"Гупёшка - глупёшка"

Выпуск №6-176/2015, Любительские театры России

"Гупёшка - глупёшка"

В начале февраля 2015 года по инициативе Кабинета любительских театров СТД РФ состоялся первый показ в рамках цикла «Спектакли любительских театров России - победителей всероссийских и международных фестивалей - на сцене Театрального центра "На Страстном" и в Боярских палатах СТД РФ».

Первооткрывателем цикла стал Молодежный театр-студия «Галерка» со спектаклем «Гупёшка» по пьесе Василия Сигарева в постановке Ольги Макуте́нене. Театр успешно работает уже тринадцать лет как репертуарный, признан лучшим екатеринбургским театром по результатам голосования пользователей социальных сетей на городском портале, интересен и известен, кроме всего прочего, проводимой им большой лабораторной и фестивальной работой.

Спектакль «Гупёшка» не единожды отмечен фестивальными наградами: на международном фестивале Коляда-plays (2011) - лучшая женская роль; на межрегиональном фестивале «Идиллиум» (Москва, 2011) - лучшая женская роль, лучшая режиссура, лучший спектакль; на фестивале «Живые лица» (Тюмень, 2011) - Гран-при и лучшая женская роль; на фестивале «Театральный куфар» (Минск, 2011) - Гран-при и лучшая мужская роль; на Международном фестивале «Авангард традиции» (Гатчина, 2012) - лучший спектакль и лучшая режиссура; на фестивале «Весна УПИ-2012» - лучшая женская роль и лучший спектакль. И судя по всему, это только начало, поскольку постановка действительно стоит нашего внимания.

Первая ассоциация, когда я прочитала название спектакля, была о «гЛупёшке». И как потом оказалось, не далека была от истины. Сразу оговорюсь, что гупёшка, или гуппи - это аквариумная рыбка, совершенно неприхотливая, живущая в любых условиях (даже в канализации). И главная героиня Тамара тоже неприхотливая (даже чересчур) и может жить в любых - как материальных, так и моральных - условиях. На первый взгляд она немного странная. Начнем с внешнего вида: бесформенные, надо полагать, мужские спортивные штаны, такая же бесформенная вязаная кофта, чудна́я шапка, на ногах - спущенные не по размеру носки. И это «чудо» разбирает какие-то тряпочки, напевая себе под нос... песню Тухманова «Я, ты, он, она - вместе дружная страна». И к этому «чуду» приходит, в принципе, такое же «чудо». Только мужского пола. И начинается череда комических, переходящих в трагедию, событий.

По чистоте мысли, эмоциональному посылу и смыслу с пьесой Сигарева и спектаклем Макутенене мало какое драматургическое произведение может стать вровень. Спектакль настолько плотен по эмоциям (от смеха до слез), по тексту, по застройке мизансцен, что лишний раз вздохнуть не успеваешь для переключения на следующую картину. Только в начале зрителю дают время «устроиться» в этом пространстве (о нем чуть ниже), присмотреться, свыкнуться с главной героиней, которая так до финала и останется человеком в некотором роде с другой планеты, но тем не менее, изменившим пространство вокруг себя. Жаль, что сама так и не позволила себе измениться и не смогла изменить людей, окружающих ее. Хотя именно этого хотелось больше всего.

Зритель глубоко вдыхает и... буквально ныряет с головой в вихрь событий. Наверное, сложно будет поверить, но по ходу спектакля мы переживаем все присущие человеку эмоции: смех, умиление, смятение, сочувствие, сострадание, ненависть, злость, боль и отчаяние от того, что Тамара так и не смогла вырваться из замкнутого круга в этот раз, а значит, уже не вырвется никогда. А если и вырвется, то только ценой большой и непоправимой трагедии.

Тамара в исполнении Ирины Сальниковой - девушка из села, которую в свое время Леонид (Антон Жиганов) вывез в город, за что, по его мнению, жена должна ему быть благодарна всю жизнь. Она и благодарна. Да так, что все для нее хорошо и всему она находит оправдание. Муж не дарит цветы? Так это потому, что «я некрасивая». Забывает про день рождения? Так это потому, что у него много работы на заводе, а «я стесняюсь напомнить». А вытащил он ее из села по одной причине: приехал на картошку, вскружил наивной деревенской девчонке голову и уехал. А она возьми, да и забеременей. Вот радость-то! Отец Тамары в процессе мужского разговора сообщил будущему зятю эту радостную весть, после чего Леонид с синяком под глазом приехал делать предложение. И его, естественно, приняли.

Так и мучают друг друга уже много лет. Хотя, почему мучают? Тамара живет в благодарности, во всем угождая (наготовлено, прибрано, всегда сидит дома, и обувь снять поможет, и пепельницу подаст, а нет под рукой пепельницы, так ладошки протянет), а Леонид, в принципе, живет в свое удовольствие. Вот только этому удовольствию очень уж мешает несуразная, некрасивая, во всем раздражающая жена.

Появление Паши (Дмитрий Сергеев) могло бы все изменить, если бы не правильность воспитания Тамары (муж для жены и царь, и бог. Более того, как же Ленечка без нее жить-то будет? Пропадет ведь). Одним словом, не случилось.

А теперь об обещанном сценическом пространстве. Боярские палаты представляют собой помещение с кирпичными стенами и сводчатым потолком. В выездном варианте спектакля не было развешенного белья и привычных для актеров предметов мебели, а лишь реквизит, из которого делалось все необходимое: стол, табуреты и т. д., что, на мой взгляд, еще больше подчеркнуло прописанный в тексте Сигарева контраст нищеты материальной и богатства духовного главной героини.

На сцене не было выгородок, а лишь расчерченный на бумаге на полу план квартиры (комната, коридор, кухня, входная дверь). И на протяжении спектакля актеры ни разу «не зашли за черту». Разве что «третий лишний», такой себе Хор, правда, не комментирующий происходящее, а дополняющий его и привносящий в действие элемент комичности. Например, когда нужно было черной краской обозначить на полу след на линолеуме от горячего чайника и т. д.

Классический любовный треугольник. Но что-то не заладилось с самого начала. Свидание было странное во всем. Паша - неуверенный в себе молодой человек, стесняющийся, чувствующий, что выглядит нелепо, своим появлением вызывал исключительно вопросы. Кто он, как вообще такой Паша мог прийти к такой Тамаре на свидание к ней домой?

Но постепенно приходило осознание, что Паша и Тома - ягоды одного поля: обоих не назовешь красавцами, а внешний вид не позволяет такой мысли даже зародиться (только когда Тамара надевает белое платье и снимает с себя шапку, видишь в ней очень симпатичную молодую женщину). Он же приходит на свидание в порванном носке. К слову, очень симпатично выстроена сцена под музыку Бреговича, когда Паша, пританцовывая, старается прикрыть дырку, а Тамара, естественно, заметив ее, быстро зашивает (благо, что швея). Таких людей называют «не от мира сего». А на самом деле, как правило, это люди самые открытые, самые доверчивые, самые искренние, от чего страдают и становятся несчастными. Хотя, как в нашем случае с Тамарой, этого зачастую не понимают. Или не хотят понимать. Потому что на такие мелочи, как «вытирание об них ног» и наглое использование и издевательства, просто не обращают внимание.

От неуверенности и неловкости романтическое свидание так и не получается: вино, оказывается, нечем открыть, а заменив его чаем, от налитого в бокалы кипятка в хозяйстве становится на два бокала меньше. Впрочем, чаю тоже так и не напились, поскольку Ленечка «всегда забирает заварку с собой на работу» - пришлось пить кипяток с сахаром. И со свечами в доме не сложилось... А когда в прямом смысле из шкафа появляется муж и зритель получает ответы на все свои вопросы, когда становится понятно, как такой Паша мог оказаться в этой квартире с Тамарой и как после этого будет дальше жить героиня, комедия становится даже не драмой, а трагедией.

Этот спектакль не оставляет с «холодным носом». Невозможно не прожить происходящее на сцене, входишь в эмоциональное состояние героев, вместе с героиней переживаешь смерть ее ребенка, пытаешься ощутить сладкий вкус примороженной картошки или хлеба, который Тамара ест вместо... конфет, «шьешь» вместе с ней платье из старой шторы - единственной красивой вещи в ее гардеробе, и сжимаешь кулаки от отчаяния, когда она делает неправильный выбор (нам ведь со стороны видней и понятней, как нужно поступить). А ведь счастливый финал был так возможен. Или нет? Кого в этом обвинить? Автора пьесы? Нет. В данном случае он даже приукрасил правду жизни. Режиссера-постановщика? Тоже нет. Спектакль должен встряхивать зрителя, по возможности, переворачивать сознание и менять мироощущение, заставлять думать и анализировать. И за это Ольге Макутенене отдельное спасибо. Потому что вместе с актерами она осуществила именно такую постановку - взрывоопасную для сознания и осознания. В ее спектакле было намного больше мелких и точных подробностей, нежели в пьесе. В частности, меня поразили, казалось бы, простые движения пальцев героини. Но именно они передавали внутренне состояние Тамары. Они завораживали, гипнотизировали. Возможно, это находка актрисы. Не суть важно, кто привнес этот штрих. Важно, насколько он на своем месте и насколько красноречив.

В финале, когда понимаешь, что в жизни Тамары все теперь будет намного хуже, снова звучит песня Тухманова «Я, ты, он, она...». И ей надо будет с этим жить. Она справится. В этом нет сомнений. А другие?


Фото автора

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.