Азбука прощения / "Алексей Каренин" в Театре "Русская антреприза им.А.Миронова"

Выпуск №5-175/2015, Премьеры Санкт-Петербурга

Азбука прощения / "Алексей Каренин" в Театре "Русская антреприза им.А.Миронова"

В репертуаре Санкт-Петербурского театра «Русская Антреприза» имени Андрея Миронова современная драматургия редкость. Здесь любят ставить классику. Чехов, Островский, Гоголь, Гончаров, Салтыков-Щедрин, Тургенев, Булгаков. В крайнем случае Теннесси Уильямс и Эрик-Эммануэл Шмитт. Исключение - пьесы драматурга Василия Сигарева, с которым театр связывает давняя дружба. В разное время здесь шли «Похищение», «Детектор лжи», «Гупешка». Две последние пьесы до сих пор в афише театра.

«Алексей Каренин» - авторская инсценировка знаменитого романа Л.Н. Толстого, сделанная Василием Сигаревым, мимо которой театр не смог пройти. Поставил спектакль Юрии Цуркану - ученик Георгия Товстоногова, выпускник его последнего курса. Однокурсниками Юрия Цуркану по мастерской Товстоногова были Виктор Крамер, Вадим и Наталья Фиссон, Сергей Русскин, Влад Фурман. До ЛГТИМИКа Цуркану окончил Кишиневскую консерваторию по классу «Артист драматического театра», в некоторых своих спектаклях играет сам и даже иногда пишет к ним музыку. После окончания режиссерского факультета работал в Петрозаводске. Четырежды был удостоен высшей театральной премии Республики Карелия «Онежская маска». В театре имени Андрея Миронова это его уже одиннадцатый спектакль, предыдущие работы здесь - постановки русской классики, не раз отмеченные петербургскими премиями «Золотой софит».

В театре говорят о том, что не решились бы на эту постановку, если бы у них не было такого актера на главную роль, как Евгений Баранов. Он с успехом играет также и в «Детекторе лжи», и в «Гупешке», а в минувшем театральном сезоне интересно и неожиданно исполнил главную роль в «Голом короле» Шварца в постановке Цуркану.

Любая инсценировка большого литературного произведения - уже определенная авторская интерпретация текста. Тем более такого самобытного драматурга, как Василий Сигарев. «Алексей Каренин» - это попытка взглянуть на известную историю с другого ракурса, сделав главным героем Алексея Каренина, выдвинув на первый план линию отношений Алексея и Анны Карениных, рассказать историю любви, разрыва и прощения.

В пьесе Сигарева, как и в романе Льва Толстого, очень важен образ железной дороги. Роман был написан на том переломе времени, когда цепь железных дорог, прошедшая по России, изменив пространственно- временные связи в мире, изменила весь мир. Такой переворот в мироустройстве Толстой не принимал, для него он был символом темной силы, движущейся по живому, сломом эпохи. И еще - символом освобождения от вековых нравственных устоев, когда люди обретают право и свободу жить только для себя, ищут опору жизни в страсти, своем собственном самоопределении, гордости и самоутверждении. В романе Льва Толстого линия Анны-Вронского-Каренина развивается параллельно линии развития отношения Левина и Кити - от зарождения чувств, до создания семьи, через движение друг к другу. Константин Левин мучается от того, что не знает, любит ли его Кити вообще. Для него поиск ответа на этот вопрос становится поиском главной истины, решением главного вопроса - в чем смысл жизни? Сигарев полностью отбрасывает линию Левина и Кити, в его пьесе нет этих героев. История Алексея Каренина и Анны - это история разрыва, рассказанная глазами Каренина, в котором Анна отодвинута на второй план, а Вронский всего лишь проходная символическая фигура.

История одного семейного разрыва становится историей распада мира и попыткой понять, где же найти выход из этого страшного тупика. Первый порыв страсти, толкнувший Анну к Вронскому на железнодорожной станции на пути между Москвой и Петербургом. Снежная буря, взрыв стихий и губительных человеческих страстей. Анна возвращается из Москвы, куда она ездила, чтобы вернуть мир в распадающуюся семью брата Стивы Облонского, изменившего своей жене Долли. В пьесе и в спектакле Стива пустой, безнравственный, но добродушный и безобидный малый (Ярослав Воронцов) - всего лишь эпизодический персонаж. Так же как и интриганка княжна Бетси (Елена Ярема) - олицетворение пустоты и пошлости светского общества. В романе три круга общения Анны. Круг друзей по службе ее мужа, круг светского общества во главе с Бетси и круг графини Лидии Ивановны, по ироничному выражению Льва Толстого - «некрасивых, набожных женщин», от которого по возвращению из Москвы все больше удаляется Анна, все ближе становясь к кругу Бетси. Лидии Ивановне в пьесе уделено гораздо больше места, а в трогательном, драматическом и одновременно острохарактерном исполнении замечательной актрисы Ксении Каталымовой она становится заметной фигурой в мире этого спектакля.

Начало пьесы - знаменитая сцена на вокзале. Алексей Каренин встречает Анну, возвращающуюся из Москвы, взволнованную своим знакомством с Вронским. Страшная история с попавшим под поезд сторожем как тревожный знак надвигающейся беды. Этот образ железной дороги как главной разрушающей силы становится центральным сценическим образом спектакля. Вокзал. Поезд. Вагоны. Ячейки грязных купе с мутными стеклами, за которыми где-то лежащую - то ли в вагоне, то ли на рельсах - мы увидим Анну. Серые раздвижные двери, выпускающие и выталкивающие героев. Дым от паровоза, как из преисподней. Тележки носильщиков, становящиеся предметом скудной обстановки - чайным столиком, например. Мертвенный синий свет, словно дежурное освещение включили в ночном вагоне (художник Елена Дмитракова). В этой первой сцене так безоблачно счастлив Каренин, встречающий после разлуки Анну (Елена Игумнова), что предстоящая беда кажется почти невозможной. Режиссер располагает героев по диагонали квадрата, образуемого из стен этих железных вагонов. Шаг навстречу друг другу - слово. Шаг - попытка преодолеть пространственный разрыв.

- Как хорошо, у меня было полчаса, чтобы встретить тебя и чтобы я мог показать тебе свою нежность... - Ты слишком уже подчеркиваешь свою нежность... Но даже в этой первой сцене тень катастрофы. Тень Вронского, спина которого возникает в проеме стены. И первая, пока еще невинная ложь Анны. Роль Вронского для актера (Михаил Драгунов) в этом спектакле самая неблагодарная. Мы постоянно видим только какую-то часть его тела - спину, руку или мощный торс в темном мареве сна Каренина. Мы не можем разглядеть и понять - кого любит Анна и существует ли вообще этот мифический любовник. Или это ее навязчивая идея, сон, болезнь, призрак. Театр ставит диагноз: Анна больна, и ее болезнь известна - стремление к абсолютной свободе, самоутверждение, а не самоотвержение. И это не трагедия одной Анны, а болезнь наступающего железного века. Мы не понимаем изначально, почему Каренина называют старым, а он себя слабым человеком. Каренин Евгения Баранова таковым не кажется. Но даже Сережа спрашивает его изумленно: «Папа, а почему ты старый, а мама молодая?» На что тот ответит: «Я не старый, а пожилой. То есть тот, кто пожил много». Каренин по своей природе застрял в предыдущем веке. Баранов и Игумнова играют это - конфликт не слышащих друг другу людей, принадлежащих разному времени. Примирить этих людей, быть мостиком между ними может только прощение. Актер последовательно проводит своего героя через все муки ада - ревности и возникающей от этого злобы к нарождающемуся пониманию, сочувствию, прощению, истинной любви. Евгений Баранов проживает эту жизнь на таком накале страстей, что на генеральной репетиции, падая в обморок, разбил лицо и играл с кровавой ссадиной на лбу. Возможно, такой натурализм кому- то покажется излишним, но часто ли приходится видеть в современном театре такую актерскую самоотдачу, такую подлинность психологического вживания в образ. Евгения Игумнова тонкая как натянутая струна, нервная, трепетная, открытая к диалогу - олицетворенный порыв и смятение. Актеры играют так, что все время кажется: шаги навстречу, которые они делали друг к другу в первой сцене на вокзале после недолгой разлуки повторятся. У Льва Толстого его любимому герою Левину, ищущему ответ на основной вопрос своей жизни, открывается простая истина - жить надо для Бога, для души, нельзя делать несчастными других. Надо научиться прощать и тогда только можно научиться любить. В пьесе, в спектакле к этому приходит Алексей Каренин. Нужно любить бескорыстно, так, как любят дети. Каренин получает эту точку опоры, когда в нем открывается способность к бескорыстному чувству. Любить так, как любят дети, без всяких условий и оговорок. Это тема драматургии Сигарева. Любая пьеса, которую пишет Сигарев - о любви. Детской, родительской, о любви в высшей степени ее проявления, иногда болезненной, уродливой, как в «Гупешке», иногда за гранью понимания, как в «Волчке», когда девочка любит отрицающую ее существование мать. Образ Сережи Каренина в спектакле тоже очень важен. При этом хочется отметить обоих мальчиков, исполняющих эту роль. Даниил Лево и Григорий Лавров удачно вписались в актерский ансамбль спектакля.

Эпилог. Алексей Каренин застынет на пустой сцене, обнимая Сережу и покачивая коляску с маленькой дочкой Анны, не готовый к обрушившемуся на него непонятному финалу. Открыв простые истины, азбуку любви и прощения, он полагает, что все только начинается.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.