Новая версия приключений Оливера Твиста в Музыкальном театре им.Н.И.Сац

Выпуск №6-176/2015, Премьеры Москвы

Новая версия приключений Оливера Твиста в Музыкальном театре им.Н.И.Сац

Московский государственный академический детский музыкальный театр им. Н.И. Сац к своему 50-летию поставил мюзикл «Жизнь и необыкновенные приключения Оливера Твиста» на музыку Александра Чайковского. И это только первая премьера в рамках празднования юбилея.

В предисловии к одноименному роману Чарльз Диккенс писал, что изобразив реальных членов преступной шайки, нарисовав их во всем уродстве и со всей их гнусностью и показав убогую, нищую их жизнь, он сослужит службу обществу. Будем надеяться, что так оно и случилось. Но прошло уже двести лет. И к огромному сожалению, беспризорники сегодня встречаются и на наших улицах, поэтому как ни крути, а в актуальности в этом смысле сюжету не откажешь.

«Оливер Твист» уже давно стал классикой, привлекающей творцов во всех видах искусства. По этому произведению и фильмы снимали, и мультфильмы создавали, и драматические спектакли, и мюзиклы ставили. И вот появилась еще одна оригинальная сценическая версия. Режиссер-постановщик Георгий Исаакян вынашивал идею мюзикла достаточно долго, поскольку роман о взрослении и становлении человека прекрасно вписывается в концепцию Театра им. Н. Сац - театра для всей семьи. В итоге получился технически сложный спектакль с огромным количеством участников - хора, балета, оркестра и... детей на сцене, в чем и заключается изюминка постановки.

Сценограф Алексей Вотяков переносит зрителя в чопорный Лондон ХІХ века. На сцене - два кирпичных двухэтажных дома, которые легким поворотом превращаются то в шикарную гостиную, то в облезлую ночлежку, а кажущиеся статическими элементы декораций - в мостики между зданиями. Все очень симпатично и компактно. Как и должно быть в мюзикле, где ничто не должно мешать актерам петь и танцевать. Атмосферу Англии подчеркивают и костюмы эпохи Диккенса, созданные Марией Кривцовой.

Конечно же, подробности жизни попрошаек в спектакле остались за кулисами, поскольку для автора стихов и либретто Льва Яковлева и композитора важным было в первую очередь показать человеческие отношения, враждебно настроенный мир взрослых и убедить всех нас в том, что в каждом есть ростки добра и сострадания, которые могут взрасти даже в самой неблагоприятной для этого среде.

На главные роли Оливера, Ловкого Плута и Красавчика было назначено по несколько исполнителей - воспитанников детской студии театра. Я увидела спектакль с Наташей Кайдаловой в главной роли. Смешной и трогательный паричок, кепка не по размеру, коротковатые штанишки, непонятного цвета пиджачок. Худенькое создание, которое хочется обогреть и защитить от всех невзгод. Трогательный, милый ребенок, который сумел в непростых жизненных обстоятельствах остаться чистым и искренним. Юная актриса создала образ мальчика, которым, я уверена, был бы доволен и сам Диккенс.

Для Наташи это уже не первая работа на большой сцене (в ее репертуаре в том числе и мюзикл «Звуки музыки»). Но каждый раз это новое испытание и новые волнения. Я не устаю восхищаться вокалистами, ведь пропеть чувства куда сложнее, нежели сыграть по написанным драматургом репликам. И нужно не только чисто спеть свою партию, но и драматургическую линию держать, оставаясь при этом органичным и правдивым. А ведь вокальная партия диктует и построение мизансцен. Тут уже не станешь, где тебе удобней, и не выйдешь откуда логичней. И к чести юных артистов - они справляются с этой задачей на все сто, в чем им очень помогает и музыкальный руководитель и дирижер Алевтина Иоффе, тонко чувствующая исполнителей, и профессиональные артисты: омерзительный Феджин (Николай Петренко), корыстный и злобный Монкс (Олег Банковский), Роуз (Олеся Титенко), Нэнси (Анастасия Юдина), ужасный в своем цинизме мистер Бамбл (Александр Цилинко), спаситель Оливера Твиста Бранлоу (Николай Косенко) и другие. И именно они - тот костяк, на котором держится вся постановочная конструкция.

Некоторые рецензенты уже отмечали, что спектакль смело можно назвать оперой (все-таки авторы тяготеют к классическому жанру), а в чистом жанре мюзикла работают только дети. На них построены массовые сцены, которые детвора окрашивает своей непосредственностью, игривостью, озорством, у них сольные и хоровые партии, танцевальные номера (даже бьют чечетку!). И пусть не во всем идеальная синхронность и слаженность, но это даже придает постановке определенный шарм. Юные зрители поверят своим сверстникам быстрее, нежели взрослым. И найти лучший вариант воспитания молодого поколения, наверное, невозможно.

Каким сегодня должен быть детский театр, чтобы быть интересным, увлекательным, удивительным, восхитительным? В первую очередь он должен быть честным и настоящим. Дети не терпят фальши. С ними нужно говорить серьезно. В отличие от взрослых, не всегда чувствующих эту тонкую грань, сверстникам найти общий язык куда проще. Вот и получается, что лучше всего, когда с детьми говорят... дети.

И еще об одном важном моменте. Чарльз Диккенс затронул немало социальных проблем - криминал, детский труд, сиротство, равнодушие взрослых. Как это ни прискорбно, но все они имеют существуют и сегодня. И не только в Англии. И если для детей постановка «Жизнь и необыкновенные приключения Оливера Твиста» - это знакомство с классикой, приобщение к театру, общение и, возможно, даже поиск ответов на очень важные детские вопросы, то взрослых спектакль заставляет задуматься о том, как сделать, чтобы у нас было как можно меньше детей с исковерканными судьбами. Ведь далеко не у каждого ребенка возможен такой счастливый финал, как у Оливера.

 

Фото Елены ЛАПИНОЙ

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.