Владимир первой степени. Юбилей у Владимира Рецептера

Выпуск №6-176/2015, Юбилей

Владимир первой степени. Юбилей у Владимира Рецептера

Свое 80-летие отметил Владимир Рецептер, народный артист России, создатель театра «Пушкинская школа» и Пушкинского театрального центра в Петербурге, режиссер, педагог, писатель, поэт, исследователь-пушкинист. Юбилейное торжество проходило на сцене БДТ им. Г.А. Товстоногова, где Рецептер без малого четверть века проработал актером, сыграл Петра в «Мещанах», Чацкого, барона Тузенбаха и десятки других ролей. «Я был одной семидесятой его команды золотой», - написал сам Рецептер в стихотворении «А Гога не выходит в ложу».

Вечер проходил в буквальном смысле слова на сцене БДТ, где в эти часы уместились и актеры, и зрители, рассаженные на трех трибунах. Дважды в своей жизни бывший товстоноговский артист написал книги об этом театре: «Прощай, БДТ!» и «Жизнь и приключение артистов БДТ». На самом деле, видимо, бывших артистов Товстоноговского Большого драматического просто не бывает: БДТ не отпускает, задает планку, ниже которой все кажется никудышным. Так и у Рецептера. Между тем, его романы об этом театре написаны абсолютным... альтруистом. И это для знающих судьбу и характер Владимира Эммануиловича факт поразительный. Казалось бы, все наоборот. Человек прославился моноспектаклем «Гамлет», где был сам себе целым театром. Всю жизнь писал стихи, большинство из которых выдают в нем не версификатора, но подлинного поэта. Вечно имел особые мнения. Конфликтовал. Вмешивался. Стоял особняком. Будучи незаурядным актером, годы потратил на литературно-исторические изыскания. Занимается режиссурой. Из товстоноговского театра ушел. И при всем при этом книги Рецептера о БДТ - это удивительное свидетельство того, как выдающаяся личность могла «увязнуть по уши» в выдающемся театре, признать его безраздельным властителем своих дум и чувств. Какого таланта здесь больше: литературного (а он несомненный и яркий) или человеческого - понять невозможно. Кто-то назвал Рецептера ренессансной личностью, и был по-своему прав. Владимиру Эммануиловичу уже 80 лет, а он по-прежнему и поэт, и прозаик, и педагог, и артист, и режиссер, и руководитель театра. Все - сам, все предпочитает индивидуальное, в компании не вписывается, хотя дружить умеет.

Будучи буквально помешанным на Александре Сергеевиче Пушкине, он создал в Санкт-Петербурге Государственный пушкинский театральный центр. А спустя годы набрал в СПбГАТИ актерский курс «с углубленным изучением творчества Пушкина» и на его основе внутри Центра создал театр под названием «Пушкинская школа». Артист Владимир Рецептер, и прежде не раз занимавшийся режиссурой, нынче режиссирует в своей вотчине и спектакли, и исследования на ниве пушкинистики, и художественную идею пушкинского театра, и биографии своих питомцев-актеров, и, в конечном счете, свою собственную жизнь. Когда его студенты играли дипломные спектакли (создание театра-студии было еще под вопросом), в сомнениях театральных людей относительно пушкинского «флюса», т. е. слишком узкой специализации этих театральных артистов, появилась первая брешь. Молодые ребята уже на дипломе играли не только Пушкина, но и Грибоедова. А далее оказалось, что и Шекспир, и Мольер, и Гоголь, и Фонвизин, и Лермонтов вполне монтируются с системой интересов этого «театра-школы». Ну да, играют здесь исключительно классический репертуар. Но не только Пушкина. Пушкинское же понимание театра Рецептер считает реформаторским, чего, по его мнению, так и не оценил до сих пор российский театр. Владимир Рецептер, взяв не то что в союзники, а, как он считает, в поводыри Пушкина, с яростным упрямством отстаивает литературоцентричность подлинного русского театра, смысл велит извлекать исключительно из текста, не отвлекаясь на всякие там «штуки». Когда с ним говоришь о Товстоногове, когда деликатно намекаешь, что Георгий Александрович, дескать, виртуозно владел искусством чтения текста и извлечения из него смыслов, но и «штуки» любил, Рецептер оставляет эти намеки без ответа. Однако его актеры виртуозно владеют сценической речью, образованны, интеллигентны, фактурны, они с редкой по нынешним временам сознательностью «присваивают» текст себе. «Пушкинскую школу» очень любят зрители, и в маленьком помещении в Доме Кочневой на Фонтанке (а театр вдобавок еще и делит его с Санкт-Петербург-концертом) всегда не хватает мест для желающих. Вот и на юбилее учителя его питомцы сыграли отрывок из будущего спектакля «А.С. Пушкин. История Петра». Это было интересно.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.