Бомба направленного действия

Выпуск №6-116/2009, Портрет театра

Бомба направленного действия «Люблю всех, кто читает эти строчки. Не болейте. Ваш К.».

Эта запись появилась в сетевом «живом журнале» Николая Коляды – драматурга, режиссера, актера, писателя, художественного руководителя собственного театра в Екатеринбурге, главного редактора журнала «Урал», руководителя курса в театральном институте, и прочая, прочая, прочая… Титулов у Коляды не меньше, чем у царственной особы. И если бы ему, как всякому королю, тем более – театральному, надо было придумать прозвище, то это было бы слово Любовь. Оно, кстати, вакантно. Королей, беззаветно любивших своих подданных, как видно, было не слишком много. Коляда, как мало кто, умеет любить: театр, драматургию, своих актеров и учеников, сцену, зрителей, жизнь… Да все он любит! В своем «Короле Лире» он сам сыграл заглавную роль. Это спектакль о любви – наивной, обманутой, наказанной за свою слепоту, но все равно торжествующей, потому что после окончания спектакля она не умирает вместе с персонажами, а передается зрителям, как инфекция или лучевая болезнь.

Если бы любовь можно было измерять в рентгенах, то выяснилось бы, что «Коляда-театр» – излучатель энергии любви, равный по масштабам не менее чем атомной бомбе. Такая вот бомба направленной любви – зрители поголовно инфицируются ею.

Живые журналы ведут тысячи блоггеров, но никому в голову не пришел такой простой и сердечный «пост»: «Люблю всех, кто читает эти строки». Формула любви по Коляде означает: дарить, ублажать, радовать, веселить, делить печаль, вдохновлять, нежничать, устраивать сюрпризы, не жалеть ничего и отдавать себя с наслаждением – без всяких условий и до конца. Так что после запятой можно отметить, что Коляда любит еще и своих «френдов» – так называют в блогосфере читателей живых журналов.

…Нынешним летом в Екатеринбурге происходили события, достойные книги рекордов Гиннеcса. Впервые в России частный театр проводил Международный театральный фестиваль, на который были приглашены 23 театра из пяти зарубежных стран – Финляндии, Польши, Англии, Украины, Кыргызстана и из 18 городов, в том числе Москвы, Санкт-Петербурга, Харькова, Тюмени, Тобольска, Перми, Челябинска, Озерска.

На 6 площадках Екатеринбурга прошло 39 спектаклей, в большинстве своем по пьесам Николая Коляды и его учеников. Кроме того, в самом «Коляда-театре» ежедневно играли по два спектакля и ежевечерне проходили читки новых пьес учеников Николая Владимировича, которых он любит, пестует, поддерживает, предоставляет площадки для самораскрытия – страницы журнала «Урал», сборников пьес (они продавались во время фестиваля), а также сцену собственного театра, на которой актеры Коляды блестяще читают еще не поставленные пьесы.

Тут же можно отметить, что театральный фестиваль «Коляда-plays» на следующий день после своего окончания нечувствительно перетек в международный конкурс драматургов «Евразия-2008» примерно с теми же действующими лицами и исполнителями. И еще три дня в театре, а потом и в деревне Логиново продолжалась нон-стоп тусовка драматургов, имена которых уже известны любителям театра в России: Олег Богаев, Ярослава Пулинович, Анна Батурина, Владимир Зуев, Александр Архипов...

Екатеринбург – огромный город, просторный и разнообразный. Как будто множество непохожих городков соединили в один. Улица Свердлова – широкое, выжженное солнцем пространство с шеренгой одинаковых сталинских домов, практически без единой зеленой веточки. Улица Ленина похожа на любую столичную магистраль – с оригинальными новыми зданиями и старинными особнячками, в которых соблюден принцип типичной уральской постройки: каменный первый этаж и деревянный второй, с резными окошками и нарядным крылечком под навесом. Карла Либкнехта – еще одна центральная улица, на которую выходит один из красивейших старинных комплексов – усадьба Расторгуева-Харитонова XIX века и Вознесенская горка с Храмом Вознесения Господня. Прямо напротив тонкой, изящной, тянущейся ввысь колоколенки – еще один, уже новый Храм-на-крови, возведенный не так давно в память о расстрелянной на этом месте царской семье.

Рядом с Вознесенской горкой и находится ул. Тургенева, где в доме № 20 – резном, деревянном, уютном, старинном – устроился «Коляда-театр». С первых шагов вы понимаете, что попали в авторское, ни на какое другое не похожее помещение. В светлом, уютном фойе, состоящем из двух больших комнат – сотни вещиц, обращенных к вам своей нежной заботой, юмором, услужливостью. Салфетки, коврики, табуреточки, накрытые вязаными цветными ковриками, старинные буфеты и горки, мягкие игрушки, поделки, рисунки, старинные фотоснимки, самовар, книги, журналы, телевизор, по которому демонстрируется один из спектаклей театра… В первый день фестиваля Николай Владимирович сам провел экскурсию для зрителей, рассказав о том, что означают, как попали сюда те или иные «экспонаты» – потому что фойе «Коляда-театра» можно воспринимать и как живой, все время меняющийся музей. Музей не прошлого, а настоящего.

Вместо звонка у Коляды перед началом спектаклей звучат несколько тактов песенки «Пусть всегда будет солнце», а затем детский голос просит дорогих зрителей выключить на время мобильники. Зал маленький, на 62 места, но число мест возрастает во время аншлагов, когда в помещении яблоку негде упасть и в ход идут все имеющиеся в запасе стулья, а также лесенка между рядами и стенкой. На вечерних читках «Театра в бойлерной» молодежь устраивают прямо на сцене. Занавеса нет. Нет и рампы. Просто от первого ряда начинается пространство – метров сорок квадратных, не больше, с четырьмя дверями и тремя люками в полу.

Когда видишь эту буквально детсадовскую сцену впервые, невозможно поверить, что тут вообще можно поставить нечто более грандиозное, чем новогодний утренник, ведь повернуться негде. Но посмотрев спектакли, теряешь голову от восхищения – как же можно, оказывается, недостаток превратить в достоинство! Все четыре двери могут распахиваться в закулисье, в сердцевину театра, а за ними взбегает вверх лестница, намечаются решетки или вторые, третьи двери, пространство открытых люков освещается и становится дополнительными помещениями, а на полу, при необходимости, вырастают подмостки; от стен бегут занавески, в свою очередь, умножая коробку сцены в два, три, да во сколько нужно раз.

И вот уже обычная, «академическая», огромная сцена, статичная и пафосная, кажется анахронизмом в сравнении с мобильной сценой Коляды, которая живет и дышит, на глазах неузнаваемо трансформируясь в поле, лес («Король Лир»), замок Эльсинор («Гамлет»), тюремную камеру («Клаустрофобия»), жилой дом писателя Бородаева («Букет»), улицу уездного города («Ревизор») и т.д. Так же, как короля играет свита, сцену создает талант режиссера, и она у Коляды получается просторной, как мир, и вмещает жизни всех персонажей.

В качестве принимающей стороны «Коляда-театр» во время фестиваля посторонился, играя, в основном, вне конкурса, и предоставил возможность, в первую очередь, показать себя театрам-участникам. Из восьми призов – а это были бронзовые хвостатые кометы – эмблема фестиваля и золотые гвозди, на которые победители могли бы повесить их у себя дома, «Коляда-театр» получил только одну награду: «За художественную отвагу».

Остальные места распределились так. «Гран-При» заслужил спектакль «Мойщики» (пьеса Я.Пулинович и П.Казанцева, Тюменский театр драмы, режиссер М.Заец); лучшая режиссерская работа – Виктория Мещанинова («На Пасху солнце танцует» З.Деминой и А.Архипова, Челябинский камерный театр); лучшая женская роль – Турганбубу Бообекова («Моя дорогая» по пьесе Н.Коляды «Шерочка с машерочкой», Киргизский национальный театр им. Т.Абдумомунова, режиссер Ш.Дайкынбаев); лучшая мужская роль – Алексей Солончев («Герой» П.Казанцева, Театр.doc + Центр драматургии и режиссуры, режиссер О.Лысак); «Спектакль-открытие» – «Дембельский поезд» (А.Архипов, Нижневартовский театр драмы, режиссер А.Коваленко); лучший детский спектакль – «Чемоданное настроение» (А.Богачева, Тюменский театр «Ангажемент», режиссер В.Сизов); Приз Николая Коляды получил спектакль «Услышать звук шагов…» по его пьесе «Девушка моей мечты» (Харьковский театр драмы им. Т.Шевченко, режиссер А.Ковшун); Приз «Надежда» достался Молодежному театру-студии «Пластилин» (Новоуральск) и режиссеру Валерию Долганову за постановки пьес «Фантомные боли» В.Сигарева и «Фокус-покус» А.Богачевой. Специальный приз жюри «За радостное рукопожатие классики и современности» получил спектакль «Вечера на хуторе близ Диканьки» (инсценировка О.Богаева, Тюменский театр «Ангажемент», режиссер М.Заец, см. рубрику «Гости Москвы» этого номера «СБ,10»). Специальный приз жюри «За воплощение общечеловеческих ценностей, волнующих всех и каждого» – театр SPUTNIK (Великобритания, Лондон), «Русская народная почта» О.Богаева, режиссер Н.Биркстед. Информационных отчетов о фестивале опубликовано великое множество, в том числе в сетевых изданиях, в блогах участников фестиваля, среди которых были известные журналисты и театральные критики. Все это при желании легко найти в сети. Поэтому посвятим оставшееся место описанию нескольких эпизодов фестивальных будней.

Ну вот, такая подробность. На проведение «Коляда-плейс» было истрачено 4,8 млн рублей, из которых 1,8 млн выделили муниципалитет и спонсоры. Остальные средства Николай Владимирович нашел, заложив собственную квартиру. Да уж, любовь зла… Так сильно ему хотелось устроить праздник театра, на котором всем – и гостям, и актерам, и зрителям — было бы интересно и удобно, что не пожалел ничего. Включая собственное здоровье, потому что находиться на четырех-пяти площадках одновременно – давать интервью, читать лекции, проводить дискуссии, встречать гостей и к тому же играть в спектаклях, организовывать читки, – нелегко.

Незапланированный момент. Как раз в дни фестиваля в Екатеринбург приехал Е.Евтушенко с чтением стихов. На экскурсии по городу он обратил внимание на афиши и захотел побывать на каком-нибудь спектакле. Остановился на дневном спектакле театра из Бишкека «Моя дорогая» по пьесе Коляды. Это очень живой – одновременно смешной, трогательный и печальный монолог одинокой женщины, обращенный к кошке – больше не к кому! Она рассказывает об уехавшем сыне, о невестке, о жизни, которая пронеслась ураганом, оставив ее в буквальном смысле у разбитого корыта – в течение всего монолога женщина стирает в корыте рубашку сына. По окончании спектакля потрясенный Евгений Александрович горячо поблагодарил актрису Турганбубу Бообекову и спросил: «Это что, здесь все спектакли такого уровня?!». Бишкек, конечно, не ударил лицом в грязь, но если бы у нашего прославленного поэта было больше времени и он посмотрел спектакли «Коляда-театра», то неизвестно, что бы он вообще сказал об уровнях.

Правда, в «Коляда-театр» он все-таки зашел, уже вечером, перед читкой, которую даже пришлось задержать. Зрители уже ждут, томятся, ерзают в предвкушении, и вдруг на пороге зала выросли две фигуры.

«А вот смотрите, тут Евтушенко пришел», – обычным голосом, без всякого нажима сказал улыбающийся Николай Владимирович. Семьдесят человек, как один, повернули головы в сторону двери. Евгений Александрович не растерялся. Он поздоровался и рассказал о своих впечатлениях от спектакля из Бишкека. «Сорок минут общались, а будто знакомы всю жизнь», – написал потом об этом эпизоде Коляда в своем блоге.

Пересказывать спектакли – безнадежное дело. Хуже, чем передавать содержание музыки. Но о том, как именно «режиссерствует» Коляда – хотя бы несколько слов.

У него бесконечная, неисчерпаемая фантазия. Суть его подхода к постановкам в том, чтобы литературный текст выразить адекватным, вскипающим образами театральным языком. Например, все действие «Ревизора» нанизывается на слово «грязь», каковая присутствует на сцене в натуральном виде – в огромном корыте по центру сцены.

Интересно, все действие пьесы можно разложить, будто по ступенькам русских пословиц, в которых фигурирует слово «грязь». От начала до конца действие движется вдоль по этой грязи, как по лестнице: «Утонуть в грязи» (уездный город»), «Не ударить лицом в грязь» (совещание у Городничего), «Денег, как грязи» (взятки «грязью» из рук в руки), «Из грязи да в князи» (возвышение Хлестакова), «испачканная в грязи репутация» (положение, в которое Хлестаков поставил Анну Андреевну, Марью Антоновну да и самого Городничего вместе со всеми подчиненными), «забросали грязью» (в прямом смысле это проделывают с Бобчинским и Добчинским.

Великолепен известный монолог Хлестакова про «35 тысяч одних курьеров». Его буквально «несет» по мере нарастания чувства собственной значимости и величия. Он «поднимается в собственных глазах» и оказывается на одном возвышении, потом на другом, потом двери распахиваются, и он, продолжая говорить, в беспамятстве и упоении взлетает по лестнице чуть не на второй этаж, и только там приходит в себя.

Олег Ягодин! Настала пора произнести имя одного из самых необыкновенных, суперталантливых актеров Коляды – заслуженного артиста России Олега Ягодина. Это он – Хлестаков, Момо в «Мадам Розе», Гамлет, Подколесин и т.д. Почти все главные и лучшие роли – его. Николай Владимирович, правда, говорит о своих актерах: «У меня все – лучшие». И ведь не поспоришь! Он создал действительно уникальный коллектив, в котором актеры и весь вспомогательный состав театра – кассиры, уборщицы, дежурные работают плечо к плечу. Театр Коляды – это семья единомышленников, в которой нет звезд и парий, а есть общая задача, единая цель и одна на всех Любовь к театру. Сцену после «Ревизора», по крайней мере, моют все вместе… Здесь не принято мелочиться. Если надо – бьются стаканы, разбрасываются по всей сцене белые кружевные салфетки, летят дорогие шубы, заливаются водой шелка, мнутся королевские облачения и все, кому это надо по роли, без раздумий пачкаются, ударяются, скользят и падают. Ягодин, к примеру, постоянно в синяках, так же, как и другие исполнители главных ролей – Сергей Федоров, Евгений Чистяков, Сергей Колесов. Да и сам Николай Владимирович в «Лире» танцует, бегает, прыгает, складывается вчетверо, укладываясь в железное корыто, так что в конце спектакля удивляешься, как это он еще жив. И вот спросите их всех – променяют они эту жизнь, в которой театр занимает 24 часа времени в сутки, а оплата, особенно по московским меркам, просто смешная, на другую, спокойную? Вам даже не ответят. Сквозь вас посмотрят, будто вы ничего не говорили (а как еще реагировать на такую вопиющую бестактность?), и пойдут заниматься делом.

Невозможно здесь рассказать обо всех чудесных актерах Коляды. Вера Цвиткис, Ирина Ермолова, Василина Маковцева, Тамара Зимина, Ирина Плесняева

Николай Владимирович говорит, что следующим летом опять проведет фестиваль и пригласит на него не 23 театра, а 46. Знай наших!

Фестиваль окончен – да здравствует фестиваль! Фестиваль, его президент и Король-Любовь Николай Коляда, а самое главное – Театр – бессмертный, талантливый, непредсказуемый и необходимый, как воздух.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.