Простая история / "Не только любовь" Р.Щедрина на факультете музыкального театра РУТИ (ГИТИС)

Выпуск №5-175/2015, Мастерская

Простая история / "Не только любовь" Р.Щедрина на факультете музыкального театра РУТИ (ГИТИС)

Знаменитая опера Родиона Щедрина «Не только любовь» о колхозной жизни по рассказу Сергея Антонова успешно шла в свое время на сцене ГАБТ СССР, в Камерном музыкальном театре Бориса Покровского, на многих других сценах страны, достойно восполняя всегдашний дефицит современного репертуара. Нынешней осенью оперу эту увлеченно спели и сыграли студенты III курса Мастерской профессора Александра Бармака. Факультет музыкального театра РУТИ (ГИТИС) теперь показывает свои работы на сцене учебно-театрального комплекса по адресу ул. Академика Пилюгина, 2. Объект этот был торжественно заложен неподалеку от метро «Новые Черемушки» еще в начале 1970-х, но освоили его студенты совсем недавно.

Строгий хайтек фойе и зрительного зала сразу создает контрапункт сюжету про внезапную любовь председательши колхоза Варвары Васильевны к вернувшемуся из города очаровательному лентяю Володе Гаврилову. Режиссер-постановщик Александр Бармак, взяв на себя и заботы сценографа, заполняет огромную сцену узнаваемыми приметами давнего советского времени, характерными для колхозного быта. Репродуктор на столбе, узкие настилы по привычному бездорожью, духоподъемные плакаты, внушающие труженикам, что их цели ясны и задачи определены, - все складывается в картину хаотичную, но не лишенную логики, динамики и странного ностальгического обаяния. К тому же, композицию завершает ... рояль на кузове грузовика, забытый, наверное, какой-нибудь концертной бригадой.

Персонажи, одетые зачастую кто во что горазд, к этому «пианину» давно привыкли, под него и поют, и пляшут. А безропотный тапер во всякую погоду тихо, но настойчиво играет на нем практически всю партитуру оперы (оркестровая фонограмма включается редко и экономно). Творческий подвиг концертмейстера Тагира Мансурова трудно переоценить. Тем более, что его музыкальный комментарий к лирическому сюжету еще и художественно осмыслен: музыка возникает из самого пространства, журчит и трепещет как явление природы, оправдывая весеннюю капель, осеннюю скуку, и историческую иронию, вовсе, правда, не едкую, а озорную.

Всем памятен сюжет про другого председателя колхоза, отказавшегося от своей любви, гениально сыгранного в кино Нонной Мордюковой. Незабываема ее мучительная улыбка прощения и прощания: «Хороший ты мужик, но не орел». В «случае Щедрина» оттенки другие, но суть та же: Варвара Васильевна, «изголодавшись по любви», страсть свою почти придумала. Увидев красивого парня, «окультуренного» городом, размечталась про высокие чувства. Но вовремя одумалась. Да и предмет страсти не стал заморачиваться. Невеста его Наташа своих шансов не потеряла, а он, по бесхарактерности, легко оборвал слишком опасные отношения, оставшись верен природному эгоизму. Варвару же от соблазна уберегли органическое целомудрие и сила воли. Получилась еще одна простая история.

Многосложность тонких отношений героев этой лирической новеллы усложнена историческим контекстом борьбы чувства и долга, на чем строились многие подобные сюжеты в эпоху расцвета социалистического реализма. Но человеческая сущность всякий раз упрямо прорастала в них? как трава сквозь асфальт. Эту духовную борьбу и сделал главной темой своей оперы Родион Щедрин, а юные артисты бесстрашно, радостно и азартно ее спели и сыграли. Иронические интонации никуда не пропали, но и лирические мотивы прозвучали здесь внятно и сокровенно. Бабьи прибаутки, песни и причеты составляют игровую фактуру музыкальной драматургии спектакля. С вокальными сложностями артисты вполне справляются, демонстрируя хорошую технику ансамблевого пения, многое в опере определяющего.

Персонажи легко сходятся в толпу, но всегда видно каждого, а потому кажется, что каждый готов высказаться. Красками характерности смело пользуется Сергей Кузьмин. Его угрюмый бригадир трактористов Федот совсем не однозначен. Мила умница Наташа Екатерины Селиверстовой. Иван Степанищев сухопарого Ивана Трофимова наделяет нежностью и теплотой. Забавны сельские парнишки Мишка и Гришка Василины Дейнеки и Надежды Астаховой, по-воробьиному внимательные к событиям взрослой жизни. Ярослав Зайцев, не пытаясь оправдывать своего Володю Гаврилова, успевает показать его привлекательность и демонстративную «отдельность». Наконец, главная героиня оперы Варвара Васильевна в проникновенном исполнении юной Марии Бойко надолго запоминается глубокой сосредоточенностью на неведомом чувстве, опасном, но манящем. Ее упрямая борьба с собственной природой вызывает уважение.

Жертвенность героини Щедрина, разумеется, не столь трагична, как муки героини оперы Масканьи «Сельская честь», но спектр переживаний опасно близок, а потому весьма полезен в начале любой артистической судьбы. Не менее существенна для всех юных артистов и сама возможность работы над современной оперой, давно вошедшей в число

классических.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.