Рубен Затикян. Эскиз портрета на фоне музыки (Москва)

Выпуск №6-176/2015, Лица

Рубен Затикян. Эскиз портрета на фоне музыки (Москва)

Музыку к драматическому спектаклю редко сочиняет специально обученный человек с музыкальным образованием. Обычно в штате театра есть заведующий музыкальной частью, подбирающий, на основе собственного вкуса, музыкальный материал, в той или иной степени соответствующий жанровой природе спектакля.

Центральному Академическому Театру Российской Армии несказанно повезло. Должность завмуза и главного дирижера здесь занимает настоящий композитор, выпускник Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского (класс профессора А.И. Пирумова) Рубен Затикян, человек, тонко чувствующий как специфику каждой пьесы, принятой к постановке, так и природу театра вообще.

У Рубена Затикяна, человека артистичного и обаятельного, свое авторитетное место в музыкальном мире. Академический пианист с серьезной сольной карьерой, автор симфонических сочинений, музыки к телепередачам, детским сказкам, кинофильмам и телесериалам, создатель дуэта импровизаций «Классик-Эклектик», преподаватель в родной консерватории по классу полифонии и инструментовки, Рубен Затикян сочиняет к спектаклям ЦАТРА и других театров столицы музыку сугубо авторскую, интонационно богатую и благородную.

Эта музыкальная аура может быть ажурно-мелодичной, «призывая сердца к наслаждениям», как в шекспировском «Сне в летнюю ночь». Тревожной и строгой, как в новой версии «Вечно живых» В. Розова. Глубоко лиричной, как в спектакле «Саня, Ваня, с ними Римас» по пьесе В. Гуркина, где действие, начавшись перед самой войной, развивается и завершается уже после Победы. Может отражать драматизм лихой эпохи 90-х или «нулевых», как в «Одноклассниках» по В. Полякову. Но она всегда конкретна и внятна, всегда актуальна и содержательна.

Музыка в спектаклях ЦАТРА многие годы звучала в исполнении живого оркестра. Последний раз вживую он играл на первых показах трагедии Шекспира «Гамлет», где звучит музыка Дмитрия Шостаковича. Нынче саундтрэки к спектаклям записываются на фонограмму, что, упрощая процесс, вряд ли обогащает сценическое действие. И все же композитору Рубену Затикяну удается создавать богатую музыкальную фактуру и среду, где в нужный момент возникает и томная лирика, и смелая жанровая красочность, соответствующие природе той или иной пьесы.

Работая над спектаклями для детей, композитор никогда не теряет «серьеза», не «поддакивает» специфической аудитории, а, напротив, открывает для нее нечто новое в самом содержании театрального действа.

Жанровые особенности и сложности всегда стимулируют творческую активность композитора. Благодаря особенностям музыкального строя трагедия «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого пронизана «гулом истории», дыханием «забытых предков». А музыкальные темы, звучащие в «Скупом» по комедии Мольера, полны болезненного сарказма (эти спектакли поставил главный режиссер ЦАТРА Борис Морозов).

Особенно ярко внимание к сути воплощаемой эпохи проявилось в спектакле по роману Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка», решенного режиссером Андреем Бадулиным в остром жанре политического кабаре. В блистательном финале первого акта, озорном, остроумном и яростном, именно из музыки рождается лукавая, беспощадная и хлесткая сатирическая тема, собирающая в энергетический поток музыкальные краски спектакля - фольклор Южной Европы, пряную страстность романса и «окультуренное» хулиганство солдатского анекдота. Разумеется, все это есть в «недрах» романа Ярослава Гашека, герой которого может говорить правду лишь потому, что прикидывается дурачком.

В новой версии «Сна в летнюю ночь» музыкальная фактура сюжета пронизана каким-то беззащитным озорством в сочетании с прозрачным и искренним лиризмом.

Жанровая природа комедии вновь очень сложна, что объясняется «многомирием» сюжета: персонажи разной природы живут на разных ярусах бытия - бытовом, творческом и фантастическом.

Тут музыка снова берет на себя роль не только настроенческую, но и смыслообразующую. Мужественно отказавшись от всеми ожидаемых мелодий Ф. Мендельсона, включая даже его канонический «Свадебный марш», композитор Затикян, благодаря самостоятельно разработанной музыкальной драматургии, насытив действие тонкой иронией, нашел суверенный ход к лиризму Шекспира, к жанровым тайнам волшебной феерии.

Настоящим хитом стала Колыбельная для королевы фей Титании, которую поет своей госпоже фея Паутинка. Мелодия ее, хрупкая и прозрачная, полна чувственной энергии. Это истинный «напев счастья и тоски», который в комедии многое определяет и оправдывает. Радость театральной игры не менее существенна здесь. Ею заряжены все, в том числе труппа ремесленников, наивно мечтающих о сценическом успехе. Их беззащитный авантюризм тоже окрашен музыкой вдохновения.

Совершенно очевидно, что и сам композитор Рубен Затикян движим в искусстве властной энергией вдохновения, радостным азартом творчества, всегда увлекательного и полного надежд.

 

Фото предоставлено театром

 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.