Блеск «Черевичек»

Выпуск №6-116/2009, Премьеры Москвы

Блеск «Черевичек» Камерный музыкальный театр Бориса Покровского – последовательный сторонник гоголевской тематики в опере. За последние три с небольшим десятка лет на его сцене поставлено семь спектаклей на сюжеты Н.В.Гоголя. Грядущее 200-летие писателя театр отметил восьмой постановкой на сюжет его повести «Ночь перед Рождеством» – ранней оперы П.И.Чайковского «Черевички» по либретто Я.П.Полонского. Эта опера, ставшая победительницей в конкурсе Русского Музыкального Общества в 1874 году, была всегда любима самим композитором за непосредственную, светлую лирику. Впервые поставленная в 1876-м в Мариинском театре, она и в советское время была популярна во многих театрах страны, а труппа Большого даже получила Сталинскую премию за ее постановку. Однако вот уже более полувека сценическая жизнь оперы прекратилась, и нынешняя постановка театра Б.Покровского имела целью вернуть жизнерадостное и несправедливо забытое сочинение Чайковского из забвения.

Прекрасные лирические страницы оперной партитуры, повествующие об истории развития чувства молодой пары в Рождественскую ночь и соседствующие с колоритом народных сцен и мелодий, открыли путь новому лирико-комическому жанру в русской опере. И именно лирические страницы этого сочинения вдохновили постановщиков спектакля Камерного театра, безошибочно чутко уловивших эмоциональный строй музыки Чайковского. Лирическая линия оперы оказалась центральной и для режиссера-постановщика Ольги Ивановой, и для дирижера Игоря Громова, и для художников-сценографов Ирины Акимовой и Юрия Устинова.

Очень поэтичное пространство спектакля сразу же погружает в атмосферу Рождественской ночи. Оно условно, лишено избыточности деталей, но, несмотря на камерные размеры зала, объемно и многомерно. По периметру сцены движутся декорации, живо перенося зрителя из заснеженного украинского хутора во дворец императрицы и обратно. Подмостки, погруженные в полумрак Рождественской ночи и «расколотые» надвое оркестровой ямой, перегорожены рядом ниспадающих шифоновых тюлей, расписанных вручную, – сменяя друг друга, эти тюли показывают зрителю все новые образы, погружая в волшебный предрождественский мир с его чудесными превращениями. Подобные оригинальные идеи сценографов и режиссера дают блестящую возможность совместить в разных «измерениях» одного объемного пространства различные детали разворачивающегося сюжета, например, показать одновременно действие в доме и на улице или обрисовать мир дольний и горний. Тогда как на улицу высыпает колядовать колоритная толпа, на небе зажигаются звезды и появление Ангела возвещает о скором приближении праздника Великого Рождества Христова.

Ольга Громова, верная принципам «всепроникающей режиссуры» Б.Покровского, наделила героев нового спектакля яркими чертами, органично происходящими из музыкальных характеристик, и поселила их в динамичное пространство, где все живет и движется. Оксана – игриво-задиристая красавица в исполнении звонкого и одновременно нежного сопрано Ирины Алексеенко – показана и знатной хозяюшкой, и капризной невестой. Подвергая испытаниям Вакулу – повелев привезти черевички императрицы, она мечется между любовью к нему, строптивостью и раскаянием. Отчаянно влюбленный Вакула в исполнении местами надрывного тенора Игоря Вялых, вознамерившийся поначалу утопиться с горя, в итоге решает вопрос истинно по-гоголевски: оседлав на реке Беса, он с его помощью доставляет возлюбленной ослепляющие своим блеском туфельки-черевички, подаренные ему самой Екатериной II. Под всеобщее ликование, совпавшее с Благовестом в Рождественское утро, счастливые влюбленные соединяются в законном браке.

Постоянный контрапункт к главной лирической линии спектакля – это веселая история взаимоотношений Солохи и Беса. Бойкая, слывущая ведьмой Солоха – мать кузнеца Вакулы, особенно колоритна в исполнении яркого, насыщенного сопрано Ольги Березанской. А хитровато кривляющийся Бес изворотлив, но, тем не менее, очень обаятелен в исполнении мощного характерного баса Германа Юкавского. Комизм происходящего усиливается тем, что Солоха пользуется успехом не только у Беса, но и у отца Оксаны Чуба (Алексей Мочалов), а заодно и у его кума Пана Головы (Виктор Боровков), и у школьного учителя (Сергей Остроумов). Множество режиссерских выдумок, блестяще обыгрывающих комическое действие либретто, заставляет зрителя от души смеяться.

Колорит спектакля дополняется целой галереей ярких национальных и богатых придворных костюмов, придуманных художницей Юлией Акс.

А дирижеру Игорю Громову удается, несмотря на отсутствие смысловой и тембровой нюансировки в оркестре, «собрать» все звучание оперы в единое целое, добиться качественного ансамбля и передать все обаяние и мажорное настроение сочинения Чайковского.

В итоге все составляющие спектакля сливаются в динамике музыкально-режиссерской драматургии, крещендирующей к финалу.

В брошюре к спектаклю читаем слова Бориса Покровского: «К этому произведению наша сцена давно не обращалась, поэтому мы с большим волнением приступили к постановке оперы П.И.Чайковского «Черевички»… одновременно с опаской, ибо не знаем, насколько ощутим сегодня характер его произведения с точки зрения особого рода комизма гоголевского толка». Новый спектакль Камерного театра ярким и поэтичным театральным языком подтверждает жизнеспособность замечательного сочинения. Он не только показывает современность «комизма гоголевского толка», он также создает замечательное рождественское настроение и надолго заражает слушателя позитивной энергией.

Фото В.Кузьмина

Фотогалерея