"Башня Веселуха" — роман и пьесы

Выпуск №6-176/2015, Событие

"Башня Веселуха" — роман и пьесы

В Смоленске состоялась презентация однотомного сборника «Башня Веселуха», недавно изданного и вышедшего в свет в серии «Библиотека журнала «Край Смоленский».

В книгу вошли три тесно связанные между собой произведения. Среди них роман «Башня Веселуха, или Смоленск и жители его двести тридцать лет назад», созданный в конце 30-х годов XIX века и опубликованный в 1845 году в журнале «Современник». Автор романа выступил под псевдонимом «Смоленский старожил Ф. ф. Э.». Смоленский историк литературы В.Е. Захаров в предисловии к книге пишет, что через год после выхода романа псевдоним был раскрыт как «Федор Андреевич Эттингер» в известном «Реестре русским книгам» М.Д. Ольхина (СПб., 1846).

Фон Эттингеров - российский дворянский род лифляндского происхождения - трудно причислить к знаменитым смоленским фамилиям. Однако в «Дневнике» священника Никифора Мурзакевича, почитаемом как едва ли не самый достоверный из дошедших до нас исторический источник, есть упоминание, что в конце 80-х годов XVIII столетия фон Эттингер был обер-комендантом Смоленска. Именно он встречал Екатерину II во время ее визита в город в 1787 году. Так что нельзя не согласиться с В.Е. Захаровым, который полагает, что один из персонажей романа - смоленский обер-комендант генерал-майор Андрей Иванович фон Э. - не кто иной, как отец автора романа Федора Андреевича Эттингера. А восьмилетний сын обер-коменданта по имени Фриц (или по-русски Федор), который также появляется на страницах произведения, - сам автор. Это придает повествованию оттенок особой доверительности, ведь, как известно, история, культура, вера воспринимаются совсем иначе, если срослись с историей личной, семейной. 

Главное достоинство романа Эттингера собственно в том и состоит, что писателю удалось передать атмосферу, нравы и быт провинциального города екатерининской эпохи, причем не города вообще, а конкретно - Смоленска. В начале 1990-х годов основательно позабытый роман Эттингера был опубликован в только что тогда учрежденном журнале «Край Смоленский», а вскоре вышел отдельной книгой. Роман настолько понравился, что был включен в программу курса «Литература Смоленщины».

Кроме романа в сборник вошли две пьесы, написанные по его мотивам. Одна - комедия в шести действиях «Башня Веселуха, или Жители г. Смоленска в конце XVIII столетия» - принадлежит перу Василия Ивановича Грачева - историка и краеведа, одного из основателей Смоленского городского исторического музея. Составителям книги удалось обнаружить рукопись пьесы в личном фонде Василия Грачева, хранящемся в Государственном архиве Смоленской области. Судя по резолюции цензора на титульном листе рукописи, написана пьеса в начале ХХ столетия, в 1904 году. Опубликована она не была, но в 1908 году ее поставили в Смоленске на сцене Народного дома. Играли пьесу в театре Народного дома или представление состоялось всего один раз, об этом история умалчивает, но афиша о том, что 18 декабря 1908 года драматической труппой Н.Н. Мерьянова будет разыграна комедия «Башня Веселуха, или Жители г. Смоленска в конце XVIII столетия» сохранилась и воспроизведена в сборнике в предисловии к пьесе В.И. Грачева. Главный редактор журнала «Край Смоленский» Юрий Шорин в предисловии выражает надежду, что публикация пьесы привлечет к ней внимание театральных режиссеров Смоленска. «Авантюрная комедия, - пишет он, - яркая по языку, типажам героев, вечно актуальным жизненным сюжетам просто просится на современную смоленскую сцену!»

Вторая вошедшая в книгу пьеса - драма Ольги Сергеевой - является литературной основой выдержавшего уже две сценические версии спектакля Смоленского камерного театра, который также называется «Башня Веселуха». Режиссер-постановщик спектакля - художественный руководитель театра заслуженный артист РФ Николай Парасич. Художник-постановщик Юрий Каштанов. О нем хотелось бы особо сказать. Знаток исторического военного костюма, Ю.Е. Каштанов известен в Смоленске не только как театральный художник и книжный иллюстратор, но и как постоянный участник реконструкций исторических сражений 1812 года, которые проводятся вблизи деревни Лубино в Краснинском районе Смоленской области. Рисунки и фрагменты сценографии Юрия Каштанова, а также фотографии эпизодов из спектакля использованы как иллюстрации к книге. Нелишне заметить, что мундиры, в которые одеты персонажи, изготовлены в строгом соответствии с военной атрибутикой времен правления императрицы Екатерины II.

Разыгранные актерами Смоленского камерного театра во время презентации книги «Башня Веселуха» сцены из одноименного спектакля послужили впечатляющим дополнением к разговору. Вел презентацию Юрий Шорин. Выступили драматург Ольга Сергеева, которая рассказала, как у нее возник замысел написать пьесу по увлекшему ее воображение историческому роману, представитель спонсора издания (Смоленского филиала ОАО «АтомЭнергоСбыт») Александр Школьников и другие. Учительница русского языка и литературы гимназии им. Н.М. Пржевальского Татьяна Шубнякова поделилась наблюдениями, как современные школьники воспринимают историческую литературу.

Разговор шел о том, как важно знать историю своего края, и сколько еще тайн хранит в себе детище великого зодчего Федора Коня - смоленская крепостная стена. Николай Парасич, выступавший последним, поскольку был занят в сценах из спектакля, сказал, что с большим любопытством прочитал пьесу В.И. Грачева ранее не известную ему Кто знает, возможно, в репертуаре Камерного театра суждено появиться третьему спектаклю о жителях Смоленска XVIII столетия?


Фото из архива Смоленского камерного театра

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.