Тюменская птица Жар-Феникс

Выпуск №6-116/2009, Гости Москвы

Тюменская птица Жар-Феникс Тюмень – средних размеров город между Омском и Екатеринбургом, две тысячи километров от Москвы, неофициальная нефтегазовая столица России. Но не нефтью и газом единым.… Превратившийся из частного в муниципальный театр «Ангажемент» добрался до Москвы и отыграл два спектакля на сцене Центра им. Вс.Мейерхольда. Надо отдать должное администрации Центра – зал был заполнен оба дня, хотя театр московскому зрителю почти не известен.

В первый день, на «хуторе близ Диканьки» зритель как бы становился участником народных гуляний, актеры выходили на сцену прямо из зала. И, что удивительно, обычно сопутствующая такому действу натужность здесь почти не чувствовалась. Даже народные атрибуты вроде условного хуторского говора и столь же условных малороссийских песен были к месту. После шумного восхождения на сцену всей братии, у нас на глазах затевают игру: по одному достают из мешка определенные предметы-символы. Происходит раздача ролей. Кто-то вытащил гротесковую кувалду – будет Вакулой, кто-то красные рожки – чертом, и т.д.

Все действие происходит на фоне придуманного Ольгой Трофимовой некоего чудо-домика (настоящая хата, но и как будто воплощенная иллюстрация гоголевской повести). Домик стоит на невидимом круге и в нужный момент (неожиданно!) поворачивается к зрителю новой стороной. Других декораций нет, но и домика вполне достаточно – он функционален и при этом не выглядит нарочитым.

Главное достоинство спектакля – в легкости. Отсутствие философских измышлений, которыми часто грузят Гоголя, с лихвой компенсируется позитивной и радостной энергией, генерируемой артистами. Возникает почти физическое желание прохрустеть по свежему снегу. Оказаться далеко от города, в мире, где все друг друга знают и приглашают на кутью. Даже отсутствие солистов не портит впечатления, ведь сплоченное целое лучше, чем один-два человека, изо всех сил вытаскивающих спектакль. Актеры действительно верят в то, что играют, и, наблюдая за ними, тоже веришь. Также стоит упомянуть, что несколько исполнителей, занятых в спектакле, вводные. Но это почти не было заметно на общем празднике жизни. В общем и целом, «Вечера на хуторе близ Диканьки» (режиссер Михаил Заец) - добрый и милый спектакль, почти балаганный, который понравится всем, кроме замороченных эстетов, которые не могут простить существования вещи, не имеющей нескольких планов, или же вольность пересказа гоголевской повести (инсценировка Олега Богаева). Ведь молодой Николай Васильевич тоже был озорником.

После первого дня гастролей, вопрос о том, приходить ли на второй спектакль – «Птицу Феникс», как-то сам собой отпал, хотя имя Николая Коляды меня лично несколько настораживало. (Коляда не только автор пьесы, но и руководитель постановки). Ведь неизвестно, как после праздника жизни пойдет ее суровая трехчасовая правда...

Пространство сцены кажется почти пустым, хотя не свободным. Среди мишуры вроде праздничных шариков и гирлянд в глаза бросается лишь фотография-портрет чьего-то ребенка строго по центру. Включается свет, и перед глазами возникают четыре человека, стоящие на помосте-сценке. Две пары, наряженные в сюрреалистические вечерние платья и фраки. Они встречают нас условными театральными жестами, как бы намекающими нам, что эти странные люди – актеры. Актеры, попавшие в чертовски глупое положение. Две пары – два поколения. Старшее представляют Иннокентий Козлов (Леонид Окунев) и Роза Жемчугова (Людмила Петрушева), младшее – Максим Печкин (Денис Юдин) и Мария Петрова (Татьяна Пшеничникова). После своеобразного приветствия появляется последний, пятый участник представления – некто с фотоаппаратом и якобы немецким акцентом. Москвичам повезло, его играл приглашенный Олег Ягодин, один из главных артистов «Коляда-театра». Как выясняется позднее, четыре человека – действительно профессиональные актеры, подрабатывающие чёсом, приехавшие выступить на дне рождения у «сына нового русского» за три свои месячных оклада. Герои долго обсуждают между собой немца, зачем же он здесь? И у зрителя масса вопросов, ведь ситуация достаточно абсурдна. Кто он? Приехал фотографировать праздник? Страновед, как он сам утверждает, приехавший изучать русскую жизнь? Немецкий актер, продюсер? Возможно, что все вместе. Так же не исключено, что он здесь просто так. Как бы то ни было, есть пять человек, которым завтра предстоит что-то делать. Но это будет только завтра, и на сутки они предоставлены сами себе. Выбора у них нет - им приходится общаться. Структура спектакля – двадцать четыре часа диалогов между пятью совершенно разными, но во многом схожими людьми. В противоположность «Вечерам» сразу становится видно актеров, которые будут солировать, адекватно воспринимая специфику драматургии Н.Коляды. Эти двое – прекрасный актер и худрук театра Леонид Окунев и, естественно, Олег Ягодин, соответственно старший артист Кеша и «странный человек».

Итак. На деле происходит диалог между двумя людьми. Каждый из них – своеобразный символ чего-то. Герой Окунева – той самой русской души. Он– весьма шаблонный персонаж, актер, вышедший в тираж, хотя и играл когда-то Фауста. Но заработал свои «пять минут славы», вместе с женой играя в мелодраматической пьесе «Дикарь». И это был успех. Пусть локальный, и не такой, которого он жаждал, но успех. Настоящий. Окунев оживляет персонажа, проецируя себя и свою жизнь на него. У нас на глазах происходит превращение неудачника-выпивохи в настоящего актера. Только вот не совсем ясно, почему именно здесь и у нас на глазах.

Ягодин – представитель чего-то такого, совершенно невозможного. Т.е. условный иностранец-коляданец, приехавший в Россию с мыслью (впрочем, не без оснований), что здесь действительно по улицам ходят белые медведи, а дети пьют водку с трехлетнего возраста. Что странно, он, как и Окунев, вдохнул в персонажа большую часть себя. Это был не какой-то идиот, говорящий «йайа, натюрлихь», а действительно чужой человек, пытающийся изо всех сил понять Россию. И в итоге это ему во многом удается.

Они пытаются объяснить друг другу особенности своей жизни, почему именно так, а не иначе. И, как это ни странно, ответы на все вопросы приходят к героям после принятия существенного кол-ва крепких напитков. И это действительно диалог, а не отрепетированная декламация хрестоматийных мыслей. И Окунев, и Ягодин в ходе диалога, постепенно начинают понимать, что же происходит, и почему же их свела вместе судьба. Постепенно совершенно случайные люди становятся друг другу родными, проходя путь от сухих расспросов, до бессвязного пьяного полубреда. Исполнители по-настоящему вдыхают жизнь в набор штампов. И проживают ее. В какой-то момент расставляются все точки над i. Люди встают по утрам ради этой самой «птицы Феникс», которая является сразу и Родиной, и надеждой, и «душой сцены», и даже солнцем. Даже произносится сакраментальная фраза: «Сценочка, тебя воздвигли два дня назад, чтобы потешить малолетних идиотов, и нас сюда позвали за тем же, а еще через два дня тебя сломают, а мы уйдем, но мы же взойдем на тебя, и будем играть, стало быть, ты сделана не зря, и ты уже сцена! (герой Окунева целует сцену)».

Т. Пшеничникова (молоденькая актрисулька Мария Петрова) тоже изо всех сил пыталась быть на своем месте, жить этой историей. Что-то ей удалось, но чего-то и сильно не хватало. В основном, она связывала двух главных исполнителей, как телеведущий, передающий микрофон от одного гостя другому. Остальные же не смогли заразиться той самой «спецификой» и были скорее декорациями, чем действующими лицами. Хотя во втором действии Д.Юдин частично сбросил с себя оцепенение и несколько оживил образ. Стало понятно, что его персонаж – человек, почти лишенный таланта, но своим желанием стать настоящим актером могущий свернуть горы. На пользу или во вред себе. Роза Жемчугова же, приставленная к своему мужу, чтобы оберегать его, «чтобы, не дай бог, не запил», ко второму действию тоже заражается общей энергией и вспоминает, что она тоже – актриса. И настоящий успех с мужем она делила. И, как и все, целует мини-сцену в финале.

Итого, на второй день, мы, наоборот, не имея целого, имеем двух настоящих актеров. Это приятно, но целостности не создает. Во многих местах становится откровенно скучно. И чувство затянутости идет фоном ко всему. Остается открытым вопрос, почему великолепные актеры должны затрачивать столько усилий, чтобы вытянуть чью-то пьесу, даже если они искренне ее любят.

Подводя итоги гастролей можно смело сказать: они удались. Тюменский театр «Ангажемент» существует не зря. И, что приятно, он способен не только быть очагом культуры в своем городе, но и чем-то удивить пресыщенных хлебом и зрелищами москвичей. Наравне со сказочной рыбой «муксун» делит первое место списка достопримечательностей Тюмени. По мнению далекой Москвы.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.