Дмитров. Игра в Авлабар, или В гостях у Пиросмани

Выпуск №5-175/2015, В России

Дмитров. Игра в Авлабар, или В гостях у Пиросмани

Музыкальный спектакль на камерной сцене - дело рисковое: пение и танцы, даже под минусовую оркестровую фонограмму в зале мест на 80 зачастую выглядят неубедительно. Дмитровский драматический театр «Большое гнездо», взявшись за мюзикл Гии Канчели «Ханума» по комедии Авксентия Цагарели, сложностей не испугался, но впадать в простоту тоже не стал.

Режиссер Дмитрий Юмашев и художник Надежда Яшина, разумно распорядившись пространством, поместили персонажей знаменитой комедии как бы внутрь картин Нико Пиросмани. Наивные полотна грузинского гения стали не просто фоном сюжета, но определили его среду и атмосферу. Флегматичные, похожие на русалок красотки на шторках, прикрывающих подобия кибиток по бокам сцены, патетичные участники обильных застолий под глубокой синью небес и в буйной зелени пейзажей кажутся персонажами не менее значительными, чем сами герои лукавого сюжета про авлабарскую сваху, которая в очередной раз все сделала по-своему.

Музыка Гии Канчели, сверкающая юмором и струящаяся лирикой, разумеется, многое определяет в интонационном строе спектакля. Этому помогает сделанная композитором Рубеном Затикяном редакция партитуры. Музыкальная ткань ярка и насыщенна, но не агрессивна, а почти интимна. При этом сохраняется игровой дух, присущий действию. Ведь театр ставит водевиль, хотя спектакль длится более двух часов, что классическим водевилям не свойственно. Существенно другое. В наивном искусстве, оказывается, легко сочетаются лирика и авантюризм, спесивая лень, возведенная в нравственный принцип, и способность для своей пользы всех вокруг поставить на уши. Только породнившись с персонажами Пиросмани, герои Цагарели обретают упрямую настойчивость в стремлении к цели, тем более что эта цель - любовь.

Режиссер, художник и артисты остроумно, изящно и смело балансируют на грани рискованной авантюры и упоительной игры в Авлабар, который давно ассоциируется с неким подобием Одессы, где грузин больше, чем грузин, а сваха больше, чем сваха. Олеся Климчук видит Хануму подобием беззаконной кометы. Яркая, смуглая, цыганских кровей, смелая и темпераментная женщина зорко следит, чтобы все шло по законам, ей одной понятным. Ханума убеждена в своем праве на интригу во благо юных влюбленных. Но и себя она не забыает. Другая сваха - Кабато Ольги Салямовой, не желая быть «на разогреве», персонажем второго плана не становится, тем более что профессиональных умений не теряет, просто всякий раз не успевает их проявить. Роман Шишков князя Вано Пантиашвили делает «наследником по прямой» именно от героев Пиросмани, что у него получается очень убедительно. Князь убежден, что все вокруг должны обеспечивать его благоденствие, одна из граней которого - женитьба на юной девушке. Успешно сочетая наив с настырностью, князь Вано живет, не зная ни заботы, ни труда, сохраняя, однако, обезоруживающее обаяние.

Заявленную изначально родственность героям наивного искусства персонажи спектакля несут сквозь сюжет легко и радостно. Так, купец Микич Котрянц - Тимофей Розуменко, помешанный на идее сделать юную дочь княгиней, пожалуй, ярче других являет это природное соответствие, будучи похож на забавную куклу из площадного представления. В свою очередь, приказчику князя Акопу-Николаю Орлову удается, содействуя интригам Ханумы, не только помочь юным влюбленным, но объясниться и самому в любви своенравной свахе, внезапно превратившись в одного из лирических героев этой истории. Наконец, юные влюбленные Сона и Коте, сыгранные Фаридой Нуриахметовой и Владимиром Котиком, предстают воплощением наивности и чистоты, в полном соответствии законам лирической комедии, которую придумал Дмитровский театр «Большое гнездо», играя в Авлабар в гостях у Пиросмани.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.