Новости с "Обочины". Версия IV

Выпуск №5-175/2015, Фестивали

Новости с "Обочины". Версия IV

Фестивальная жизнь московских негосударственных театров вновь оживилась в первой декаде ноября 2014 года, когда в двух уютных камерных залах «Театрального особняка», что неподалеку от метро «Римская», прошел IV фестиваль негосударственных театров «Московская обочина». Он снова был инициирован и организован худруком «Особняка», артистом и режиссером Леонидом Красновым, озабоченным творческой жизнью частных театральных сообществ, которые лишены внимания властей предержащих. Неоценимую помощь этой затее оказывает Союз театральных деятелей РФ, в частности, все участники форума получают специальные дипломы, подписанные Председателем СТД РФ Александром Калягиным.

Полтора десятка спектаклей отсмотрело и обсудило жюри, в составе которого не только критики, но и режиссеры, артисты, драматурги. В программе снова были полезные участникам мастер-классы (нынче их провели худрук камерного театра «Диалог» Рамис Ибрагимов вместе с молодым композитором Алексеем Акинчице, а также режиссер и педагог Александр Резалин). Спецификой фестиваля было участие в нем гостей из Вологды и Тулы, а также выпускников «Московской театральной школы Олега Табакова», показавших свою дипломную работу.

Но начался фестиваль выступлением постоянного его участника. «Старый театр» Карена Нерсисяна показал попурри по мотивам произведений Сергея Носова «Тесный мир», где мотивы русского абсурда были пронизаны энергией лирического гротеска. В дом к семейной паре, отмечающей юбилей своего супружества, приходит вроде бы обаятельный и безопасный человек, предлагая свои услуги в качестве... киллера. В другом сюжете две пары, предварительно договорившись по телефону, встречаются на улице, путая партнеров и намерения (одна озабочена покупкой квартиры, а другой - поиском спутницы жизни). Есть и другие микро-сюжеты, похожие на новеллы О' Генри или С. Злотникова. Режиссер тонко развивает лирические мотивы этой ажурной прозы, ни разу не превращая спектакль в антрепризную безделушку. Артисты Дарья Казеева, Александр Милосердов, Арина Маракулина, Константин Богданов, Владимир Пискунов и Олег Валкман виртуозно перемешивают лукавство и гротеск, лирику и драму, улыбку и слезу, создавая психологический пейзаж странной и суматошной городской жизни.

Антрепризной приблизительностью отличался, увы, «Утешитель вдов» режиссера Элины Абкаровой по пьесе Дж. Маротта и Б. Рандоне (театр «Четвертая стена»). Комедия о новом Дон Жуане, охмуряющем безутешных вдов, которые, разумеется, сами обманываться рады, получилась слишком суетной и невнятной даже для фарса чистой воды, чем пьеса является по сути. Оправдывало артистов лишь простодушие, с каким они пытались воплотить жанровую природу этой непритязательной комедии.

Спецификой IV «Обочины» стало обилие «женской» режиссуры. Однако к чести слабого пола, режиссуры «дамской» здесь было немного. Несколько странное впечатление произвела работа режиссера Ольги Горловой («Малая драматическая труппа»), показавшей свою версию пьесы А. Червинского «Счастье мое...», кардинально отличающуюся от оригинала. В «новом» сюжете нет директрисы школы (о ней только говорят), нет и старого учителя. Есть только дуэт юных героев, общение которых развивается по канону «Варшавской мелодии» с подобием открытого финала (речь о гибели героини даже не возникает). Получился лирико-драматический этюд «общего типа», старательно разыгранный молодыми артистами. Лидировала в этом дуэте темпераментная Алена Дроздова.

В театре «Оранжевое небо» режиссер Антонина Лебедева поставила драматическую фантасмагорию «Уроки Гоголя» по мотивам «Ночи перед Рождеством». Трио актрис заявляет поначалу эффектную тему казенного отношения к классику (одержимые тетки в едином порыве вопят нечто пафосное о величии Гоголя, пытаясь затем разыграть подручными средствами «Ночь перед Рождеством). Но краски самоиронии быстро истощаются, а вместо сложного контрапункта великого текста и современного к нему отношения возникают суета и суматоха. Правда, актрисе Вере Нагорновой удается создать как образ учительницы, помешанной на Гоголе, так и кокетки Оксаны, как черта, ворующего с рождественского неба месяц, так и дьячка, готового в очередной раз согрешить с Солохой. Но сути это не меняет. Большие куски гоголевского текста, разыгранные напрямую, без специфической оптики, как астероиды, возникают ниоткуда и исчезают неизвестно куда.

Театр «КомедиантЪ» выступил с моноспектаклем о Марине Цветаевой «Душа, родившаяся где-то». Режиссер Ирина Егорова и актриса Алена Чубарова вместе придумали зрелище, тоже отражающее ординарные представления об этой уникальной судьбе. Актриса существует в двух ипостасях - экскурсовода-лектора и самой Марины, чье творчество ей видится как процесс счастливый и восторженный. Контрапункта опять нет. Этапы мучительной жизни перечисляются поспешно, а выбранные стихи слишком известны, чтобы показаться открытием.

В афише фестиваля «отраженно» присутствовала и Анна Ахматова. Она когда-то, в 50-е годы, перевела с греческого цикл стихов «Тысяча убитых девушек» Риты Буми-Папа, а режиссер Георгий Червинский сегодня поставил эти тексты в театре «Леон» для актрисы Ксении Веселковой. Юная женщина, перебирая разноцветные покрывала, слышит молодые голоса казненных девушек, непроизвольно в них перевоплощаясь. Порой актрисе удается достичь эмоционального напряжения, хотя это происходит не всегда, поскольку текст явно вторичен, и возвысить его не удалось даже Ахматовой.

Совместной постановкой МГУКИ и Театрального музея имени А.А. Бахрушина стал «монолог в присутствии жертвы» под названием «Кто сильней» А. Стриндберга. Режиссер Людмила Одиянкова поставила его для актеров Екатерины Беспалой, Анны Курковой и Андрея Невраева. Эффектная сцена напряженного объяснения двух женщин-актрис, действительно превращается в темпераментный монолог одной из них, уверенной в своем превосходстве. Но все же выигрывает эту «битву» та, которая молчит. Если присутствие в сюжете мужчины формально (он исчезает уже в прологе), то развитие отношений актрис кажется сложным и многозначительным. Но родиться восторгу мешает ощущение, что все конфликты и проблемы возникли «из пробирки», вымучены и умозрительны.

Ситуация повторилась, когда Тульский камерный театр показал спектакль «Любовная отповедь» по пьесе Г. Маркеса в постановке Алексея Басова. В спектакле женщина в преддверии юбилея своего супружества с человеком, которого любит, разражается монологом, полным сожалений и упреков. «Объект критики» сидит возле левого портала с газетой в руках. С первых мгновений ясно, что это манекен, а поскольку газета трепещет, как живая, невольно ждешь, что и он оживет. За полупрозрачным занавесом возникают живые, но столь же безмолвные люди: саксофонистка (играющая без саксофона), мама, свекровь, безмолвный слуга и т. д. Все они, напротив, «тяготеют» к тому, чтобы стать менее живыми, чем пресловутый муж-манекен. Взыскательный рассудок героини Елены Басовой все подвергает сомнению и критическому анализу. Она слишком напряжена, каждая ее фраза, по слову автора, «срывается с цепи». Однако ситуация, претендующая на сложность, быстро становится слишком предсказуемой и однозначной. Нобелевский лауреат кажется салонным литератором.

Надежда Александровна Тэффи говорила про себя, что она «щепка мыслящая и наделенная чувством юмора». Это помогало ей, остроумной и независимой, воспринимать события переломных эпох без надрыва и яда, но с элегантной иронией, не пряча себя под тусклой маской смирения. Моноспектакль актрисы Елены Капраловой по произведениям Н. Тэффи «Весной вернусь» (режиссер Михаил Егоров) рассказывает историю женщины взволнованной и любопытной. Ее артистизм, острое внимание к деталям и природное чувство целого, кокетливая беззащитность, позволяющая вести «мирные беседы на жуткие темы» - все помогало объективности ее свидетельств, внятности картин «битых сливок общества» и оценок происходящего по существу. Ведь это из Парижа начала 20-х годов Надежда Александровна пишет, как про нынешние дни: «Все, кто могут, едут на Украину, но никто не может».

Уже в иную эпоху, суровую иначе, замечательный писатель Сергей Довлатов, будучи природным скептиком, тоже не старается прикинуться трагиком, сознавая и принимая, однако, драматизм своей как советской, так и эмигрантской судьбы.  Моноспектакль по «Заповеднику» Довлатова блестяще сыграл на фестивале артист Вологодского камерного театра Вячеслав Федотов (режиссер Яков Рубин). Тезис автора, будто «хорошего человека любить не интересно», опровергается всем ходом сценического «расследования». Артист увлеченно раскрывает лирико-ироническую природу мышления героя, лукавую зоркость его дарования, снисходительность к женщинам, которые приватизировали даже гений Пушкина, превратив его в коллективную собственность. «Заповедник», при всей разности привходящих обстоятельств, чем-то близок «Запискам юного врача» Булгакова или «Записным книжкам» Чехова. И как жаль, что слишком часто у людей, подобных нежно-брутальным героям Довлатова, «утренняя мерзость застилала вчерашнюю поэзию».

Несколько тяжеловесным показался спектакль театра-студии АПРИКТ (аббревиатура Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма). «Лир» в постановке Вячеслава Сорокина при всех преимуществах камерной версии (концентрация действия, жесткий темпоритм, острота оценок и характеристик) оказался бесформенным. Режиссер пользуется переводом Михаила Кузмина, стараясь избежать «лишних» тем и повторов. Менее чем за полтора часа пятеро актеров поведали историю благородного отца, безжалостно выброшенного двумя коварными дочерьми из жизни. На сцене только Лир, Шут и три принцессы. Сюжет излагается стремительно, без подробностей (в прологе претендентов на руку Корделии изображает тот же Шут, меняя черный плащ на золотой). Две вероломных сестры, старше и хитрее отвергнутой, ведут свою линию внятно и доказательно. Гонерилья-Екатерина Лисовая полна витальной энергии, Регана Елены Золотаревой воплощение лести и лицемерия. У обеих в глазах порочность и властолюбие.

Корделия Кристины Амельченко, честная и бесстрашная, кажется, провидит свою трагическую судьбу. Шут-Александр Калашников мечется между ними, пытаясь мудрствовать, но привычно попадая под чью-нибудь горячую руку. В центре остается одинокий Лир - Олег Семисынов, потерянный и беззащитный. Красив финал, когда король, безумный и несчастный, безмолвно склоняется над телом Корделии, готовый окаменеть навеки. Но все же космос трагедии подменен мелодрамой о горестной судьбе благородного отца.

«Дети Солнца» М. Горького показали на фестивале юные артисты Московской театральной школы Олега Табакова. Дипломный спектакль студентов 4 курса поставила режиссер-педагог Анна Гуляренко. Перед постановщиком стояли, как минимум, две задачи: создать компактную версию пьесы, не нарушив развития ее конфликтных линий, а также явить каждого героя драмы, педагогическими приемами раскрыв индивидуальные возможности юных артистов, старшему из которых не более 19-ти лет. С большинством сложностей режиссер-педагог справилась вполне. Редко у кого из артистов «второй план шел прежде первого». Обилие афоризмов, которыми грешит речь героев, психологически оправдано и не забавляет репризностью. Стиль начала ХХ века все артисты (особенно женщины) соблюдали без парализующей старательности. Их психологическая пластичность, чувство слова, точность внутреннего ритма помогали прочувствовать не только эпоху, но и сущность каждого персонажа.

Свежесть чувств юных артистов тоже имела значение. Так, совсем молоденький Протасов - Леонид Бояджи, поначалу казавшийся растерянным школьником, действительно, по слову автора, был дитя, являя типаж вундеркинда, какие становились студентами вузов в 14 лет, а уже к 20-ти защищали докторские диссертации и вели в науке подвижническую жизнь. Напротив, полный жизненных сил ветеринар Чепурной в ярком воплощении Антона Мараховского с младых ногтей чувствует трагизм своего жизненного пути. Он не только схож с чеховским Астровым, но, увы, куда ближе к Свидригайлову Достоевского. Богатая сестра его Меланья, слепо обожающая Протасова, сыграна Аленой Гончаровой остроумно и пленительно. Она пугающе простодушна и буквально обезоруживает своей откровенной чувственностью, путая искренность с беззастенчивостью. Характер получился страстный и не менее трагичный.

В хаосе трагических страстей существуют герои трагедии Георга Бюхнера «Войцек», показанной артистами «Лит.Театра». Режиссер Мария Павловская и хореограф Яна Норина увлекли артистов опасным путешествием в кромешную тьму немецкого экспрессионизма с его яростной брутальностью и отсутствием каких-либо нравственных ограничений. Здесь, как жалуются герои, постоянно «пахнет грехом». Некоторые эпизоды решены в жанре политического кабаре или философской сатиры Свифта, что и уместно, и увлекательно.

Игра артистов поражает ансамблевой слаженностью, единством художественных намерений. Никто из персонажей не исчезает в паузах - психологическое напряжение всех и каждого постоянно. Войцек - Станислав Мотырев, хрупкий и нелепый, убивая изменницу-жену, вовсе не выглядит шекспировским героем, ставшим жертвой навета. Он, скорее, Канио из «Паяцев». Да и сама Мария, трагически противоречивая в проникновенном исполнении Марии Шумаковой, вовсе не Дездемона, а Недда, упрямая и безвольная (против натиска Тамбурмажора - Алексея Суренского никакой женщине не устоять). Жестокий и страшный Капитан Андрея Оганяна, являя собой некое «объективное зло», строго следит за происходящим. А события влекут героев в бездну, не давая никакой надежды на пресловутый «свет в конце тоннеля». И все же беспросветная трагедия оказалась самым ярким событием фестиваля «Московская обочина».

 

 

Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.