Кинешма. Отзвуки премьеры

Выпуск №7-177/2015, В России

Кинешма. Отзвуки премьеры

Кинешемский драматический театр имени А. Н. Островского - один из старейших провинциальных театров России, открытый 26 декабря 1897 года, - всегда привлекал и привлекает к себе большое внимание.

Приближаясь к своему большому юбилею (120 летию с момента основания), театр продолжает постижение драматического наследия А. Н. Островского. В настоящее время в репертуаре театра пять пьес драматурга: «Свои люди - сочтемся», «Блажь», «Невольницы», «Последняя жертва», «Поздняя любовь».

Но одним из самых ярких и значительных событий нынешнего театрального сезона в Кинешме стала премьера рок оперы «Юнона и Авось» Алексея Рыбникова.

«Юнона и Авось» - самая известная рок опера на российской сцене, созданная А. Рыбниковым на либретто А. Вознесенского. Это реальная, очень печальная история любви русского путешественника Николая Резанова и дочери губернатора Сан Франциско Марии Кончиты Аргуэльо де ля Консепсьон. Возвышенно трагическая любовь вдохновила Андрея Вознесенского на создание поэмы «Авось», позднее переработанной автором в либретто рок оперы. Рыбников же на тот момент давно мечтал соединить традиционные православные песнопения с элементами современного музыкального языка.

В 1983 году знаменитый всемирно известный кутюрье Пьер Карден представил свою версию рок оперы А. Рыбникова французской публике в театре «Эспас Карден», а затем последовали триумфальные гастроли по всему миру: США, Германия, Голландия... Впоследствии «Юнона и Авось» была поставлена в Польше, Венгрии, Чехии, Германии, Южной Корее.

Летом 2009 года во Франции, на Международном фестивале Пьера Кардена, Театр Алексея Рыбникова представил свою новую версию рок оперы, прошедшую с грандиозным успехом. Полная авторская версия в постановке известного московского режиссера Александра Рыхлова явилась серьезной новацией в жанре мирового музыкального театра и возвратила изначальную идею автора. В ней соединились традиции русской духовной музыки, фольклор, жанры массовой «городской» музыки, с образными, идейными и эстетическими приоритетами композитора (искупление человеком своих грехов, его поступки и необходимость ответить за них, спасение в Божьей Любви и Прощении).

В Кинемешском драматическом театре рок оперу «Юнона и Авось» также поставила московская команда: режиссер Иван Соловов, художник Михаил Карягин, художник по костюмам Татьяна Соловова и художник по свету Алексей Попов, нашедшие оригинальное решение спектакля. Одним из главных действующих лиц является здесь музыка, а общение главных героев осуществляется не только посредством слов и пластики, но и звучащей музыки. Пронзительный лиризм удивительной по своей красоте музыки А. Рыбникова счастливо соединился в новом спектакле с изобретательно придуманными декорациями и костюмами, изяществом и графичностью формы.

Получился очень стильный спектакль, великолепный, прежде всего, какой то одухотворенно тонкой атмосферой.

Для современного театра очень важны поиски новых выразительных средств и новых способов существования актеров на сцене. Поэтому можно только приветствовать стремление руководства театра приглашать столичных режиссеров и художников. Нельзя не отметить и высокий уровень постановочной культуры в целом. Достойными партнерами москвичей стали режиссер Роман Зареев, хореограф Евгений Носихин (все танцы на редкость удачно поставлены), хормейстеры Светлана Фокина и Надежда Долинина, звукорежиссер Константин Гольдынский.

Отдельно хочется отметить музыкальную составляющую спектакля. Рок группа «Scene Ghosts» (Андрей Николичев, Антон Уважаев, Алексей Дубинин, Валерия Доброхотова) и Александр Фурсаев (блистательно исполняющий соло на трубе) по новому озвучили партитуру оперы, бережно обращаясь с первоисточником.

Режиссер постановщик спектакля (в настоящее время главный режиссер театра) - заслуженный деятель искусств России Иван Соловов - поставил перед актерами непростые задачи и помог им с ними справиться. Еще в начале осени прошлого года, перед началом репетиционного периода прошел кастинг и для участия в постановке были отобраны лучшие актеры, певцы и музыканты.

Но режиссеру мало верно и талантливо решить спектакль. Необходимо еще передать это решение в руки актеров, способных донести до зрителей его главный смысл. Новый спектакль привлекателен и своим современным звучанием, и великолепным актерским ансамблем.

Все исполнители главных ролей - Антон Копчинский (Граф Резанов), Ольга Савченко (Кончита), Вячеслав Митронин (Федерико) и Анастасия Бурнаевская (Дева Мария) - обладают прекрасной сценической внешностью, замечательной пластикой и необходимыми вокальными данными, позволяющими им справляться со сложной, требующей своего стиля вокальной манерой рок оперы.

Очень выразителен актерски и Роман Зареев (Человек театра), выступающий в роли рассказчика и, как камертон, настраивающий зрителя на точное отношение к происходящему на сцене.

В своих многочисленных интервью режиссер И. Соловов подчеркивает особое символическое значение креста (группы актеров неоднократно образуют крест, также в виде креста скрещиваются декорации) - это и символ христианства, и крест Андреевского флага (главный символ морского флота), и крест, который главные герои несут в течение своей жизни. Какому веленью должен следовать человек - духа или сердца? Какой путь ведет к истине - путь земных чувств или отречения от них? На эти вопросы звучит один ответ - Бог есть Любовь. Не сумев победить пробудившуюся к Кончите страсть, Резанов выбирает жизнь сердца. Но разве вера в Любовь не есть продолжение веры в Бога?.. Режиссер мастерски соединяет вечное и сиюминутное, человеческое и божественное, глубоко проникая в самую суть бытия.

В спектакле по новому заиграло пространство сцены театра благодаря талантливому московскому художнику Михаилу Карягину, выступившему полноправным творческим соавтором режиссера. Его театральным работам свойственны стилистическое разнообразие, неожиданность и новизна пространственных решений и вместе с тем поэтичность сценической атмосферы. В декорациях М. Карягина живет феномен сценичности: художник наделен замечательным даром преображения простых бытовых вещей в театральные образы.

Блестяще спроектированные декорации (двухъярусные, на втором ярусе, с левой стороны, в глубине располагаются музыканты) дополняет выразительное световое оформление. Одним из главных элементов декорации является белый парус, всегда выступающий символом мечты и вечного стремления к истине. Он же - и огромный видеоэкран, иллюстрирующий место действия (видеоинсталляция Сергея Новожилова), являя то свечи в храме, то океан с его могучей стихийной силой, то образ Богоматери. Модифицируясь, видоизменяясь по форме (также связываются и развязываются используемые в декорации и веревочные лестницы), в определенные, драматургически важные моменты белые паруса напоминают крылья Ангела.

Необычно придуман и калифорнийский замок (хранящий древние тайны, он, подобно магниту, притягивает к себе, обещая встречу с чем то особенным), где комендант Хосе Аргуэльо (Дмитрий Чередниченко) и Донна Аргуэльо (заслуженная артистка России Кристина Тенякова) дают бал в честь прибытия гостей из России.

В своей трактовке постановщики сосредоточились на выявлении сложнейшей внутренней жизни героев. С первого появления Кончиты на сцене Ольга Савченко заставляет неотрывно следить за каждым своим жестом, взглядом, обнаруживающими тончайшие движения души. Ее Кончита потрясающе женственна, в ней на редкость органично сочетаются пробуждающаяся страстность с редкой чистотой. Через всю жизнь пронесла Кончита свою любовь к Резанову. Этот спектакль и сегодня звучит как неувядающий гимн любви. Несмотря ни на что, именно любовь и верность, вопреки всему, по прежнему остаются главными человеческими ценностями.

Все пять премьерных дней в театре был аншлаг. После каждого спектакля можно было наблюдать, как зрители аплодировали стоя и уходили потрясенными.

Есть много путей воспитания молодых актеров. Но самый плодотворный, самый творческий - это спектакль с участием самой молодежи. Тем более, если этот спектакль удачный, если он дает возможность раскрыть огромный потенциал молодых. Именно таким спектаклем стала постановка рок оперы А. Рыбникова «Юнона и Авось» в Кинешемском драматическом театре имени А. Н. Островского.

Прекрасно, что театр, бережно сохраняющий традиции прошлого, открыт новым идеям. Огромная, кропотливая работа завершилась большой творческой победой, с которой от души хочется поздравить весь коллектив театра и его руководство в лице директора Натальи Сурковой и главного режиссера Ивана Соловова.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.