Кинешма. Упущенное счастье

Выпуск №4-174/2014, В России

Кинешма. Упущенное счастье

Стучит знаменитый ленинградский метроном. Зрители заходят в зал, садятся на места, разговаривают. Ждут начала спектакля... «Мой бедный Марат» по пьесе Алексея Арбузова в постановке Кинешемского драматического театра имени А.Н. Островского - это дань памяти тому великому времени. Режиссер Роман Зареев посвятил постановку городу-герою Ленинграду.
Длинный, длинный пролог. Рука на песке рисует оконные рамы, заклеенные крест-накрест бумагой, человечков, взрывы... Все это длится очень долго. Говорили, что время в войну, а в блокаду особенно, тянулось нестерпимо медленно. На сцене - полупустая квартира с буржуйкой. Это потом уже она приобретет признаки хоть какой-то устроенности (художник-постановщик Михаил Карягин). Спустя время появляются на сцене действующие лица. Их трое. Это молодые актеры Кинешемского театра Анна Юдина (Лика), Илья Павликовский (Марат) и Эдуард Захарук (Леонидик). Вместе с героями зрители попадают в страшную блокадную ленинградскую зиму, вернее, в конец зимы - начало весны, в март 1942 года. В брошенной квартире живет Лика. Человечек-звереныш. Повадки у нее агрессивные, колючие. Никому и ничему не верит, всего боится. Актриса Анна Юдина прочувствовала свою героиню именно таковой. Настороженная, голодная и угловатая девушка-подросток, которая, впрочем, быстро оттаивает под воздействием Марата.
Это, на мой взгляд, самая удачная роль спектакля. Марат чуть старше Лики, но неизмеримо опытнее, взрослее. И не только по возрасту. Он старше Лики по жизненному опыту. В войну люди быстро взрослели. Вот и его герой, практичный и рассудительный человек, не приземленный, нет - именно быстро повзрослевший и уже узнавший, что такое фунт лиха. И вот двое молодых людей, сведенных в одно место действия, несмотря на войну, блокаду, полюбили друг друга.

Обычно Марата играют сильным духом, волевым человеком, который всегда сам и только сам принимает решение. В спектакле Кинешемского театра он выглядит иначе. Он, безусловно, сильный, самостоятельный, волевой человек. Но только не с Ликой. Когда, казалось бы, сила природы и молодость должны взять свое, Марат почти по доброй воле отказывается от возлюбленной. Почему это происходит? Театр не дает ответов, он ставит вопросы. Ответов может быть много, но какой из них правильный? Кому решать? Леонидик здесь человек без качеств, такой серо-пришибленный, что ли, которого и выделить нечем. У него все бесталанное, выглядит он неприметно, при фактуре актера невольно задаешься вопросом, а как такое вообще может быть? Артист статен, молод, красив, но абсолютно лишен индивидуальности в этой роли. И опять напрашивается вопрос: почему Лика, красивая молодая девушка, вышла замуж за Леонидика? Как ни банально это звучит, потому что рядом больше никого не оказалось. Это потом она смирилась - полюбила именно той любовью, про которую говорят «стерпится-слюбится». Возможно, есть и вторая причина - сделала это назло Марату. Так тоже бывает.

В спектакле, как и в пьесе, три временных отрезка - март 1942 года, март 1946-го и послевоенное время, 1959 год. «Диалоги в трех частях», как сказано у автора. Каждый «диалог» актеры играют по-разному, внутренне меняясь по ходу действия - с возрастом другими становятся и характеры, и привычки героев. На протяжении всего действия рефреном звучит вальс Штрауса, щемяще-грустный. Нечастые, и оттого значимые встречи.
И любовь. Любовь Марата, которого почему-то жаль больше всего. «Мой бедный Марат», как сказала ему однажды Лика. Понятно, почему она его пожалела. На самом деле, ей жаль в первую очередь себя и вряд ли она это осознает. Так, боясь сделать Лику счастливой, Марат сделал несчастными и себя, и ее. Почему он отказался от Лики? Люди - живые существа, им свойственны иррациональность, метания, нерешительность. Сложен человек, но опрощать его совсем не хочется. Этим и притягателен герой Ильи Павликовского Марат.

В финале герои сидят все вместе, втроем, прожив долгий по сценическим меркам отрезок жизни - больше семнадцати лет, и грустят. И опять мы слышим медленный вальс Штрауса. И что-то светлое, не без грусти, слышится в этом вальсе. Вспоминается пьеса Чехова «Дядя Ваня», монолог Сони: «Мы увидим небо в алмазах». Человек всегда надеется на что-то хорошее, такова его природа. Арбузов - великий драматург, к сожалению, нечасто идущий сейчас на сценах театров.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.