Переворачивая страницы / I Всероссийский театральный фестиваль "Русская классика. Страницы прозы"

Выпуск №5-175/2015, Фестивали

Переворачивая страницы / I Всероссийский театральный фестиваль "Русская классика. Страницы прозы"

Впервые в истории фестивального движения силами Самарского театра драмы «Камерная сцена» при поддержке СТД РФ прошел I Всероссийский фестиваль «Русская классика. Страницы прозы». Инсценировать прозу всегда нелегкий труд, а инсценировать произведения русской классики, сохраняя интонации автора, - сложнее вдвойне. И тем не менее, в октябре 2014 года в Самаре прошел уникальный фестиваль, афиша которого радовала глаз именами Куприна, Бунина, Булгакова, Шварца, Салтыкова-Щедрина.

Химкинский драматический театр «Наш дом» из Подмосковья вырос из студийного движения, получив статус профессионального театра в 1966 году. Под руководством художественного руководителя Сергея Постного здесь работают выпускники московских театральных вузов. На фестивале театр показал спектакль «Доктор. Первый год» по рассказам Михаила Булгакова «Записки юного врача». Материал для постановки сложный, основанный на собственных дневниковых записях Булгакова, который в 1917 году целый год проработал в сельской больнице. Поразительно, что поставил этот спектакль, художественно оформил и сыграл главную роль доктора Бомгарда один и тот же человек - Сергей Метелкин. В спектакле скупыми, но выразительными средствами, через музыку и холодный свет, этюдно создан целый мир, в котором молодой, еще неопытный врач борется за жизнь людей (см.  «Страстной бульвар, 10», №5-165, 2014).

Молодой «Театр Доктора Дапертутто» из города Пензы, который создала в 2003 году режиссер Наталья Кугель, представил трагифарс «Русская пьеса» по произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина. В труппе театра только мужчины, которые играют по нескольку ролей, замечательно перевоплощаясь в различные персонажи, в том числе и женские. Материал взят режиссером необыкновенно сложный, основанный на таких текстах классика, как «Помпадуры и помпадурши», «Благонамеренные письма», «История одного города» и др. Повествование ведут четыре актера. Их персонажи едут в современном поезде, где все привычно и узнаваемо. Среди них писатель, сочиняющий некую «русскую пьесу», действие которой перемежается сюжетами Салтыкова-Щедрина из XVIII и XIX веков, вживленными в современность. Поезд проходит сквозь времена, останавливаясь то на вокзалах провинциальных городов 1870-х годов, то города Глупова почти столетием раньше, погружая зрителя в атмосферу то прошлой, то сегодняшней России. Разговор идет о том, что и сегодня градоначальники без голов, о театре, современной пьесе, зрителях. Чего стоит реплика: «Сегодня достаточно включить ящик - без Щедрина сдохнешь от смеха».

Актеры органично существуют на сцене, они пластичны, хорошо двигаются и замечательно танцуют. Способ их общения, порой ироничный, - очень достоверен. Спектакль яркий, талантливый, в нем много режиссерских находок, интересных деталей и подробностей. Он состоит из многочисленных сменяющих друг друга эпизодов, их для отбивки раздвигаются и задвигаются шторки, что разрывает и без того разорванное действие. Очень интересное музыкальное оформление. Под марш «Прощание славянки» герои отправляются в путь, звучат русские песни «Ямщик...» и «Черный ворон», нежные звуки Шопена, и все это создает неповторимую атмосферу путешествия во времени. На вопрос «Чем жива все-таки Россия?», вероятно, дает ответ финал спектакля. Все актеры в длинных белых рубахах, как перед причастием, темпераментно танцуют под частушки. И просыпается настоящая русская душа и ее любовь к России.

Липецкий драматический театр перенес на сцену очаровательный рассказ И. Бунина «Натали». Современники считали Бунина певцом любви. Сам же он был уверен: чтобы любовь не исчерпала себя, необходимо расстаться - и навсегда. Об этом лирический спектакль режиссера Геннадия Балабаева, который вызывает противоречивое отношение. Однажды летом молодой студент Виталий Мещерский (Александр Малахов), приехав на каникулы в имение своих родственников, встречает главную любовь своей жизни Натали (Анна Борискина). Но изменив ей с кузиной Соней (Александра Иванцова), влюбленной в него, теряет Натали и мучается из-за этого всю жизнь. Вроде бы в спектакле все пронизано любовью, но получилась какая-то бесстрастная история с многочисленными паузами, ценными только тогда, когда они насыщены энергетикой. Музыка громкая, победная, мощная и назойливая, она не соответствует бунинскому тексту, не соединяется с ним. И только в финале, когда хор замечательно исполняет романс «В лунном сиянии снег серебрится», чувствуется прикосновение к живительной, как чистый родник, прозе Бунина (см. «Страстной бульвар, 10» №10-170, 2014).

Еще одно бунинское произведение была представлена на фестивале в Самаре - инсценировка, сделанная и поставленная художественным руководителем московского театра «У Никитских ворот» Марком Розовским по рассказу И. Бунина «Дело корнета Елагина». Сюжетом рассказа послужило истинное происшествие в Варшаве в 1890 году, когда офицера обвинили в умышленном убийстве актрисы бульварного театра. Вся фабула, весь ход событий строится на материалах подлинного уголовного дела, а отдельные мелкие подробности воспроизведены писателем весьма точно много лет спустя, в 1925 году. Несмотря на бунинское определение жанра рассказа - «похоже на бульварный роман», в этом произведении открылись новые глубины изображения лиц и характеров ушедшей эпохи, а история любви корнета и актрисы, закончившаяся ее гибелью, стали поводом для размышлений о жизни и смерти.

Действие разворачивается одновременно на разных площадках: слева - прокурор, судья, свидетели, вызываемые по ходу следствия; справа - кабинет адвоката, ведущего защиту Елагина; в глубине - будуар Сосновской. Элегантные костюмы в стиле того времени, замечательная музыка А. Пярта, Д. Шостаковича, порой изящно звучащая только фоном, стихи Пушкина, Брюсова, Бродского, Шварца; фрагменты речи блестящего адвоката Плевако, вошедшего в свое время в юридическую классику - все это создает атмосферу спектакля, в которой сочетаются лиризм и психологизм бунинской прозы.

В спектакле слаженный актерский ансамбль, и прежде всего надо отметить замечательную работу Валерии Корляковой, создавшей сложный и противоречивый образ актрисы Сосновской. То безудержная, бешеная, веселая, постоянно окруженная толпой мужчин, то задумчивая и грустная, кокетливая, грациозная и манкая - она порочна, но порок ее красив. Смена настроения проявляется у нее во всем - во взгляде, в лице, в повороте головы, в любом ее движении. Всю свою жизнь она превратила в игру, и каждая история ее встреч с мужчинами стала отдельным сюжетом. Хорошо выстроены сцены с графом (Вячеслав Воробьев-Голд). Они оба порочны: она - продающая себя за его деньги, он - подлец и негодяй, пользующийся ею. Некоторое время они нужны друг другу, и поэтому могли быть близки и жить вместе. А затем она снова бросается обольщать всех подряд, всех, кто хотел ее тела, и только влюбленный в нее корнет Елагин (Никита Заболотный), по существу еще ребенок, единственный захотел ее любви. Сцена их первой близости необыкновенно чиста. Елагин-Заболотный тоже очень разный. То растерянный, молчаливый, только с подрагивающей жилкой на шее, то охваченный безумной страстью.

Бунин считал, что если любовь и страсть настоящие, они ходят со смертью рядом. Она поначалу продолжала играть, а он жил искренней любовью, выполняя все ее желания. У Сосновской-Корляковой к тому же еще чахотка. Болезнь обостряет чувства, и организм предчувствует приближение смерти. Сосновская втягивает Елагина в свою страшную игру, и вместе с поисками любви они ищут забвения. Она хочет умереть красиво, но принять смерть от человека, который ее любил и который тоже должен застрелиться вместе с нею. На допросе Елагин-Заболотный скажет, что не застрелился, потому что растерялся.

Все участники процесса по делу Елагина, обвиняемого в убийстве Сосновской, создают интересные и разнообразные образы, пластичные внутренне и внешне. Прокурор (Андрей Молотков) полон иронии и уверенности, Защитник (Валерий Шейман) значителен, за ним стоит образ Плевако. Все сцены со свидетелями - это каскад актерских номеров, каждый из которых создает свой неповторимый характер, очерченный режиссером. В спектакле много интересных мизансцен: в костеле, где герои обмениваются кольцами; на сцене после спектакля, когда Сосновская стоит на авансцене в окружении множества корзин с цветами как памятник ей и искусству. «Со смертью играть нельзя», - говорит этот ни на секунду не отпускающий зрителя спектакль, признанный жюри лучшим на фестивале.

Лирическую комедию А. Крыма «Левушка» представил кишиневский русский молодежный театр «С улицы Роз» из Молдовы. Главный герой Левушка (Вячеслав Азаровский) вспоминает картины своего детства и юности: школу, завод, службу на флоте и двух своих замечательных бабушек: бабу Дашу (Мария Мадан) и бабу Розу (Людмила Колохина), враждующих между собой, но любящих своего единственного внука. Каждая по-своему учит его жизни. Автор инсценировки, постановки и сценографии Юрий Хармелин.

Тамбовский Молодежный театр, только что отметивший свое пятилетие, показал умную, веселую, поэтическую сказку для взрослых «Обыкновенное чудо» Е. Шварца, где ирония, сатира и лирика спаяны воедино. В ней речь о любви, которая творит чудеса, что и удивительно, и обыкновенно. Только высокие чувства и наивысшее из них - любовь - делают человека человеком (см. «Страстной бульвар, 10» №4/174, 2014).

Самарский театр драмы «Камерная сцена» отличается тем, что все годы своего существования (больше 20 лет) в его репертуаре только лучшие образцы русской и зарубежной классики. Художественный руководитель театра Софья Рубина воспитывает зрителя на высокой литературе, поэтому на афише театра Чехов, Пушкин, Бунин, Набоков, Толстой, Достоевский. Впервые С. Рубина обратилась к творчеству замечательного писателя А. Куприна, сделав инсценировку его повести «Поединок». Было не просто преодолеть трудности перевода столь сложной прозы на сценический язык и сохранить, как всегда, бережное отношение к литературному произведению. В конце 1905 года сам А. Г. Куприн вместе с драматургом А. Шевляковым сделал инсценировку «Поединка», выведя на первый план по цензурным соображениям отношения Ромашова и Шурочки. Сценическая судьба этой инсценировки была счастливой - с 1906 года редкий российский театр не ставил «Поединок». История любви и гибели Ромашова ничуть не заслоняет философского смысла повести. У каждого ее персонажа свой поединок с жизнью, каждый по-своему бросает ей вызов. На примере жизни одного пехотного полка в маленьком городке на окраине России в 1905 году рисуется картина мрачных повседневных бездуховных будней.

С. Рубина сумела создать в небольшом сценическом пространстве (зрители сидят на сцене), с одной стороны, реальное ощущение жизни большого пехотного полка, с плацем, на котором проходят военные учения. А с другой стороны, создать атмосферу грусти и одиночества, высветив индивидуальные характеры офицеров, которых великолепно сыграли актеры самарского театра. Способствует этому и скупое, но точно работающее оформление спектакля (Георгий Пашин). На заднике стоят большие деревянные лодки, по ходу действия превращающиеся то в беседку на берегу реки, то в квартиры офицеров.

В центре спектакля двадцатилетний подпоручик Ромашов в блестящем, не побоюсь этого слова, исполнении Евгения Клюева. Чистый, цельный, верный себе, хрупкий, с душой ранимой и трепетной он безнадежно влюблен в жену офицера. Растерянный от происходящего вокруг, он оказывается «чужим среди своих». Ромашов-Клюев фантазер, мечтающий об иной жизни: то о нарядных дамах, которых видел днем на вокзале, то о воинской доблести, подвигах и славе. А как нежно, по-человечески он разговаривает с рядовым Хлебниковым (Артур Быков), который в синяках и кровоподтеках открыто заявляя офицерам: «Бить человека стыдно!» И при этом он так наивен, что не замечает хищной натуры Шурочки. Важно, что в инсценировке сохранились воспоминания Ромашова о том, как в детстве мать привязывала его к кроватке тонкой ниткой, и он не смел ее оторвать. Вот и в жизни эта тонкая нить привязала его к Шурочке, и он не смог оборвать эту связь, которая привела его к гибели.

Шурочка (Татьяна Артемьева) - образ сложный. Она предстает перед нами не только обаятельной крушительницей судеб, но и амбициозной, властолюбивой, жестокой натурой. Не любит мужа, но живет с ним, мечтая, что тот поступит в академию и они уедут из ненавистного ей городка. Шурочка сломала жизнь Назанского, уйдя от него. И практически убила Ромашова, когда просила накануне дуэли не стрелять в ее мужа Николаева, который якобы будет стрелять в воздух, тогда как прекрасно знала, что муж убьет его. Николаев (Вадим Вишневский) - офицер, не хватающий звезд с неба. Он знает цену своей Шурочке, его устраивает такая жизнь, он живет аскетично, как бы отстраняясь от реальности. Как всегда органичен в создании образа красавца Назанского Руслан Бузин. Он замечательно рассказывает историю своей любви к Шурочке: Ромашову открылся лишь по той причине, что она тоже встала на его пути. Душевная рана его не заживает и губит. Запои Назанского - это вызов невыносимой жизни, это обретение свободы.

Всех офицеров - бессовестного и кроткого поручика Веткина (Иван Кочубей), жестокого капитана Сливу (Виталий Тимошкин) - актеры играют с такой военной выправкой, как будто они только что пришли из настоящего полка. Особо хочется отметить Владислава Метелицу в роли полковника Шульговича. Внешне суровый, даже грубый и жестокий, он при этом несчастен и одинок, по своему добр и благороден, у него нет в жизни ничего, кроме полка. В спектакле «Поединок», очень стильном, высокой культуры, сохранилась авторская интонация. В нем есть глубочайшая тоска по человеческому, свойственная повести Куприна, в которой есть и красота, и безобразие.

I Всероссийский театральный фестиваль «Русская классика. Страницы прозы» показал, как многолика, как необходима и близка русская классическая проза современному театру, какой простор она дает сегодня режиссерам и актерам для ее воплощения на сцене.

 

Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.