Владивосток. Остров Рикоту - это что?

Выпуск №7-177/2015, В России

Владивосток. Остров Рикоту - это что?

И впрямь, что за такой неизвестный ни одному географу объект. Может быть, это плод больного воображения. А может, это земля обетованная, о которой давно и бесплодно мечтает человечество. А вдруг это место, где люди забудут и о своих мирских заботах, и как манкурты вместе с заботами забудут и Родину, и близких, и вообще все-все.

Эти мысли приходят невольно после просмотра последней премьеры Приморского краевого театра молодежи «Остров Рикоту». Эта странная, с необычным сюжетом пьеса Наталии Мошиной выбивается из привычного драматургического ряда. Любопытно, что во Владивостоке второй раз ставится пьеса Мошиной. В театре Тихоокеанского флота уже который сезон идет отличный спектакль по ее пьесе «К звездам». И вот теперь этот таинственный остров. Театр сделал свои добавления и сценические комментарии к драматургическому материалу. Так персонажи вскользь упоминают, что это далекий дальневосточный остров. В отличном музыкальном сопровождении среди широко известных отечественных песен звучит хорошо известный приморский хит «Где-то на сопках багульник цветет». И среди немногочисленных обитателей острова появляется странное, какое-то бесполое существо - местная сумасшедшая. Тоже изобретение театра. Таких ярких находок в спектакле немало.

Итак, что же происходит на сцене? Думается, что несколько приблизительный пересказ сюжета только привлечет внимание к происходящему. На далекий-далекий остров приезжает молодой журналист столичного издания, чтобы сделать очерк о жителях Рикоту. Их, этих жителей, совсем немного. И их мир, их заботы, их мировосприятие, их быт и так далее и так далее безумно далеки от наших сегодняшних реалий. Как в далекие времена у них нет гаджетов, телевизоров, радио и прочих благ цивилизации. (И вообще намеком звучит мысль: а собственно блага ли все это) Они живут естественной, какой-то первобытной жизнью, в основе которой бесконечный однообразный труд: ловля тюленей и их переработка. И кроме этого практически ничего, только у некоторых самые смутные воспоминания о прошлом, о какой-то будто нереальной жизни в другом, цивилизованном мире. А сейчас уже много лет только тюлени и многочисленные, оцепляющие остров со всех сторон морские водоросли... И при этом люди острова абсолютно свободны от всех порой бессмысленных условностей: от политики, которой нынче заражены даже бабушки, сидящие на лавочках, от материального расчета, от ненависти и всего того, чем, собственно, мы и озабочены сегодня. И невольно возникает вечный философский вопрос: кто при этом счастливее?

Волею судьбы журналист остается на Рикоту надолго. О происходящем впоследствии, как в хорошем детективе, говорить не будем. Скажем лишь об интереснейшей находке - открытом финале спектакля, о его многоточии. Финал каждый зритель может домыслить для себя сам и предсказать дальнейшую судьбу героя: останется ли он на ставшем родным острове навечно или вернется к прежней цивилизованной жизни...

Наверное, постановщик «Рикоту», новый художественный руководитель театра Юрий Гончаров не случайно выбрал эту пьесу, как отвечающую его творческим устремлениям. И не случайно он так много привнес в нее. Гончаров в последнее время редко ставил на профессиональной сцене. Потому понятно и его и наше зрительское волнение на премьере. Не буду интриговать: мне спектакль понравился. Понравилась сценографии Виктора Шматка. На сцене привычный стол, лавки, над кроватью коврик, да-да с обязательными белыми лебедями на жутком кричащем фоне. Внизу в оркестровой яме угадывается море, мы слышим его шум, от него исходит голубое сияние. А сверху свешиваются водоросли. Они шевелятся, как огромные щупальцы, от них никуда не деться и не спрятаться. В пьесе не так много действующих лиц. А режиссер занял в спектакле почти всю труппу, во всяком случае, ее мужскую часть. И на сцене то и дело ходят мужики, суровые и молчаливые, занятые тяжелым рыбацким трудом. Уж кому-кому, а нам, жителям морского города, многое понятно про этот труд. А еще в спектакле замечательно придуманы рыбачки, одинаково одетые, в одинаковых огромных прорезиненных фартуках и надвинутых на глаза косынках. Кажется, они утратили свою женскую сущность, они уныло однообразны и бесполы, пьют как мужики и как мужики вкалывают. И когда однажды они снимут фартуки и окажутся в длинных светлых платьях-балахонах, они неожиданно напомнят персонажей древних легенд...

Ю. Гончаров последние годы много занимался кино, может быть, потому многие мизансцены по-киношному выразительны и порой напоминают планы разной крупности на экране. Например, рыбачки скучным рядом сидящие на кровати - это общий план, журналист с тетей Сашей - план средний и замечательный крупный план: свешивается с кровати голова Анны с красивыми длинными волосами и к ней прислоняется голова сидящего на полу журналиста Игоря. Подобную раскадровку интересно наблюдать и интересно анализировать.

Точно спектакль простроен ритмически. Сценическая жизнь течет в спокойном размеренном ритме, так, как, собственно, и живут на Рикоту. И разговаривают все негромко, без лишней аффектации. И кажется, ничто не может взволновать, выбить из привычного ритма обитателей странного острова.

Есть четкое театральное правило: хорошая режиссура в спектакле определяется уровнем актерской игры. Актеры в спектакле «Остров Рикоту» порадовали. Прежде всего, это удивительно достоверная и узнаваемая пожилая работница тетя Саша в исполнении Ирины Тарасюк. Грузная, с вечно натруженными руками, ни в коей мере не ропщущая на судьбу, сохранившая чувство юмора и нерастраченную материнскую теплоту. Она поистине душа острова Рикоту.

И конечно, это странное существо, придуманное режиссером и названное Татой. Какая-то круглая, бесформенно обтекаемая, в немыслимых розовых одеждах и такой же шапке с длинными болтающимися ушами, с огромными глазами, бессловесная, порой что-то мычащая, бесконечно добрая - вот такая она, Тата, в исполнении Марии Зизенковой. И непонятно каким образом она напоминает одновременно и подросшего дауненка и детеныша-тюлененка. И эта лишенная мыслей Тата тоже в какой-то мере олицетворяет Рикоту.

Впервые по-настоящему раскрылась на сцене молодая героиня Елена Андреева в роли Анны. Загадочная колдунья, повелительница водорослей, стройная и величественная красавица в начале действия, к финалу она превращается в грубовато-простоватую тетку, к которой больше всего подходит хорошее русское слово «обабилась».

Достаточно убедителен, во всяком случае абсолютно современен, молодой человек, будто бы случайно поднявшийся из зрительного зала на сцену, герой спектакля журналист Игорь в исполнении Олега Демчука.

Спектакль состоялся. Но главное его достоинство, думается, в том, что любой зритель, даже не принявший его эстетику, все равно задумается над смыслом жизни, будет домысливать и изобретать свой финал, будет спорить об увиденном. И кто же все-таки счастливее: мы, технически упакованные, образованные, или они, работящие и бесхитростные обитатели странного острова Рикоту?..

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.