В саду Николая Коншина (Смоленск)

Выпуск №5-175/2015, Лица

В саду Николая Коншина (Смоленск)

В Доме актера Смоленского СТД состоялась творческая встреча с заслуженным артистом РФ Николаем Сергеевичем Коншиным, отметившим 60-летие. А в свой бенефис на сцене драматического театра он сыграл Князя К. в «Дядюшкином сне» Ф.М. Достоевского.

Родился Николай Коншин в Петропавловске Северного Казахстана. Театральное образование получил в Школе-студии МХАТ им. В.И. Немировича-Данченко. С 1981 года - в Смоленске. За годы служения в Смоленском государственном драматическом театре сыграл более 100 ролей. Его первый выход на профессиональную сцену состоялся 40 лет назад. В числе других студентов Школы-студии МХАТ второкурсник Коншин играл роль юнкера. Дебют состоялся на прославленной мхатовской сцене. Именно с этой небольшой роли в «Днях Турбиных» М. Булгакова и началась творческая биография актера. Его педагог народный артист СССР П.В. Массальский, когда-то блиставший в роли Молчалина на сцене МХАТа, видел в ученике свое продолжение и говорил с первокурсником Коншиным об этом персонаже. Именно на роль Молчалина старейший московский режиссер Н.Н. Паркалаб в 1976 году пригласила выпускника Школы-студии МХАТ Николая Коншина в Тульский театр юного зрителя, где она ставила «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Это была серьезная работа, пронизанная мхатовскими традициями.

С той далекой премьеры прошло 38 лет. Николай Сергеевич сыграл много ролей, стал лауреатом Всероссийского фестиваля, посвященного 150-летию со дня рождения Л.H. Толстого, Первого российского фестиваля моноспектаклей (1991), получил звание «Заслуженный артист России» (1998). Первая роль артиста на смоленской сцене - Несчастливцев в спектакле «Лес» А.Н. Островского (постановка Л. Щеглова). Рисуя своего героя, Николай Коншин не боялся открытости, прямого выражения чувств. Зритель видел перед собой не актера Геннадия Несчастливцева - неудавшегося трагика, а русского человека с чистой душой и высокими порывами. Смоляне до сих пор вспоминают Несчастливцева в исполнении Николая Коншина - «русского Гамлета», как отозвалась об этой актерской работе доктор искусствоведения Е. Полякова.

Незабываем был он в «бенефисной» своей роли Алексея Турбина в спектакле «Дни Турбиных» (постановка И. Южакова). Высокий эмоциональный накал, тонкая психологическая разработка роли давали ключ к разгадке успеха спектакля. Так и стоит в глазах сраженный пулей полковник Турбин, словно застывший в полете долгожданного освобождения. В огромных серых глазах - всепонимание и всепрощение, в улыбке - одновременно радость и скорбь от обретения свободы и потери «великой России», которой он, «маленький человек» Алексей, «сын Божий», так гордился. Он - единственный, кто до конца понял неизбежность предстоящей катастрофы, поэтому с такой готовностью и радостью идет «на крест». Героя Николая Коншина сравнивали с героями Достоевского, находя общие черты с Алешей Карамазовым (искусствовед В. Гудкова).

Встретиться вновь с этим периодом русской истории актеру довелось в 2011 году на съемках документально-игрового фильма «Первый красный генерал» из цикла «Генералы против генералов» (студия «Центр национального фильма» телеканала «Культура», режиссер Ю. Кузавков), где Коншин воплотил на экране трагическую личность генерала царской армии, перешедшего впоследствии на сторону большевиков - М.Д. Бонч-Бруевича. Проект «Генералы против генералов» назвали событием года. На международном кинофестивале «Мир знаний» в Санкт-Петербурге фильм получил специальный приз жюри «За высокий профессионализм в работе с историческим материалом», приз президента фестиваля С. Капицы. На фестивале военно-патриотического кино «Волоколамский рубеж» фильм также был удостоен специального приза жюри.

Все сыгранное Николаем Коншиным интересно, потому что он всегда неожиданный - остроумный Насреддин, интриган-боярин Безобразов в драме «Зодчий Федор Конь», «гламурный» учитель Нинкович в «Госпоже министерше», Никитин в «Береге». Глубоко философскими стали его персонажи Последний человек арены в спектакле «Арена» И. Фридберга и Шут в «Шутах» В. Трофимовой. До подлинного драматизма поднимался актер в своих лучших ролях на сцене Смоленского драматического театра - Сомов («Маленькая девочка» Н. Берберовой), Виктор («Осенняя соната» И. Бергмана), Хельмер («Кукольный дом» Г. Ибсена), Виктор Пухов («Конкурс» А. Галина). Не хрестоматийным был его Тартюф, сыгранный в 1982 году (постановка Б. Носовского). В поздней версии этой же пьесы (режиссер А. Лапиков) Николай Коншин сыграл сразу две роли: в одном составе Оргона, в другом - вновь Тартюфа. Играя мольеровскую комедию, актер послушно шел за автором, соблюдая законы его театра, но оставаясь при этом удивительно современным. Великолепны его работы в спектаклях «На золотом дне» (Белоносов) по Д.Н. Мамину-Сибиряку, «Снегурочка» (Бобыль), «Поздняя любовь» (Маргаритов), «Вишневый сад» (Гаев), «Грех» по пьесе М. Горького «Зыковы» (Хеверн). В комедии Н. Птушкиной «Пока она умирала» Николай Коншин создал образ «нового русского», восхищая зрителя галантностью, трогательностью, каскадом юмора.

Особенно любима актером роль Изольда Тимофеевича Кукина в спектакле «Аккомпаниатор» А. Галина (режиссер В. Мамин). Его герой - птица с подбитыми крыльями и отнятым голосом, интерпретация на новый лад стремления к святости. В Изольде Тимофеевиче Николая Коншина есть что-то от юродивого, говорящего правду и обнажающего совесть.

Хочется сказать о моноспектакле «Портрет» по одноименной повести Н.В. Гоголя. Актер создает в нем сложную, многоплановую ритмическую партитуру роли Художника. Оставаясь собой, он не пытается развенчать своего героя. Он «идет» с ним по ступеням тщеславия, пытаясь понять механизм превращения Художника в демона. Коншину удается превратить гоголевскую повесть в поединок контрастов: «мистицизм, одетый в абстрактный экспрессионизм», символизирующий «бесовские трели», и олицетворение истинного искусства, способного потрясти, исторгнуть искру огня. И весь моноспектакль - битва за душу героя. Спектакль получил высокую оценку театральных критиков - Б.Н. Любимова, М.Н. Строевой, Г.А. Бирюкова. Он был показан в день 150-летия кончины Н.В. Гоголя в Италии - стране, которую так любил писатель. Отношение к этой роли у Николая Сергеевича особое, это скорее «программа», жизненное кредо самого актера. Классика, считает он, всегда будет актуальной, на то она и классика. Это золотой фонд культуры, проверенный временем. Есть искусство и культура, портящие, поганящие, разлагающие, несущие деструктивные тенденции. Он сторонник культуры, несущей основы нравственности, приближающей человека к Истине и Богу. В «Портрете» гоголевский герой, заглянув в свою душу, понял то, чего он лишился - таланта, «искры Божьей», растраченной понапрасну.

Продолжение этой темы в спектакле «Музыкант» по повести Ф.М. Достоевского «Неточка Незванова» (постановка И. Войтулевича и П. Шумейко), в котором Николай Коншин сыграл роль музыканта Егора Ефимова. В герое Достоевского он видит особенный тип - русский тип. Его «маленький человек» хочет стать сразу гением, поселяется в искусстве, ищет и не находит в нем того, что искал. И этот гибельный элемент в жизни русского художника актер передает через своего Ефимова.

Творческие принципы Николая Коншина не меняются. И то, что он играет, следует рассматривать как стремление преодолеть еще одну ступеньку к духовному, ведь искусство учит состраданию, учит «хотеть добра и стыдиться зла». Хочется привести мнение смоленского театрального критика А.Д. Березнева о некоторых работах Коншина за последние годы.

«Когда обманутый дочерью стряпчий Маргаритов (засл. арт. РФ Н. Коншин) называет дочь ангелом, и тут же отказывается от нее, перед нами трагедия. Эти перепады интонаций, осанка обманутого самим ангелом отца, отрешение от предательницы и тут же прощение на коленях... Высота чистых сердец!» (о спектакле «Поздняя любовь»).

«Европейский вариант - компаньон Зыкова немец Хеверн (засл. арт. РФ Н. Коншин), этот плод европейской цивилизации актер создает ироничными штрихами на грани шаржа. Речевые интонации, жесты, мимика - все выдает в Хеверне цивильного мошенника и авантюриста вне даже тени романтики...» (о спектакле «Грех»).

«Безупречен Гаев - бездельник-аристократ. Он сентиментален, не к месту велеречив, высокомерно-снисходителен и пуст. Читая знаменитый монолог к книжному шкафу, Н. Коншин воссоздает как бы в миниатюре всего Гаева. Только в сцене возврата с аукциона, когда Гаев передает Фирсу коробку с анчоусами и керченской сельдью, на миг кажется, что сейчас он испытывает боль, настоящую боль утраты всего светлого из прошлого семьи, которое олицетворял проданный с молотка вишневый сад. Но тут же этот фанфарон бросает очередную фразу про лузу и центр... Н. Коншину удается показать точно чеховского героя, быть может, в некоторых моментах чрезмерно иронично, что, впрочем, не искажает образ Гаева» (о спектакле «Вишневый сад»).

Безусловной удачей актера стала роль дядюшки из спектакля «Дядюшкин сон» Ф.М. Достоевского. На международном театральном фестивале, проходившем недавно в Смоленске, этот спектакль получил Гран-при, а Николай Коншин был отмечен дипломом «За яркое мастерство и рыцарское служение театру». Не осталась без внимания прессы и сыгранная Николаем Сергеевичем роль немца в спектакле «Я, конечно, вернусь» Л. Проталина. «Актеру с большой психологической достоверностью удается передать суть своего героя, - писала об этой работе журналист С. Романенко. - Благодаря Коншину, этот спектакль приобретает глубокий философский и очень современный смысл, пожалуй, его можно было бы поставить в один ряд, например с фильмом К. Шахназарова «Белый тигр». Это не просто случайная удача великолепного актера. Не сомневаюсь, что так сыграть роль фон Гюнтера Николаю Коншину помогло участие в документальной картине Юрия Кузавкова «Москва - Берлин. Завтра - война», где он за кадром читает рассказы немцев, свидетелей времени...»

Заметим, что этот фильм получил приз Госфильмофонда, приз кинофестиваля «Соль земли», а также специальный приз «За нетрафаретный взгляд и мастерство в раскрытии исторической темы». Действительно, работа с режиссером телеканала «Культура» Ю. Кузавковым стала для Коншина знаковой. Совсем недавно актер снялся в роли полковника госбезопасности, руководителя специальной комиссии МВД СССР Михаила Кузнецова в фильме «Норильская Голгофа» телеканала «Россия-1» (режиссер В. Сапрынский). Всероссийская премьера этого проекта состоялась осенью 2014 года.

Размышляя о сегодняшнем дне, Николай Коншин с горечью отмечает, что из искусства уходит душа. Остается оболочка - громкие названия, впечатляющие эффекты, шокирующие режиссерские приемы, эпатаж публики. Актеры в таких спектаклях - марионетки. Уничтожаются корни, взамен «школы переживания» предлагается «сад без земли». В результате сплошные компромиссы, ложь. В провинцию едут (и не скрывают этого) подхалтурить. Но самое интересное, что именно в провинции культура сохранила свою чистоту, бескорыстность, подлинность. Сердечность только в провинции и осталась. По мнению Николая Сергеевича, «все подлинное не шумит, не кричит, живет своей жизнью...». Для него интересен внутренний духовный мир. Только он. И в этом мире страдают и радуются герои, созданные талантом русского актера Николая Коншина.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.