Ее душе покоя нет... / Алиса Фрейндлих. "Штрихи" к юбилейному портрету

Выпуск №4-174/2014, Лица

Ее душе покоя нет... / Алиса Фрейндлих.  "Штрихи" к юбилейному портрету

Наверное, трудно быть Фрейндлих. Во-первых, потому что слишком велика мера ответственности перед высокой профессиональной репутацией отца – Бруно Артуровича Фрейндлиха, прославленного александринца, одного из столпов классической петербургской школы актерской игры. Да и симпатии зрителей, несколько поколений которых трогательно и нежно называют ее просто Алисой, ко многому обязывают. Тем более что этим актриса по-настоящему дорожит.

Критические же эпитеты, которые, скорее всего, уже успели набить ей оскомину, Фрейндлих, похоже, воспринимает спокойно. А эпитеты, звучащие в дни юбилеев, — спокойно вдвойне. И перспектива услышать их в очередной раз Алису Бруновну вряд ли не радует. Свидетельство тому – фрагмент ее недавнего интервью телеканалу «Россия»: «Нельзя каждые пять лет, почти с такой частотой, с какой курица несет яйца, отмечать свои юбилейные даты. Нельзя так изнурять зрителя этими моментами».

Однако юбилей все равно является важным событием, дающим его «виновнику» или «виновнице» повод, если не к подведению пусть и промежуточных, но все-таки итогов, то хотя бы к размышлениям о собственной судьбе, располагающим к совершению мысленного экскурса в прошлое.

И здесь большинство людей поступают прямо-таки «по Бродскому» (маму которого Фрейндлих, кстати, сыграла в фильме Андрея Хржановского «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину»), «оглядываясь, видят лишь руины…». Большинство, но не Алиса Фрейндлих, предпочитающая в беседах с журналистами заострять внимание не на тяжелых испытаниях, а на светлых событиях. И даже повествуя о ленинградской блокаде, Фрейндлих делает акцент не на ужасах, а на позитиве, что объяснимо – она, родившаяся в городе на Неве 8 декабря 1934-го, была тогда ребенком, а дети есть дети… Что уж говорить о годах учебы в Театральном институте на курсе самого Бориса Вольфовича Зона, чья уникальная педагогическая методика позволяла студентам «уже в юности становиться мастерами»!

О Зоне Алиса Бруновна подробно рассказывает на страницах составленного Владимиром Львовым сборника, посвященного ее Учителю. И мы узнаем, что, оказывается, Борис Вольфович четко определил амплуа Фрейндлих, обозначив его, как «травести и острохарактерная». В соответствии с чем на учебной сцене она играла Хесю в «Морали пани Дульской» Г. Запольской, Татьяну-скотницу в «Осенней скуке» Н. Некрасова, Зобунову в пьесе М. Горького «Егор Булычов и другие». «Вот для каких ролей он меня готовил», — резюмирует актриса. Но в 1964-м Борис Зон посмотрел спектакль Театра имени Ленсовета «Ромео и Джульетта» по В. Шекспиру. И… своей ученицей остался доволен. «Но ему даже в голову не приходило, что я могла бы играть Джульетту. Зон никогда не предполагал, что мне можно доверить драматические или лирико-драматические роли», — продолжает Алиса Фрейндлих, которая таким неожиданным поворотом в развитии своей артистической индивидуальности, без сомнения, обязана режиссеру Игорю Петровичу Владимирову.

Они познакомились в конце 50-х годов прошлого века, в питерском Театре имени В.Ф. Комиссаржевской. В труппу этого театра актриса поступила после окончания института, а Владимиров (тоже, между прочим, немного поучившийся у Бориса Зона, но в итоге закончивший мастерскую В.В. Меркурьева и И.В. Мейерхольд) пришел ставить туда спектакль «Время любить». Название пьесы Б. Ласкина оказалось пророческим. И для личной жизни Алисы Фрейндлих, вышедшей замуж за Игоря Владимирова, и для ее творческой биографии. С 1960-го года Фрейндлих – актриса Театра имени Ленсовета, который возглавил режиссер Игорь Владимиров, а Алиса Бруновна стала его музой.

И это закономерно. Так как при воплощении целого ряда своих замыслов Владимиров ведущее место отводил музыке. А Фрейндлих музыкой увлекалась с детства. К тому же ее тетя и дядя были певцами (она – обладательницей «превосходного контральто», он — тенором). И сама Алиса Бруновна собиралась поступать в консерваторию. Отговорил Бруно Артурович, строго указав на недостаточно солидное телосложение дочери, неприемлемое для оперной певицы. Но любовь к музыке никуда не делась. И сотрудничество с Игорем Владимировым подарило актрисе шанс в полной мере реализовать и свою музыкальную одаренность, а заодно следовать напутствию Бориса Зона, советовавшему Фрейндлих «не оставлять втуне ни одну из ее склонностей – играть, петь, читать и танцевать». Благодаря всему этому театралы смогли на протяжении нескольких десятилетий наслаждаться синтетическими сценическими действами, в которых музыкальная и драматические составляющие были сплавлены воедино.

Список значительных актерских созданий Фрейндлих в тот период внушителен, но сейчас из него хотелось бы выделить Альдонсу из «Дульсинеи Тобосской» с вдохновенными мелодиями Геннадия Гладкова и притчевой литературной основой Александра Володина. Именно в роли Альдонсы с особой пронзительностью звучал важный для Алисы Фрейндлих «мотив» отчаянного стремления женского сердца к счастью и изначальной чистоты, одухотворенности женской природы. С именем Володина – одного из самых ценимых Фрейндлих драматургов, связана еще одно памятное актерское достижение Алисы Бруновны. Речь идет о героине пьесы «Идеалистка» — изящного «эскиза» к вечному, как мир, сюжету об отношениях Мужчины и Женщины. В натуре скромной библиотекарши вслед за автором Фрейндлих выделила жертвенность, готовность в трудный момент подставить свое плечо тому, кто в этом нуждался. «Идеалистку» поставил в далеком уже 1982-м году режиссер Александр Белинский. Разумеется, на телевидении, которое, справедливости ради стоит посетовать, давно не балует актрису интересными предложениями. Исключение составляет роль Марии Михайловны в четырехсерийной картине режиссера Олега Газе «Линия Марты», которая представляется данью памяти актрисы всем пережившим ленинградскую блокаду и сумевшим, несмотря на ее тяготы, внутренне не очерстветь и сберечь свои лучшие душевные качества. Жаль, что эта работа актрисы не была отмечена никаким призом, получить который за роль в «Линии Марты» ей, наверняка, было бы приятно. Чувствовалось, что слишком уж много личного она вложила в эту картину.

Впрочем, для того, чтобы роль состоялась, Алисе Бруновне всегда нужно найти точки соприкосновения со своими героинями, очеловечить любую из них. Включая и одиозную Леди Макбет из «Макбета» В. Шекспира, и порочную, одержимую страстями Леди Мильфорд из «Коварства и любви» Ф. Шиллера, и властную, прозванную «Наполеоном в юбке» Марью Александровну Москалеву из «Дядюшкиного сна» Ф.М. Достоевского (режиссер всех спектаклей – Темур Чхеидзе), сыгранных уже на подмостках Большого драматического театра.

В БДТ, тогда еще имени М. Горького, Алиса Фрейндлих пришла в 1983-м, по приглашению Георгия Александровича Товстоногова. И в легендарный, абсолютно сложившийся коллектив Алиса Бруновна влилась достойно, без конфликтов. Ведь впечатление о Фрейндлих, как о безусловной приме, ошибочно. Да, Алиса Бруновна подобно сыгранной ею актрисе Зинаиде Арсеньевой в фильме Константина Худякова «Успех» в силу своей внутренней значительности, конечно, лидер, но, как и для ее Арсеньевой, понятие общего дела для Фрейндлих превыше всего. И какая разница — главная у Алисы Бруновны роль или эпизодическая, она все равно органично существует и на небольшом ролевом пространстве, умудряясь ненавязчиво донести до зрителей мельчайшие оттенки душевного состояния своих героинь. Вспомнить, к примеру, Шарлотту в чеховском «Вишневом саде» (режиссер – Адольф Шапиро) с ее ощущающимся в каждом движении, в горькой интонации едва ли не каждой реплики огромным опытом потерь…

Сегодня Алисе Бруновне – «четыре по двадцать». Но эта солидная цифра по большому счету не имеет никакого отношения к актрисе Фрейндлих, которая, кажется, никогда не бывает удовлетворена достигнутыми результатами. Народная артистка СССР, лауреат четырех государственных премий и множества театральных наград она по-прежнему находится в поиске, нередко заставляющем ее соглашаться на самые смелые эксперименты. Скажем, выйти на сцену Театра имени Ленсовета в образе тяжелобольного мальчика Оскара в спектакле Владислава Пази «Оскар и розовая дама» и при помощи текста Э.-Э. Шмитта деликатно затронуть тему жизненного ухода, и как трагедии, и как некоего перехода в иной мир, в иное состояние. Или – на два с лишним часа сценического времени стать… Алисой из кэрроловской «страны чудес», но не маленькой девочкой, а неким взрослым существом, которое по воле автора спектакля Андрея Могучего, «играет со своей памятью, со своими фантазиями» (выражение критика Николая Песочинского)…

А еще Алиса Бруновна, как никто из ее коллег, умеет меткой остротой мгновенно сбить пафос любой, даже самой торжественной ситуации. Так, когда накануне юбилейного дня рождения ее спросили, почему она – миниатюрная в жизни, на сцене выглядит высокой и статной, Фрейндлих не сказала, что этому оптическому обману способствует талант. «Нет, это всего лишь каблучки», — заметила актриса. И, видимо, именно самоирония позволяет ей не стареть и сохранять столь необходимую творческой личности молодость души.

 

Фотографии предоставлены заведующей музеем и редактором литчасти Театра имени Ленсовета Верой МАТВЕЕВОЙ и Аленой Баскинд (БДТ им.Г.А.Товстоногова)


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.