Блистательная судьба Валентины Соколовой (Сыктывкар)

Выпуск №6-176/2015, Лица

Блистательная судьба Валентины Соколовой (Сыктывкар)

«В блистательной музыке и пении "коренных певцов" - Валентины Соколовой и Александра Ветошкина - было столько мудрости, непосредственности, юмора, любви к родному краю, северной удали и вольной волюшки, что они стали чуть ли не главными действующими лицами спектакля», - пишет в статье «Негаснущий очаг» Павел Подкладов (журнал «Страстной бульвар, 10», №5-155, 2013).

В феврале 2015 года ведущая артистка Национального музыкально-драматического театра Республики Коми Валентина Соколова отмечает свой юбилей.

Как вспоминает Валентина Владимировна, все ее детство было пронизано музыкой и пением. В семье пели все: и родители, и двое братьев, и младшая сестра (Виктория Пыстина, лауреат премии Правительства Республики Коми, дипломант Всероссийского конкурса «Голоса России». - Примеч. автора). Отца Валентины приглашали работать в белорусскую филармонию, но он отказался, дескать, не мужская это работа. Он и дочь предостерегал от работы в культуре, хотел, чтобы она стала педагогом. Но Валентина мечтала о пении. В 1986 году поступила в Республиканское культпросветучилище и успешно закончила отделение «Режиссура и актерское мастерство». Хотя студентке удавались роли, но быть актрисой она зареклась. В 1987 году Михаил Бурдин предложил Валентине петь в только что созданном им фольклорно-этнографическом ансамбле «Парма».

- Я с радостью согласилась, потому что давно мечтала петь в маленьком коллективе. Михаил Николаевич спросил, говорю ли я по-коми. Я обещала, что выучу язык, тем более что мама у меня - коми. И я выучила, потому что очень хотела петь. Очень. И по сей день, стоит мне услышать многоголосье, как все внутри переворачивается. А когда я сама пою в ансамбле, то просто дух захватывает.

В 1992 году на основе коллектива «Пармы» и группы драматических актеров был создан Государственный театр фольклора (нынешний Национальный музыкально-драматический театр Республики Коми), основателем и бессменным художественным руководителем которого является Светлана Гениевна Горчакова. Валентина Соколова работает в театре с самого его основания. Она исполняет вокальные партии во всех музыкальных спектаклях. Прекрасное лирическое сопрано помогает ей углублять и возвышать создаваемые образы. Кроме того, Валентина Владимировна восхитительно играет на коми народных музыкальных инструментах. Актриса успешно сочетает игру в драматической труппе театра с напряженной репетиционной и концертной деятельностью в ансамбле «Парма». По мнению ведущих хормейстеров Республики, ее пение отличают задушевность и чистота интонации.

Как ни отказывалась будущая артистка театра от предназначения актрисы, но судьба расставила все на круги своя. В 2006 году Валентина Соколова окончила Ярославский театральный институт по специальности «актерское искусство», и теперь она любимая актриса зрителей Национального театра.

Великолепные вокальные, пластические данные, отличный музыкальный слух и память - все это вместе с присущим ей даром синтетической актрисы позволяют Соколовой создавать выразительные образы на сцене театра. Трепетный лирический образ Матери в спектакле «Куллерво» в ее исполнении стал откровением для самых искушенных зрителей. Надолго запомнился поклонникам театра драматический образ любящей, мудрой женщины-матери в спектакле «Гытсан» («Качели»). Валентине Владимировне прекрасно удалась и роль Агафьи в спектакле «Эзысь шабдi» («Серебро льна»). Эта бойкая на язык, задорная деревенская девушка, певунья и плясунья очень полюбилась зрителям.

В мюзикле «Гожся вой - муслун дой» («Летняя ночь») в роли лирической героини Валентина Соколова создает образ любящей и нежной девушки, вызывая глубокое сочувствие и сопереживание зрительного зала. В то же время способность играть разноплановые роли позволяет актрисе создать в спектакле «Макар Васька - сиктса зон» («Озорник») Геннадия Юшкова запоминающийся комический образ Веры - до наивности открытой и смешливой сельской девушки, влюбленной в озорника Макар Ваську. Актрисе удаются как лирические, так и комедийные роли: дождавшаяся своего солдата Ивана мать повзрослевшей дочки Евдокия в «Му югыдöй менам» («Свет мой земной»), нежная, но знающая себе цену Люба в «Коркö муса, коркö абу» («Любит - не любит»), юная жизнерадостная Маша в «Но-о, биа бордаяс!» («Ну-у, залетные!»), вдова Петыр Тоня, встретившая любовь своей юности, в «Гöтрась, пиö, гöтрась» («Женись, сынок, женись»), нашедшая свое счастье немолодая, но красивая и бойкая Павла в «Прöщай, любовь?!.» («Прощай, любовь?!.»).

В опере-сказке «Ручильöй да Кöчильöй» («Лисонька и Заинька»), ставшей лауреатом Государственной премии Республики Коми, Валентина Соколова великолепно сочетает вокальные и актерские данные в партии Лисы. В масштабной эпической постановке в жанре музыкальной драмы по ижмо-колвинскому эпосу «Ясöвöй» («Вожак») актриса играет одного из двух героев-сказителей, «коренных певцов», чье пение и игра на народных инструментах сопровождают весь спектакль и являются неотъемлемой частью сюжета.

Национальный музыкально-драматический театр Республики Коми не ограничивается спектаклями по пьесам коми авторов. В 2012 году на сцене театра в переводе на коми язык была поставлена комедия Лопе де Веги «Йӧкты, муслун!» («Учитель танцев»), в которой Валентина Соколова великолепно исполнила роль Фелисьяны.

- Фелисьяна предупреждает свою младшую сестру Флореллу, чтобы та вышла замуж только по любви. Я глубоко убеждена, что любовь - это самое ценное, что есть в человеческой жизни.

В 2013 году состоялась премьера мюзикла Миклоша Дярфаша «Садьмы да сьыв!» («Проснись и пой!»), где актрисе удалось очень тонко прочувствовать и показать на сцене образ Эржи - любящей жены и матери. К финалу спектакля она преображается в прекрасную даму, знающую себе цену, создающую перспективу для новых открытий любимого мужа.

В 2014 году Валентина Соколова в непривычном для себя амплуа сыграла роль недалекой Анны Андреевны в мюзикле Виктора Плешака «Петербургысь инкогнито» («Инкогнито из Петербурга»).

- Конечно, во многом мне пришлось смириться и делать то, чего сначала делать не хотелось. Так жизнь учит меня принимать ситуации и разрушать стереотипы.

Из последних работ Валентине Соколовой больше всего нравится роль рабочей лесопункта, репрессированной поэтессы Валентины в спектакле «Жизнь с привилегиями "навечно"» по пьесе местного автора Николая Волохова. Когда в землянку врывается разъяренный мастер лесопункта и выгоняет женщин в непросохшей одежде на морозную делянку, ему неожиданно для всех противостоит Валентина. Она настолько пламенно, от всего сердца противопоставляет безликой тирании живую судьбу человека, настолько пронзительно читает в ответ на его обвинения стихотворение о великой силе жертвенности и настоящей Правде, что мастер ошеломленно отступает и предлагает женщинам приемлемые условия.

В 1999 году за большой вклад в музыкальную культуру и развитие искусства Республики Коми Валентине Соколовой присуждена Государственная премия им. В. Есевой. В 2004 году Валентина Владимировна удостоена почетного звания «Заслуженный работник Республики Коми». В 2011 году в составе творческого коллектива спектакля «Ручильöй да Кöчильöй» актриса стала лауреатом премии Правительства Республики Коми в области культуры, а в 2012 году ей присвоили звание народной артистки Республики Коми.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.