Триумф. XXXIII Международный оперный фестиваль им.Ф.Шаляпина

Выпуск №6-176/2015, Фестивали

Триумф. XXXIII Международный оперный фестиваль им.Ф.Шаляпина

Шаляпинский фестиваль, состоявшийся в Казани в феврале, был посвящен 140-летию Казанской оперы. Первые оперные постановки в Казани появились в конце XVIII столетия, а в начале XIX века публика посещала драму и оперу в Казанском театре в исполнении труппы П.П. Есипова. В середине XIX века Казань впервые посетили итальянские мастера - профессиональные исполнители оперных жемчужин. Ключевой фигурой в становлении оперного театра Казани стал блестящий антрепренер, выдающийся организатор русского театрального дела Петр Михайлович Медведев. Ему удалось собрать постоянную оперную труппу и представить казанской публике 26 августа 1874 года оперу Глинки «Жизнь за царя». Именно с этого времени начинаются регулярные оперные представления силами собственной оперной труппы под руководством П.М. Медведева. Ее репертуар украшали оперы Россини, Верди, Гуно, Бизе, Даргомыжского, Чайковского, Рубинштейна. На рубеже XIX - XX веков процветала антреприза М.М. Бородая и Н.И. Собольщикова-Самарина, художественное руководство осуществляли дирижеры У.И. Авранек, И.О. Палицын, В.И. Сук. Замечательным искусством пленяли певцы Н. И М. Фигнеры, И. Тартаков, Ю. Закржевский, А. Давыдов, М. Максаков, Э. Боброва-Пфейфер и другие. В 1899 году на гастроли в Казань приезжает Федор Шаляпин и поражает зрителей искусством трагического прочтения роли в партиях Мельника («Русалка»), Сусанина («Жизнь за царя») и других.

До октябрьской революции в Казанской опере было осуществлено более 130 премьер, и Казань постепенно завоевывала славу оперной столицы. «Оперные певцы, театральный оркестр, хор оказали сильное воздействие на все стороны культурной жизни города. Казань называли «Поволжскими Афинами». 1 После пожара в 1919 году старый Казанский театр прекращает свою деятельность, оперные спектакли идут на сцене различных театров города. Лишь в 1939-м открылся Татарский государственный оперный театр - обновленный театральный организм с большими творческими возможностями в постановке мирового репертуара и лучших национальных оперных сочинений.

Богатая событиями история становления Казанской оперы отражена в новом документальном фильме режиссера Алексея Барыкина, показанном на открытии юбилейного фестиваля. Гостей и организаторов Шаляпинского фестиваля приветствовал президент Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Минниханов, он отметил высокий уровень форума, инициирующего процесс интеграции республики в международное культурное пространство. Президент вручил награды за плодотворную творческую деятельность солистам оперной труппы, музыкантам оркестра, хора ТАГТОиБ им. М. Джалиля.

С 1 по 17 февраля 2015 года на казанской сцене выступили 50 исполнителей и дирижеров из стран ближнего и дальнего зарубежья. Программа фестиваля включала 11 качественных по художественному уровню постановок и два гала-концерта с участием рейтинговых солистов, востребованных в лучших театрах мира. Праздничная, феерическая атмосфера царила во время Шаляпинского фестиваля, сравнимая разве что с балетным фестивалем им. Р. Нуриева. Зал полон до отказа, у театра толпы страждущих попасть на спектакли. Кстати, о билетах. В разгар кризиса руководство театра сумело сохранить стоимость билетов прошлых лет (от 600 до 1500 рублей), трезво оценивая экономическую обстановку в России и республике и понимая, что театр без публики функционировать не может. Длительная подготовка к фестивалю всех цехов и многочисленных служб театра окупилась сторицей: каждое из направлений оперной фиесты было преподнесено на высоком уровне. Театральные коллективы - оркестр (главный дирижер Р. Салаватов) и хор (главный хормейстер - Л. Дразнина) давно снискали славу первоклассных музыкальных величин. А сотрудничество с дирижерами Марко Боэми (Италия), Винсент де Корт (Нидерланды), Аллой Москаленко (Украина) помогло в полной мере раскрыть пульсирующий нерв и сложную музыкальную драматургию спектаклей. Весьма удачным оказалось приглашение Стефано Романи (Италия) на «Риголетто» и Василия Валитова из Новой Оперы на «Бориса Годунова». Их подход к осмыслению музыкальной концепции спектаклей был серьезным и убедительным.

Глубоко продуманным со стороны художественного руководства театра оказался кастинг вокалистов. На отдельные спектакли («Турандот», «Любовный напиток», «Кармен», «Севильский цирюльник», «Порги и Бесс», «Мадам Баттерфляй») приглашались апробированные актерские составы, с блеском подтвердившие класс мастерства еще на предыдущих фестивалях. Речь идет об Оксане Крамаревой (Турандот), Ахмеде Агади (Калаф), Жаннат Бактай (Лиу) в «Турандот»; В. Морозе (Фигаро), В. Яровой (Розина), А. Татаринцеве (Альмавива), М. Светлове-Крутикове (Базилио), Д. Овчинникове (Бартоло) в «Севильском цирюльнике»; А. Татаринцеве (Неморино), Е. Афанасьевой (Адина), О. Диденко (Дулькамара), Ю. Ившине (Белькоре) в «Любовном напитке»; о Сишенг Йи (Чио-Чио-сан), Г. Ониани (Пинкертон) в «Мадам Баттерфляй». На концертное исполнение «Порги и Бесс» также приглашены лучшие исполнители оперы Гершвина, блиставшие уникальным вокалом и сценической свободой в Казани на Универсиаде и Шаляпинских фестивалях. Не могу не назвать их имена. Это Деррик Лоуренс - Порги (США), Лестер Линч - портовый грузчик (США), Рональд Самм - Спортинг Лайф (Великобритания), Нейл Нельсон - Джейк (США), Селия Сотомайор - Клара (США). Украшением этого состава явилась блестящая певица Мириам Кларк из Германии в партии Бесс. Кстати, «Порги и Бесс» оставляет удивительное ощущение сценической постановки, а не концертной, видимо, благодаря редкому драматическому дарованию и сценической пластике афроамериканских вокалистов. Вершиной кастинга оказалась плеяда молодых талантливых артистов, способных украсить своим искусством лучшие сцены мирового музыкального театра - Василий Ладюк (Московский театр Новая Опера им. Е.В. Колобова), Михаил Казаков (Большой театр России, ТАГТОиБ им. М. Джалиля), Алексей Тихомиров (Большой театр России), Владимир Мороз, Екатерина Гончарова, Виктория Яровая и Оксана Шилова из Мариинки. Благодаря их участию ряд таких спектаклей, как «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Севильский цирюльник», «Травиата» и другие обрели новое качество, идентифицирующееся с богатейшей вокальной природой и актерской самоотдачей певцов. К примеру, «Евгений Онегин» в превосходном составе - В. Ладюк (Онегин), Е. Гончарова (Татьяна), С. Семишкур (Ленский), Е. Сергеева (Ольга), М. Казаков (Гремин) под управлением дирижера Р. Салаватова - впервые со дня постановки 2012 года (режиссура М. Панджавидзе, музыкальный руководитель М. Плетнев) достиг чудной органики и оперной магии в сценическом действии.

Обладательница дивного сопрано, переливающегося благородными оттенками, Екатерина Гончарова явила публике широчайший спектр эмоциональных переживаний в партиях Татьяны («Евгений Онегин») и Микаэлы («Кармен»). Редкой экспрессии, выразительной силы и красоты мощное меццо Агунды Кулаевой (Большой театр России), исполнившей партию Марины Мнишек в «Борисе Годунове», покорило казанскую публику, определившую ее в разряд неординарных исполнительниц.

Шаляпинский фестиваль по традиции ежегодно открывает новые имена, которые в будущем, возможно, составят славу современной оперы. Одно из таких имен - Венера Протасова, выпускница Казанской государственной консерватории, лауреат Международного конкурса вокалистов им. М.И. Глинки (Москва, 2014 год), солистка ТАГТОиБ им. М. Джалиля. Пока в ее активе всего три партии, одну из них - Джильду - она с блеском исполнила на фестивале в тандеме с Борисом Стаценко в партии Риголетто, певцом мирового масштаба, и Сергеем Скороходовым (Герцог) из Мариинки. Именно спектакль «Риголетто» в режиссуре Михаила Панджавидзе признан критиками как лучший фестивальный спектакль по роскоши голосов, ансамблевой стройности и ощущению вердиевского стиля.

Не менее впечатляющими были оперные шедевры «Турандот», «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Севильский цирюльник», «Порги и Бесс» в концертном исполнении, «Травиата», «Любовный напиток», «Кармен». Менее повезло «Аиде» (постановка Ю. Александрова 2013 года). Приглашенные на ведущие партии Аиды, Радамеса и Амнерис итальянские певцы не достигли подлинной глубины в прочтении образов, кроме Сусанны Бранкини (Аида), владеющей техникой актерского перевоплощения, но не впечатляющей природой своего вокала. Не будем строги и к Дарио ди Ветри (Радамес), так как это его дебют на оперной сцене, сложнейшая партия Радамеса требует длительного совершенствования в будущем. Положение спасли великолепные мастера оперной сцены Лестер Линч - Амонасро (США) и Михаил Казаков - Радамес (Большой театр России, ТАГТОиБ им. М. Джалиля).

Фестиваль венчали два блистательных гала-концерта. Это был фейерверк голосов, роскошь уникальных дарований. Программа учитывала самые взыскательные вкусы: шедевры оперной классики, русское народное песенное творчество, итальянская популярная музыка, современные образцы хорового искусства и джазовые импровизации. Меломанам пришлись по вкусу фрагменты опер «Дон Карлос», «Отелло» Верди, «Сельская честь» Масканьи, «Ромео и Джульетта» Гуно, «Самсон и Далила» Сен-Санса в исполнении А. Кулаевой, Р. Самма, В. Ладюка, А. Агади, Г. Ониани, О. Шиловой, А. Тихомирова, С. Скороходова. Фурор произвели Альбина Шагимуратова (ТАГТОиБ им. М. Джалиля - Метрополитен Опера, США), и Василиса Бержанская (Приморский театра оперы и балета, лауреат премии конкурса шоу телеканала «Россия - Культура» «Большая Опера»). Любители джаза насладились виртуозным искусством джазменов - уникального пианиста Даниила Крамера (Москва) и кларнетиста Джампьеро Собрино (Арена ди Верона). Дирижировали концертами Ренат Салаватов и Марко Боэми, режиссуру осуществила Светлана Смирнова, видеопроекции - Д. Шамова, ведущий - Эдуард Трескин.

Интерес к фестивалю растет год от года, он давно утвердился как оперный форум международного класса, включающий в свою афишу знаменитые шедевры зарубежной и отечественной классики, а также раритеты оперного жанра, подобные «Турандот» Пуччини, «Дон Кихот» Массне, «Порги и Бесс» Гершвина и т. д. Шаляпинский фестиваль завоевал известность во всем мире. Его высокая планка сохраняется и по сей день. Неослабевающий интерес к нему испытывают звезды мировой оперной сцены, к примеру, Рене Папе (Германия), Михаил Светлов-Крутиков, Владимир Огновенко (Метрополитен Опера, США), Лестер Линч (США), Рональд Лайф (Великобритания), Мириам Кларк и Борис Стаценко (Германия), Хибла Герзмава, Альбина Шагимуратова, Михаил Казаков, Василий Ладюк и другие замечательные артисты.

Главное качество казанского фестиваля - его удивительная атмосфера триумфа непревзойденного искусства великого русского баса Федора Ивановича Шаляпина. Фестиваль его имени находится сейчас на новой волне интеграции ТАГТОиБ им. М. Джалиля в мировое музыкальное пространство, эта идея полностью поддерживается президентом Татарстана, выделившим на креативный проект более 155 млн рублей.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.