Театр - это целый мир. К 90-летию Театра Сатиры

Выпуск № 3-173/2014, Выставка

Театр - это целый мир. К 90-летию Театра Сатиры

Уильям Шекспир говорил, что мир - театр. Но ведь и Театр - это целый особый мир. Мир яркий, многообразный, многогранный, многонаселенный, многонациональный, многожанровый... И каждый театральный коллектив - его драгоценная составляющая. Если сравнить театры с драгоценными и полудрагоценными камнями, то есть театры-авантюрины, театры-опалы, театры-алмазы, театры-рубины, театры-изумруды и т. д. А есть и бриллианты. И один из них - Театр Сатиры, который в этом году отмечает свое 90-летие.

Именно этому событию посвящена одна из выставок, открывшихся в Государственном центральном театральном музее им. А.А. Бахрушина. Ее название «Грустно, но смешно» в полной мере отражает суть почти вековой творческой жизни коллектива.

А все началось с показа спектакля «Москва с точки зрения» 1 октября 1924 года в подвальном этаже дома Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке, где раньше находились театры-кабаре «Летучая мышь», а позже «Кривой Джимми». Создатель театра режиссер Давид Гутман говорил: «Мы - театр маленький, быстрый, веселый, подвижной, у нас нет времени лечить, мы только обнаруживаем симптомы болезни». В первое десятилетие Сатира ставила только обозрения, яркие и хлесткие, тексты которых писали В. Ардов, Вл. Масс, Л. Никулин, А. Арго, Н. Адуев. В 30-е годы в репертуаре театра появились пьесы В. Шкваркина, Н. Погодина, А. Толстого, К. Финна, А. Чехова, М. Горького, Б. Шоу. В 1950 году начал ставить Валентин Плучек, который с 1957 по 2000 год возглавлял театр. Его лучшие постановки «А был ли Иван Иванович?» Н. Хикмета, «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше, «У времени в плену» А. Штейна, «Ревизор» Н. Гоголя, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Гнездо глухаря» В. Розова, «Вишневый сад» А. Чехова, «Самоубийца» Н. Эрдмана, «Трехгрошовая опера» Б. Брехта становились событиями театральной Москвы.

Здесь блистали (в алфавитном порядке) Ольга Аросева, Людмила Гурченко, Андрей Миронов, Георгий Менглет, Спартак Мишулин, Анатолий Папанов, Татьяна Пельтцер и многие-многие другие. Сегодня же ежевечернее театр посещают поклонники Андрея Барило, Юрия Васильева, Веры Васильевой, Михаила Державина, Федора Добронравова, Елены Подкаминской, Натальи Селезневой, Александра Ширвиндта, Алены Яковлевой и других наших любимых артистов.

В 2000 году театр возглавил Александр Ширвиндт, блестящий актер, режиссер, педагог, вырастивший не одно поколение актеров. Ему все не устают признаваться в любви - безграничной и всеобъемлющей. Алена Яковлева призналась: «Мы его бесконечно любим и обожаем. Таких чудесных, замечательных людей больше нет. Он невероятно талантливый, трепетный, трогательный, умный, красивый и очень ироничный».

В Театре сатиры свято хранят историю, передавая ее от поколения к поколению. Здесь стены намолены актерами высочайшего класса - легендами отечественного театрального искусства. И с каждым можно познакомиться на выставке. Здесь представлены фотографии, афиши, программки, переписка, рисунки, эскизы и макеты декораций, костюмы, мемориальные вещи разных лет из фондов Бахрушинского музея и музея Московского академического театра сатиры. Здесь же - галерея портретов выдающихся режиссеров и актеров, которые создавали этот театр, служили ему, творили его историю: и тех, кто остался в нашей светлой памяти, и тех, кто радует нас сегодня новыми театральными постановками.

Среди раритетных экспонатов я бы назвала восстановленный художником Валентином Шихаревым макет к легендарному спектаклю «Мистерия-буфф» (художник Александр Тышлер) по пьесе Владимира Маяковского, поставленного Валентином Плучеком в 1957 году, макет к спектаклю «Укрощение строптивой» по пьесе Уильяма Шекспира, поставленному Валентином Плучеком в 1994 году (макет выполнен по эскизам В. Левенталя), костюмы Андрея Миронова в роли Лопахина и Анатолия Папанова в роли Гаева в «Вишневом саде» Антона Чехова, предметы реквизита из спектакля «Ревизор» в постановке Валентина Плучека, где Хлестакова играл Андрей Миронов, а Городничего - Анатолий Папанов. Здесь же можно увидеть фото сцен со спектакля. Уделили должное внимание и постановке «Безумный день, или Жениться Фигаро», предложив нашему вниманию фото, а также элементы декорации - столик и напольный подсвечник.

Отдали дань памяти и недавно ушедшей Ольге Аросевой, представив макет к спектаклю «Как пришить старушку» по пьесе Дж. Патрика (художники Валентин Шихарев, Тамара Родионова) в постановке Михаила Зонненштраля, фото сцен со спектакля, а также костюм актрисы.

Во втором зале представлена выставка «Не может быть....», посвященная 80-летию Александра Ширвиндта. Здесь представлена практически вся театральная биография актера в фото, афишах и наградах. Здесь же - его личные вещи, книги с автографами и знаменитейшая курительная трубка - неотъемлемая оставляющая портрета Александра Анатольевича, уже ставшая экспонатом Бахрушинского музея...

Музей с трудом вместил всех желающих побывать на открытии. Да это и понятно, поскольку главные герои и виновники торжества - актеры и режиссеры прославленного коллектива - показали яркое, музыкальное, остроумное юмористическое действо. Говорили теплые приветственные слова и слова благодарности, признавались в любви и уважении друг другу и поздравляли, поздравляли, поздравляли...

Невозможно не согласиться с Александром Ширвиндтом, что «в наше непростое время нельзя жить и существовать круглосуточно негативом. Физиология не позволяет. Человек должен иметь возможность вздохнуть». Именно эту возможность нам дают постановки Театра Сатиры и в какой-то мере эти две выставки.

На мой взгляд, драматизм театрального искусства заключается в том, что оно сиюминутно. Завтра - это будет уже совершенно другой спектакль, а если постановка не зафиксирована на кино-, фотопленку или в записях театроведов, она исчезает, как это ни прискорбно, навсегда. Поэтому спешите видеть своих любимых артистов, «вздыхать» вместе с ними, напитываться прекрасным и становится частичкой Великой Русской Театральной Истории.

 

Фото автора

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.