Цыганский король. Николай Сличенко

Выпуск №4-174/2014, Лица

Цыганский король. Николай Сличенко

Наверное, любовь к цыганской культуре у меня в крови. Во всяком случае, каждый раз, когда слышу какие-то песни, романсы, вижу огненную пляску и наслаждаюсь удивительными простотой и органичностью сюжетов, - испытываю род завороженности. Вероятно, это досталось мне от отца, одного из вернейших поклонников театра «Ромэн» и глубокого почитателя Николая Алексеевича Сличенко, которому в декабре исполняется 80 лет.

Возможно ли в это поверить, видя перед собой красивого, обаятельного, обладающего удивительным голосом, исполненным чувства собственного достоинства человека?

Хорошо помню, как, услышав по радио голос Сличенко, отец замирал в той точке, где находился, и жестами просил всех домашних замолчать. Я с удивлением наблюдала за ним и видела, как на глазах менялось что-то в облике строгого военного - это было нечто природное, не подчинявшееся объяснениям. Это было похоже на то, что внутренний мир пробился на какие-то мгновения сквозь внешнюю оболочку и передо мной оказывался совершенно другой человек. Почему? - мне до сих пор не очень понятно, но это было в моем отце и, вероятно, вошло в мою кровь, потому что с годами все больше и больше я «подчиняюсь» удивительным ритмам и словно начинаю жить другой жизнью...

Когда много десятилетий спустя я пришла к Николаю Алексеевичу Сличенко брать интервью для журнала «Театр» (старого, широко известного и многими высоко ценимого), беседа складывалась легко, непринужденно, хотя, конечно, я робела поначалу, но каждый следующий вопрос давался все проще. Обаяние этого человека подкупало, его улыбка, знакомая много лет по сцене и экрану, казалась родной. И тогда я решилась на вопрос не слишком скромный...

Я спросила Николая Алексеевича о природе того гипноза, которым владеют цыгане: о гаданиях, умении считывать человеческую психологию по одному только виду, о силе внушения, которой владеют даже те представители нации, что останавливают людей на улице возле метро и крупных магазинов, не говоря уже об артистах, которые забирают в плен мгновенно. Есть ли в этом нечто мистическое? Сличенко на миг задумался и сказал: «Знаете...об этом сложно говорить...». Хотите - верьте, хотите - нет, но в эту самую минуту мой верный диктофон остановился. Николай Алексеевич вызвал работника радиоцеха, тот повозился с диктофоном какое-то время, поменял батарейки, но ничего не получалось. Он развел руками и ушел.

Не оставалось ничего другого, как предложить Сличенко поговорить на другую тему. Мы заговорили о чем-то, и вдруг оба замерли - диктофон ожил и продолжил бодро наматывать на пленку наш разговор. «Ну, значит, есть что-то мистическое, - улыбнулся Николай Алексеевич, - о чем не надо говорить...».

Я запомнила эту встречу на всю жизнь, потому что почувствовала: она что-то неуловимое добавила к моему составу крови, настроенному на обостренное восприятие цыганской культуры. И - к образу Николая Алексеевича Сличенко...

Замечательный артист, в котором органично и мощно соединились таланты драматический, музыкальный и пластический, укрупненные талантом личности, уже много десятилетий возглавляющей единственный в мире цыганский театр «Ромэн». Трудно сосчитать, сколько десятилетий назад Николай Сличенко придумал и поставил уникальное обозрение «Мы - цыгане!», поведав в нем историю народа от древнейших времен до сегодняшних дней. Сюжет вечного движения, вечного рассеяния цыган по всему миру осмыслен не только пластически и музыкально, но глубоко и серьезно с драматургической точки зрения. Недаром это обозрение снискало во всем мире огромный интерес - не знаю, найдется ли на карте страна, где не выступали бы с этим необычным спектаклем артисты театра «Ромэн», и везде это был не просто успех - фурор!..

Хорошо помню, как вся Москва устремилась на спектакль театра «Живой труп», поставленный Николаем Сличенко, сыгравшим Федора Протасова. Может быть, как никто другой сумел он передать в своем прочтении пьесы и роли стремление человека вырваться из окружающей среды и уйти навсегда туда, где царит не просто свобода от условностей, а воля в высшем ее, природном понимании. Естественно, что таких цыганских сцен, как были в этом спектакле, не было никогда ни в одном театре!..

Нет смысла перечислять роли Николая Сличенко в театре, кино, на телевидении - все они отличались тонкой психологической разработкой и (особенно в пьесах о цыганах, которых в репертуаре театра всегда было большинство, что совершенно естественно) ярко проявленными национальными чертами, - кто видел, забыть уже вряд ли сможет. Огненный темперамент этого артиста, его красота, человеческое обаяние, его умение полностью раствориться в каждом образе - от Бога, иначе не скажешь.

В Николае Сличенко соединились глубокие корни русского психологического театра, воспитанные стоявшими у истоков «Ромэн» артистами Художественного театра, и ярчайшие национальные особенности. Эти же черты он помог сохранить тем, кто сегодня составляет ядро труппы театра. Этому же он учит тех, кто приходит сюда сегодня.

Как сложно, а порой противоречиво любое соединение! Но, если оно прорастает корнями в благодатную почву, - плоды становятся щедрыми и счастливыми. Можно любить или не любить это искусство, в котором бурно проявленная радость переходит в печаль, а печаль выражается завораживающе яркими танцами, в которых, кажется, душа твоя молодеет и обретает силы, выплескивая все тяжелое, больное, мешающее расправить крылья.

Можно... Но не подчиниться ему хотя бы на минуты, на часы - нельзя.

Николай Алексеевич Сличенко владеет не только талантом, отточенным мастерством - он владеет некоей тайной. Но описывать ее и даже размышлять над ней я не решусь - вдруг текст исчезнет с экрана компьютера?.. Не стану искушать судьбу...

Есть выражение «Цыганский барон» - уважительное, но нередко носящее негативный оттенок. Николай Алексеевич Сличенко - коронованный не только своим народом, но и многими жителями разных стран мира, подлинный Цыганский король!..


Фото предоставлены театром «Ромэн»

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.