Достоевский. Монологи / XVIII Международный фестиваль камерных спектаклей по произведениям Ф.М.Достоевского

Выпуск №5-175/2015, Фестивали

Достоевский. Монологи / XVIII Международный фестиваль камерных спектаклей по произведениям Ф.М.Достоевского

Большой двухэтажный деревянный дом в Старой Руссе Достоевские купили в в 1876 году и полюбили проводить в нем летние месяцы. Здесь писатель работал над «Бесами» и «Братьями Карамазовыми». Сам городок стал прообразом Скотопригоньевска, невдалеке от Старой Руссы до сих пор существует небольшое село - то самое Мокрое, куда Митя примчался за Грушенькой. Нынешние хранители Дома-музея Ф.М. Достоевского точно знают, кто из горожан изображен в романах, где располагался дом Карамазовых, где жил старец Зосима, какой из многочисленных здешних храмов любил Алеша и сам Федор Михайлович. Коллекция музея хранит немало подлинных вещей, мебели, книг, принадлежавших Достоевскому и его семье, но, пожалуй, самое ценное здесь - удивительная атмосфера дома. Не застывшая, скучно-мемориальная, а трепетная, живая и спокойная. Здесь уютно скрипят половицы, по-домашнему пахнет яблоками из сада. Хочется ходить на цыпочках и разговаривать шепотом - все время кажется, что если прислушаться, то будет слышен скрип пера.

Спектакль Романтического театра Юрия Томошевского «Достоевский. Монологи», ставший победителем XVIII фестиваля камерных спектаклей по произведениям Ф.М. Достоевского, игрался на первом этаже Дома-музея, в небольшой комнате, бывшей нижней гостиной. За окнами неспешно текла река Перерытица, ее берега укутаны влажным осенним воздухом, сам дом был тих и внимателен. Место и время требовали от театра не столько единства, сколько верности тона. Шесть фрагментов из «Белых ночей», «Преступления и наказания» и «Записок из подполья» Юрий Томошевский сложил в композицию стройную и изящную. Кому-то из артистов был доверен «чистый монолог». Например, Константину Сироткину, темпераментно и озорно сыгравшему пьяницу-литератора из рассказа «Бобок». Или «страницы романа», когда Татьяна Морозова сыграла цены поминок Мармеладова и обвинений Сонечки словно от лица Екатерины Ивановны. Созданный «по школе», с искусно вылепленными полновесными образами, почти полностью лишенный предметного мира, спектакль «Достоевский. Монологи» идеально вписался в пространство Дома-музея Ф.М. Достоевского, где 18 лет лет назад и родился этот фестиваль.

К слову, в этом году личные симпатии его директора Натальи Костиной и ее сотрудников, которые не только в силу своих профессиональных знаний, но и по количеству просмотренных за все это время театральных работ (их было почти 150!) по праву могут считаться стопроцентными экспертами, достались польскому спектаклю «Преступление и наказание». В постановке Родион Раскольников (Адам Турчик) очень молод. Думается, для режиссера Станислава Мельски, кроме того сыгравшего роль Мармеладова, это важно и принципиально. Они все очень юны - Раскольников, Соня и даже Свидригайлов (в трактовке Артура Боченского это выглядит содержательно и убедительно). Нет, не герои XIX века - молодежь сегодняшнего дня, независимая, нервная, ершистая, со стильными прическами и строем речи (поразительна выученность и речевая культура польских артистов, заподозрить в них студентов-второкурсников невозможно). Авторам спектакля вообще не важны исторические, временные или национальные реалии. Пространство спектакля - это внутреннее пространство Раскольникова, мир его воспоминаний. Герой в убогой каторжной каморке отматывает свою историю назад, заново мучительно переживая весь нелегкий путь, и по-прежнему не обретает успокоения. Боль яростная, сжигающая, корежащая не проходит и не пройдет, потому что нет искупления у преступления.

Польская трактовка «Преступления и наказания» оказалась жесткой и трагичной, но очень точной по «достоевской» природе чувств. Заслуженно получив призы жюри «За лучшую режиссуру» и «Лучшую мужскую роль», спектакль смог победить и не совсем подходящую для себя сцену Дома творчества «Русич», и отсутствие перевода. И если играть спектакли «средней» и «большой формы» на иной площадке в Старой Руссе негде физически (хотя в прошлые годы администрация знаменитого старорусского курорта предоставляла фестивалю свой прилично оборудованный концертный зал, но времена коммерческие свели на нет былое сотрудничество), то очевидно, что организация синхронного перевода или ленты с титрами, не встала бы для устроителей в ряд неразрешимых задач. И это, пожалуй, было единственной погрешностью нынешнего фестиваля. Его успех - разнообразная и интересная программа, большой зрительский интерес тому свидетельство - слагали многие люди. И те, кто помог прямым финансированием, а фестиваль идет под патронатом Министерства культуры России и Департамента культуры и туризма Новгородской области. И те, кто каждый фестивальный день и каждую фестивальную минуту четко и профессионально выполнял свою работу, как, например, не так давно принявший должность директора Новгородского театра Всеволод Чубенко, главный администратор театра Александр Кофанов. Или те, кто просто любит театр и очень предан своему городу. Среди них директор школы Нина Михайловна Егорова, взявшая на себя нелегкий труд по приему участников и гостей, Александра Сергеевна Джумаева - директор Центра культуры «Русич», где проходила большая часть фестивальной программы.

Только «Настасью Филипповну» Н. Климонтовича театра «Творческая мастерская» из Петрозаводска (режиссер Сергей Стеблюк) в день открытия играли на сцене Новгородского театра драмы им. Ф.М. Достоевского. В Старой Руссе к подобному расширению территории относятся немного ревниво, хотя, думается, никакой реальный урон ни качеству, ни имиджу фестиваля это нанести не может. Скорее наоборот, большее задействование профессиональной театральной площадки позволит включать в программу полнометражные, технически сложные постановки, выходить за рамки камерного драматического театра. Ведь, к счастью, Достоевский, тревожа умы и души режиссеров, сегодня по-прежнему является самым репертуарным прозаиком.

Впрочем, и на нынешний фестиваль три государственных театра привезли свои спектакли не в концертном исполнении, а во всей полноте сценического оформления, что вызвало интерес и благодарность у публики. Разные по художественному уровню, эти спектакли объединяло одно - свобода обращения с классиком. Театральная практика давно доказала возможность бесконечной множественности интерпретаций высокой прозы и утвердила мерилом качества спектакля лишь талантливость и оригинальность режиссерских решений. Понятно, что театральный текст, будучи независимым и самостоятельным, не может равняться литературному, но должен быть с последним сопоставим.

Воронежский ТЮЗ (режиссер Александр Сидоренко) убедительно и достойно следовал изящным и литературоведчески выверенным фантазиям Валерия Семеновского, написавшего пьесу по мотивам «Бедных людей». Драматург смело придумал, а артист В. Марков любопытно представил персонажа по имени Некто, язвительно и насмешливо комментирующего слова и поступки главных героев и при необходимости изображающего различных действующих лиц. Эти эскапады и неожиданные превращения Некто (например, в Медного всадника, в соблазнителя Вареньки Быкова), сыгранные артистом озорно и легко, облегчали густую сентиментальность и наивную трогательность, в которую закутывал своего Девушкина Александр Сидоренко. Варенька Екатерины Пухначевой, несмотря на свою трепетность, молодость и трогательность, была полна по-настоящему глубоких и сложных переживаний и меняющихся от сцены к сцене чувств. Обычная женская любовь к этому странному и неловкому человеку прорастала в ней трудно и медленно, но сулила обоим скорое счастье. Если бы не жизнь, распорядившаяся по-другому. Достойную работу этой молодой актрисы, создававшуюся и существующую, впрочем, в крепком актерском ансамбле, справедливо оценило жюри, присудив Екатерине Пухначевой приз «За лучшую женскую роль».

Музыкальным лейтмотивом спектакля Кинешемского драматического театра им. А.Н. Островского «Белые ночи» (режиссер Наталья Тимофеева) стала знакомая всем до боли тема из «Севильского цирюльника». Нельзя сказать, что для «Белых ночей» она совсем уж случайна - в тексте повести героиня действительно однажды вспоминает свое посещение этой оперы. Однако сами по себе прекрасные, бодрые и оптимистичные моцартовские ритмы окрасили все повествование в веселые водевильные тона и легко победили так тонко воссозданную Достоевским лиричность, зыбкость и тревожность белых петербургских ночей. Трудным, непонятным и несговорчивым оказался Федор Михайлович и для Брянского театра юного зрителя. Точное определение жанра спектакля «Преступление и наказание» на итоговой конференции, посвященной проблемам инсценирования прозы, дал театральный критик, член жюри фестиваля Владимир Спешков - комикс. Стремительная смена коротких сцен, отбитых современными дискотечными аккордами, по форме и смыслам была похожа на краткое изложение сюжета романа из «Википедии». Создатели спектакля (режиссер Михаил Мамедов), бегло проиллюстрировав многонаселенные (в постановке заняты 18 актеров!) «картинки», не озаботились их маломальским одушевлением. Театр возникал только в моменты появления на сцене Дины Кострыкиной, исполнявшей роль Сонечки Мармеладовой. Абсолютная человеческая честность героини, сила духа и сила веры, сыгранные актрисой «на полутонах», но точно и психологически подробно, смыслово и почти физически противостояли окружающей ее неправде и пошлости.

Помимо профессиональных театров в Старой Руссе свои спектакли показывали и студийные коллективы - студенты Санкт-Петербургской Академии культуры и искусства («Кроткая», режиссер Юлия Шишина) и артисты молодежного камерного театра «Спичка» из Белгорода («Искушение Идеологией Идиота», постановка Ксении Ломакиной). И хотя студийцам не удалось составить реальную конкуренцию «взрослым» спектаклям, присутствие их работ украсило программу фестиваля. Другими интересными дополнениями стали различные off-мероприятия - мастер-классы, режиссерские эскизы, экскурсии по закулисью, кино - и видеопоказы. В кулуарах фестиваля шло энергичное и заинтересованное обсуждение его нынешнего дня и будущих перспектив. А это значит, что в следующем году ценители, знатоки и смелые экспериментаторы соберутся вместе, чтобы вновь попытаться ответить на сложнейшие вопросы, поставленные перед нами Федором Михайловичем Достоевским.


Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.