Чувство сопричастности. Московский драматический театр "Сопричастность"

Выпуск №6-176/2015, Портрет театра

Чувство сопричастности. Московский драматический театр "Сопричастность"

Для Московского драматического театра «Сопричастность», который отмечает свое рождение 27 марта, Всемирный день театра - двойной праздник. Жизнь длиною в четверть века кажется мгновеньем в масштабах вечности. Но для театра, который впервые открыл занавес в трудном 1990-м , это значимый этап творческой судьбы.

Наверное, все хорошее рождается в муках, и в этом есть некий первозданный смысл. Художественный руководитель театра «Сопричастность», заслуженный артист РСФСР и заслуженный деятель искусств России Игорь Михайлович Сиренко принадлежит к поколению детей Великой Отечественной войны, которые умеют держать удар. Одних трудности ломают, других делают сильнее. Игорь Сиренко, несомненно, относится ко вторым. Он созидатель, любую проблему воспринимает как стимул к действию.

Двадцать пять лет назад Сиренко получил под театр здание по улице Радио, 2, которое предстояло полностью перестроить - не было ни фойе, ни зрительного зала, требовалась серьезная реконструкция. Невероятная работоспособность и безграничная любовь к своему делу помогли Игорю Сиренко вдохнуть в театр жизнь. Поддержали, не только словом, но и делом, соратники, которые впоследствии составили основу труппы театра «Сопричастность». В первую очередь это бессменный помощник руководителя по труппе, заслуженная артистка России и почетный работник культуры Москвы Наталья Кулинкина, заслуженные артисты России Николай Тырин, Михаил Жиров, Мария Зимина. Невозможно переоценить и поддержку примы, музы и жены Игоря Михайловича, народной артистки РСФСР - легендарной Светланы Мизери.

Однако театр мало создать, нужно взрастить труппу. Талантливый актер и режиссер, опытный администратор стал еще и педагогом. За 25 лет он воспитал не одно поколение ярких профессионалов, составивших прекрасный творческий коллектив. Здесь вырос в зрелого мастера Владимир Баландин, постигли актерскую профессию Вера Лофицкая, Александр Шишкин, Екатерина Яцына, Тамара Хлебникова. А вслед за ними талантливое пополнение: заслуженный артист РСФСР Владимир Фролов, Вадим Долгачев, Алексей Булатов, Венчислав Хотяновский, Александр Фастовский, Людмила Фигуровская, Владимир Шихов, Александр Батрак, Ульяна Милюшкина, Роман Камышев, Светлана Власюк. Труппа постоянно обновляется. В разное время в театр пришли Руслан и Юлия Киршины, Александра Солянкина, Мария Рассказова, Мария Донская, Антон Бугаенко, Елена Алиева, Анастасия Науменко, Алексей Пугачев, Александр Трубин, Дмитрий Негреев, Вячеслав Вилейко, Александр Спиридонов, Дарья Пушкарева, Юлия Смирнова, Игорь Сыхра.

К великому сожалению, в труппе не обошлось без потерь. В разные годы ушли из жизни заслуженный артист России Николай Тырин, Борис Панин, Василий Савинов, трагически погиб заслуженный артист России Владимир Михайлов.

Театр брал для постановки пьесы, в основе которых всегда лежала любовь к человеку, рождающая неподдельный интерес к его проблемам и чаяниям. Игорь Сиренко поставил пьесу «Без солнца», которую Горький принес во МХАТ именно под этим названием, и лишь позднее Немирович-Данченко назвал ее «На дне». Он вернул на сцену Николая Гумилева, который долго был под запретом, поставив его «Отравленную тунику». Алексей Толстой, вошедший в репертуар театра старинным водевилем «Любовь - книга золотая», по сей день не сходит с афиш. Затем был патриарх русской драматургии А.Н. Островский. Его «Таланты и поклонники» оказались вновь необычайно актуальными. Этакое востребованное пособие - как продать талант подороже.

Далее последовал «Вишневый сад» А.П. Чехова, который до сих пор собирает аншлаги. Потом - Кальдерон и его «Молчанье - золото». Эта превосходная пьеса впервые была переведена в России и впервые поставлена именно в театре «Сопричастность». Громкий успех сопутствовал постановке «Кровавой свадьбы» Гарсиа Лорки, первой в Москве. За роль Матери Светлана Мизери получила Премию мэрии Москвы в области литературы и искусства.

Особое место в репертуаре театра занимает спектакль «Тот, кто получает пощечины» символиста Л. Андреева, где авторская модель мира в интерпретации режиссера предстает перед зрителем в аналогии с цирковой ареной. Опираясь на знаменитый перевод пьесы Г. Фигейреду «Лиса и виноград», а также на традиции бразильского музыкально-сатирического ревю, Сиренко поставил спектакль о жизни Эзопа. Постановка пьесы «Королева-мать» итальянского драматурга М. Сантанелли была отмечена Дипломом Международного театрального форума «Золотой витязь» и приглашением на Дни России в Италию, где спектакль подробно осветила итальянская пресса.

И опять успех! За роль Молли Иган в спектакле «Белые розы, розовые слоны» У. Гибсона Светлана Мизери была удостоена театральной премии «МК» «Итоги театрального сезона 2008/09» в номинации «Мэтры» - лучшая женская роль. Затем художественный руководитель «Сопричастности» обратился к Достоевскому и поставил спектакль «Фома Фомич созидает всеобщее счастье» по повести «Село Степанчиково и его обитатели», которую счел очень современной для второго десятилетия XXI века. Мастер сам сыграл Фому Опискина, вложив в этот образ яркую суть парадоксальности человеческого сознания. А какой театр без Шекспира? Сиренко обращается к «Королю Лиру». В его трактовке это не семейная драма, а социально-философская трагедия, дающая повод каждому из нас задуматься о сущности человека, его месте в жизни и в обществе. После елейного миротворца Луки из «Без солнца», воплощения эпохи - Фирса из «Вишневого сада» и предсказуемого в своей парадоксальности Фомы Опискина режиссер вышел на сцену в образе всемогущего и беспомощного короля Лира. А потом вновь неизменно современный Островский... Пьесу «Горячее сердце» Игорь Сиренко воспринимает как «обобщение всего нашего исконно-русского, в котором присутствует авторское понимание нации: все равно перебесится, сбросит с себя все зло и очистится».

Однако Игорь Сиренко - не единственный режиссер-постановщик в театре «Сопричастность». Как драматическую актрису Светлану Мизери можно без преувеличения назвать легендой в масштабе не только отдельно взятого театра, но и российского театрального искусства в целом. Ее незаурядному дару подвластны гротеск и фарс, глубокий психологизм и тонкая лиричность. Стремление передать молодому поколению артистов понимание значительности и глубины классической театральной школы привело Светлану Николаевну к режиссуре. На сцене театра «Сопричастность» она поставила «Провинциалку» Тургенева, «Два эпизода из жизни женщины» Хенли, «Сверчка на печи» Диккенса, «Девочка, где ты живешь?» Рощина, «Поросенка Кнока, или Историю доброй копилки» Ворфоломеева, получившего в 2007 году на Московском театральном фестивале Золотой Диплом в номинации «Лучший детский спектакль», а также пьесу «Эти свободные бабочки» Герша, премьера которой прошла в начале этого театрального сезона. Постановки Светланы Мизери отличают особая романтическая атмосфера и пронзительная эмоциональность.

Итак, основу репертуара театра «Сопричастность» сегодня, как и много лет назад, составляет классика. Но дело, собственно, даже не в количественном ее содержании, а в качественном отношении к ней. В наше время некоторые режиссеры считают неприличным ставить классические произведения в первозданном виде, не превращая «беленьких» персонажей в «черненьких» и не предлагая зрителю полюбить их именно такими. Игоря Сиренко можно смело назвать хранителем традиций русской театральной школы. Творческая деликатность, безупречный вкус, профессионализм да и просто талант не позволяют ему заигрывать со зрителем, искажая автора.

Когда-то, в трудное для нашей страны время, он назвал свой театр «Сопричастность», подразумевая под этим отношение не только к сложной и противоречивой истории государства российского, но и к русскому литературному наследию. С тех пор он ни разу не изменил своему принципу. Игорь Сиренко не озабочен поиском новых форм, он учит актеров классическим основам драматургии. А зритель отвечает театру неизменным чувством благодарности за сопричастность его духовным потребностям и душевным переживаниям. Он знает, ради чего идет именно в этот театр.

На протяжении 25 лет Игорь Сиренко поддерживает удивительно семейную атмосферу внутри творческого коллектива. И зритель, перешагнув порог этого уютного храма искусства, чувствует себя как дома почти в прямом смысле этого слова.

Юбилей театра - не только большой праздник, но и стимул к новым творческим достижениям. В репертуаре «Сопричастности» 22 спектакля. Как и в любом репертуарном театре, здесь идет ежедневная напряженная работа - репетиции, вводы, спектакли, прогоны, премьеры.... Но главное, что над всем над этим парит неистребимый дух высокой драматургии.


Фото предоставлены театром


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.