Под счастливой звездой

Выпуск №6-116/2009, Лица

Под счастливой звездой Заслуженная артистка Республики Башкортостан Аллия Хайдаровна ШАРИПОВА всегда признается до простодушия откровенно: «Как ни странно, мечты о театре у меня не существовало...». Ей родители уготовили другую участь, с которой она совершенно спокойно согласилась, — отец юрист, будет и она юристом. Да и до окончания школы еще ого-го сколько времени! Она ведь только закончила восьмой класс.

Общительная Аллия всегда имела много подруг, которые рассказали ей о том, что после долгого перерыва открылось актерское отделение в Уфимском училище искусств. Они все гамузом решили туда поступать и позвали с собой ее, для храбрости, поддержать их, что ли. А все сложилось, как в пьесе «Старшая сестра» А.Володина, — не гадала, не ведала, знала лишь басню да кусочек какой-то прозы, а пришла и всех поразила, да так, что ее пригласили сразу на третий тур.

Таков зачин истории первой любви и теперь уже долгой творческой жизни Аллии Шариповой. Эта жизнь доказала, что ее вдруг открывшийся талант, любые, самые непосредственные или выстраданные, движения души, раскрывающиеся в больших и малых ролях, стали для Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан, единственного в ее жизни театра, просто неоценимым богатством.

Ну, как обойтись без банальностей? Актер — это его роли! И несть числа тем ролям, что сыграла актриса.

Только все сыграть невозможно, даже если очень хочется.

Но сетовать ей не приходится, потому что творческий путь начался не с чего-нибудь проходного, а с образа Маши в дипломном спектакле по пьесе А.П.Чехова «Чайка». Это и испытание, и душевный восторг. «Мне тогда было очень трудно понять внутренний мир этой героини, женщины, познавшей свой мир. Но благодаря педагогу Шауре Мусовне Муртазиной, которая очень много дала нам, я с ролью, кажется, справилась...» — вспоминает актриса.

Без ложного умиления, без надуманности можно утверждать, что впоследствии к каждой своей работе Аллия относилась очень серьезно. Очень! Это не только свойство ее характера, но и, безусловно, результат учебы на курсе Ш.М.Муртазиной, которая воспитывала в студентах обостренное чувство ответственности за каждую минуту существования на сценической площадке, готовность к испытаниям в их будущей сложной жизни. И, что стоит очень дорогого, вложила в них понятие о чести и достоинстве актера.

В творчестве актрисы много парадоксального. Казалось бы, должна присутствовать некая последовательность в репертуаре артистки такого плана. От прирожденной травести — к яркой острохарактерности. От Бачаны-мальчика в «Законе вечности» Н.Думбадзе – к Маргарите Пересветовой в «Самоубийце» Н.Эрдмана.

Ан нет! Причудливое сплетение разноплановых и разновозрастных образов — вот что составляет творческий портрет актрисы.

Драматические роли, лирические героини, травести, комические старухи... Сегодня она играет эту самую комическую старуху, а завтра пионерку (где она только такую высмотрела или выдумала для спектакля «Эффект Редькина» А.Козловского — с косым бантом, спущенным гольфом, жующую конфетку, с уморительной рожицей и жутко серьезную).

Их у нее было столько, девчонок и мальчишек, что они могли бы стать приличным пионерским отрядом. Но все были не проходные роли, в смысле значения, а сочные, незатертые образы, как, например, Юрка в «Характерах» В.Шукшина, как почему-то надолго запомнившийся паренек из далекого спектакля «Солнечный удар» А.Яковлева, испытывающий себя на «прочность» отказом от клубники. («У меня к ней идиосинкразия», — объяснял он, и осталось навсегда это слово в памяти.) И всем этим звонким отрядом могла бы руководить учительница Алла Константиновна, которую актриса замечательно сыграла в спектакле «Где был, Лопотухин?» А.Хмелика.

А сколько сыграно зверушек? Тут тебе и бурундучки, и зайчики, и свинки, и кошки, и мышки. Ну, просто зоопарк.

И во всех этих ролях она всегда была жива, узнаваема, наполнена добротой, что очень чувствуют зрители всех возрастов, да и просто хороша. Истинное воплощение знаменитой театральной максимы — для детей нужно играть так же, как и для взрослых, только еще лучше.

И лучше ее коварной Жавотты из «Хрустального башмачка» Т.Габбе, кажется, не было, как и нежной Радушки из волшебной сказки «Где ты, Радушка?» И.Феоны, как и глупой Капы из «Аленького цветочка».

Актриса — несомненный мастер эпизода. Ее многочисленные маленькие персонажи всегда носят не безликий, функциональный, а внятный характер, подчеркивающий значение основных персонажей. Таковы блистательно сыгранные Софи Чаблова в спектакле «Ах, Невский!» А.Поламишева (по Н.В.Гоголю), целый ряд эпизодических ролей в спектакле «Кавказский меловой круг» Б.Брехта.

К замечательным свойствам характера актрисы относится и какая-то врожденная скромность. Порой кажется, что своей игрой она бессознательно пытается оттенить других исполнителей, а что может быть дороже среди профессиональных актеров, чем уважение к своему партнеру.

Она это блестяще делала и в спектаклях, где играла ведущие роли. Незабываема ее Клава — женщина-водолаз, попавшая в группу туристов по Италии («Группа» А.Галина), незабываема именно потому, что актриса сумела сохранить чувство меры, не пойти на поводу у желающего как можно больше посмеяться зрителя, тем самым сработав на ансамблевость спектакля. Она никогда ничего ни у кого не просит. Ролей всегда хватало, но хотелось еще чего-то такого, о чем знает только она сама. Вопреки своей гордости однажды рискнула. Подала заявку на роль старухи Саввишны в спектакле «Эшелон» М.Рощина, который ставил Михаил Рабинович. «Роль на преодоление возрастного барьера, очень сложная. И я, как говорится, кинулась в омут! Видимо, получилось, Саввишна стала моей...» — вспоминает Аллия.

Это и не удивительно. Актриса обладает уникальной способностью в нужный момент сосредоточиться на основных свойствах персонажа. (Нужно заметить, что способность сосредотачиваться вообще для нее характерна, даже в простой дружеской беседе вдруг наблюдаешь ее интерес к теме через взгляд, позу, какие-то междометия...)

Индивидуальное актерское и человеческое свойство ее таково, что она изначально несет в себе положительный заряд в самых разных ролях. Всегда, у любого режиссера, органично, самобытно входит в повествование спектакля, в его ткань. А может быть, скручивает ту основную нить, из которой составляется основа спектакля...

Творческая судьба Аллии Хайдаровны — это вечное удовольствие от работы, настоящий, как теперь говорят, кайф. Она получает его от репетиций, от спектаклей, от всего, чем живет ее родной театр.

Вот так и сложились любовь театра и актрисы в счастливое целое, родившееся под счастливой звездой. А такая любовь не может не быть бесконечной!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.