Наталья Попович. Жизнь как счастливый канон

Выпуск №7-177/2015, Юбилей

Наталья Попович. Жизнь как счастливый канон

Время бежит быстро. Театру «Новая Опера» в следующем году 25 лет. А совсем недавно серьезный юбилей отметила и одна из его создателей, Наталья Григорьевна Попович - жена и творческий единомышленник Евгения Владимировича Колобова. Сутками напролет вместе с ней обдумывал он, каким быть театру. Наташа сходу понимала идеи своего гениального мужа, под ее твердой хормейстерской рукой многоголосый хор отзывался, как скрипка Страдивари под пальцами виртуоза.

Свердловск 60 х. Весь город охвачен хоровым пением. «Дирижер - профессия не женская, и если ты на нее решилась, то должна забыть о всяких там бабских штучках», - внушала профессор Галина Петровна Рогожникова. И стеснительная Наташа научилась быть волевой, читать с листа клавиры любой сложности, петь любые партии - сопрановые, теноровые, басовые - и любым голосом. Но главное, она поняла: музыка - это мир, который мы постигаем через звуки, и звуки эти должны быть так же богаты, как богат мир. Потому, наверное, ее - одну из немногих - еще студенткой позвали занять должность хормейстера в Свердловском театре оперы и балета. И здесь судьба свела ее с Женей Колобовым, который тоже был приглашен в театр дирижером оркестра. Два столь талантливых человека не могли пройти мимо друг друга. Жизненные пути пересеклись - и уже навсегда. «Новую Оперу» они создавали вместе, идеи рождались у одного и другого. Но доподлинно известно, что Наталья Григорьевна вносила в оперные постановки порой такие находки, которые потом становились изюминкой - мимо них не проходил ни один критик.

К 10 летию театра она сочинила оригинальный спектакль «Брависсимо» - музыкальную историю сада «Эрмитаж» и рожденного в нем Театра. К 20 летию - спектакль-фейерверк оперной музыки «Все это - опера!» До сих пор они в репертуаре театра. К 200 летию Дж. Верди Наталья Григорьевна воплотила давнюю идею: спектакль-концерт «Viva Verdi!». Он получился настолько блестящим, что на премьере в 2013 году в дни фестиваля «Крещенская неделя» зрители пятнадцать минут аплодировали стоя.

Когда ушел из жизни Маэстро, казалось, и жизнь театра остановилась. И тогда коллектив обратился к Н. Г. Попович: не отдавайте нас в чужие руки, возьмите на себя художественное руководство. Но она сочла, что после Колобова занять это место не имеет права. И тогда персонально для Н. Г. Попович Департаментом по культуре г. Москвы была создана должность председателя художественной коллегии и соответственно сама художественная коллегия театра.

Работа оперного театра чрезвычайно многосложна. Сюда входит вся творческая составляющая от замысла до воплощения, от увертюры до оборки на костюме солистки. Организационные вопросы - репертуар, обновление труппы, поиск талантливых постановщиков и дирижеров. Выпуск спектакля. Финансы. Все это, порой даже сложности в расписании, стало повседневной работой Натальи Григорьевны. Плюс репетиции хора (она оставалась главным хормейстером). Фактически она отвечала за все, что возложено на художественного руководителя и даже больше. Ведь это был их с Колобовым театр. Под Колобова он был создан, Колобова назвали Гением прижизненно, о нем Юрий Темирканов сказал: «Он служил. Я тоже служу, но не так поразительно». Она творила живой театр, в котором сберегала живую душу выдающегося Маэстро и память о нем. Фестиваль «Крещенская неделя» им. Е. В. Колобова - праздник для всей музыкальной Москвы. Фонд Е. В. Колобова, учредивший премию имени Евгения Колобова. При нем театр жил по демократическим правилам. Она этот порядок сохранила - двери ее кабинета были открыты для сотрудников в любое время: молодой певец, дирижер, помреж, могли прийти к ней с интересной идеей и получить добро. Возможность развиваться предоставлялась каждому. А вот склок, закулисных интриг в театре не было никогда. Она всеми силами берегла коллектив-семью. Ведь это было одной из черт, присущих театру с момента основания.

Россия прекрасный и вдохновенный труд Натальи Григорьевны заметила и оценила. Она лауреат Государственной премии РФ за создание театра «Новая Опера», кавалерственная дама ордена С. П. Дягилева «За пользу русской культуре», народная артистка России.

Я иногда задумываюсь, откуда она черпала и черпает силы? Наверное, главную роль в этой способности не потерять себя сыграла счастливая уверенность в значимости своего дела, многолетняя общая нерасторжимость жизни тех, кто был предан общему дому, Московскому театру «Новая Опера» им. Е. В. Колобова. Никогда она им не солгала, не унизила, не оскорбила, не присвоила себе что то, обделив соратников. Она - настоящая, а у людей безошибочный нюх на это самое настоящее. Потому и живет «Новая Опера» многие годы как счастливый канон.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.