Мы разобщены!

Выпуск №6-116/2009, Монолог

Мы разобщены! Валерий АРХИПОВ, режиссер, актер. Родился и начал свою творческую биографию на Украине. Закончил Московское высшее театральное училище им.М.Щепкина, курс Ю.М.Соломина, Московскую Академию переподготовки работников культуры и искусств, факультет режиссуры (руководитель И.Л.Райхельгауз). Играл в Самарском театре драмы. Создал свой камерный театр. Поставил 20 спектаклей в 10 театрах; принимал участие в 5 всероссийских и международных фестивалях и конкурсах; награды: дипломы, Первая премия, Самарская Губернская премия. Последние постановки: «Раньше» А.Соколовой в Русском республиканском драматическом театре им. Бестужева (Улан-Удэ), «Лес» А.Островского в Даугавпилсском драматическом театре (Латвия, спектакль номинирован на Национальную театральную премию Латвии), представление-буфф «Предлоюбилебедин!!!» по пьесам А.Чехова в Борисоглебском драматическом театре им. Н.Чернышевского, «Любви нет! Любовь есть?» по пьесе «После армии» Р.Белецкого в Курском драматическом театре им. А.Пушкина.

В режиссеры я пошел из артистов. Может, стоило и начинать с режиссуры, но я мало что знал о театре, когда поступал в театральный институт.

Впервые попал в театр шестнадцатилетним подростком. Билеты мне достались из числа тех, что распределялись бесплатно по рабочим коллективам. Давали оперу, ни название, ни сюжет которой я не помню, поскольку все мое внимание было приковано к сидевшей рядом девушке, с которой я и пришел на спектакль. Тем не менее, на Севере, куда я попал по распределению после окончания техникума, в поисках, чем бы заняться в свободное время, я пришел в самодеятельный драматический коллектив. Там впервые ощутил дрожь в коленках и непослушность языка. Но и тогда на выбор будущего этот опыт не повлиял. И лишь во время службы в армии, когда я увидел выступление студентов Щукинского училища (тогда студенты театральных институтов разъезжали по стране с концертами и отрывками из спектаклей), вот тогда я впервые почувствовал, что артисты – это люди необыкновенные! Но и тогда никак не мог предположить, что пройдет немного времени и я резко изменю свою биографию, претендуя на место в рядах этих необыкновенных людей.

Красный диплом Щепкинского училища не спас от полного непонимания и незнания профессии. Очнулся в славном городе на Волге, в замечательном театре у известного режиссера. Тут впервые пришло понимание и опыт существования в творческом коллективе. Но знание увеличивает скорбь. А скорбел молодой артист о какой-то неизвестной ему режиссуре: хотелось смелых экспериментов и творческих свершений. Тем более что театральный мир в это время кипел, выплескивая имена режиссеров-новаторов, быстро становившихся мэтрами. Вскоре «закипела» и огромная страна, разваливаясь и превращаясь в кучку «независимых» государств.

Не дождавшись необыкновенной режиссуры со стороны, пришлось стать руководителем собственного театра двух актеров. Камерно, зато можно было ставить и играть то, что хотел, и так, как хотел. «Панночка» Садур на двоих, «Чайка» Чехова в джазовой импровизации, фестивали, конкурсы, ругань, удивление, благодарные глаза зрителей, призы, дипломы, а параллельно – преподавательская работа, театральные студии, творческие эксперименты! 90-е пролетели быстро.

Наступило новое тысячелетие. Успокоился ритм жизни. Предыдущие годы были бурными, но ощутимых результатов мне и моему театру не принесли. И я задумался: а что же дальше? Захотелось изменить масштаб.

Поступил в Московскую Академию переподготовки работников искусств. Радость от получения диплома режиссера уперлась в необходимость искать работу, ведь театры не знали, что я уже имею официальное право ставить на их сценах спектакли. Решив известить об этой новости директоров и главных режиссеров театров, я отправился на актерскую биржу, но биржа «приказала долго жить». Тогда я стал рассылать резюме непосредственно в театры… Театры держали оборону. Из трех сотен отправленных писем отклик я получил лишь от семи театров, из них почти половина с вежливым отказом. Я обратился к интернету: интернет молча проглотил мою анкету, и я ее больше не видел. И тогда я решился написать письмо министру культуры о том, что мы, режиссеры, артисты и театры, разобщены, что нет единой базы данных, которая могла бы быть подспорьем для директоров и художественных руководителей в поисках кадров, а для творческих работников быть помощницей в поисках своей театральной судьбы, что «культурными» чиновниками мы отброшены на полтораста лет назад, во времена Александра Николаевича Островского, когда в результате собственных походов из Керчи в Вологду и обратно можно было узнать, что ты там не нужен.

Конечно, я не сижу сложа руки, ожидая востребованности. За последнее время я поставил несколько спектаклей в России и Латвии, встретил заинтересованные театры, благодарных артистов и зрителей. Но проблема нашей востребованности (вернее – невостребованности) так и остается нерешенной.

Да, кстати, а ответ из министерства я получил: чиновник высшего звена вежливо рекомендовал обратится в Государственную службу по труду и занятости (вот там удивятся!) и, вообще, решать свои кадровые вопросы самостоятельно. Я его понимаю: мы ведь разным культурам служим, и нам друг до друга дела нет!

Со мною можно связаться по телефонам:+79033346283,+79169049054; 8(846)3328024.
E-mail: teatrvallen@yandex.ru

 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.