историю о преображении чиновника-сухаря, «человека в футляре», соприкоснувшегося с волшебным миром театра.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.