Маргарита - Мастер. Маргарита Алешеева (Нижний Новгород)

Выпуск №7-177/2015, Лица

Маргарита - Мастер.  Маргарита Алешеева (Нижний Новгород)

«Верю в тебя»

Уже более 100 раз сыграла волнующий финал этой роли Екатерины Кандратьевны в спектакле «Вышел ангел из тумана...» П. Гладилина на сцене Нижегородского государственного академического театра драмы народная артистка России Маргарита Алашеева. Искушенный зритель благодарен ей за сокровенную интонацию, поднимающую образ Матери над перипетиями обыденного, чувствуя соответствие такого настроя сути самой актрисы. Воистину молода ее душа! Ни грана усталости возраста, казалось бы, неизбежной после 55 лет служения сцене. Маргарита Порфирьевна легка и юношески пластична в движениях, реакциях, в проявлениях эмоциональной энергии. Богатство ее натуры и мастерства щедро тратится да не растрачивается. Может, и благодаря опыту?

Формировался он в замечательной творческой среде, на прекрасном драматургическом материале. Мы рассуждаем с ведущей актрисой одной из старейших трупп России о том, что посчастливилось ей вступить на прославленные подмостки в золотое для театра время. 1960 год - оттепель, энтузиазм зала, заполненного жаждущими не столько зрелищ, сколько ответов на вопросы бытия, появление новой драматургии, новой режиссуры. К тому же рядом - блистательные артисты и могучие личности: Владимир Самойлов, Вацлав Дворжецкий, Николай Левкоев, Антонина Самарина, Галина Демина, другие подвижники исконно русского психологического театра.

Первая главная роль молоденькой выпускницы студии при Горьковском театре драмы - в спектакле «Верю в тебя». Название оказалось пророческим. В Риту поверили, возможно, разглядев не только артистический потенциал. В самой внешности, цельном характере, склонности к небанальным ходам ощущалось созвучие с той весенней эпохой.

Но своим настоящим дебютом на родной сцене Маргарита Порфирьевна считает роль Наташи в знаменитой пьесе Э. Радзинского «104 страницы про любовь».

- Трудной была работа, - вспоминает актриса. - На преодоление. Режиссер ругал меня, грозился ноги резинкой связать, если не выработаю нужной походки. Ведь героиня - стюардесса и вообще - «полетное существо». Это был по-настоящему профессиональный старт.

И по-настоящему успешный, добавим. Город тогда гудел, премьеру обсуждали в школах и вузах, молодежь устремилась в театр. Спектакль прошел более ста раз. Так, стюардесса Наташа и режиссер спектакля Ефим Табачников определили яркий взлет начинающей актрисы. И вышла она, как теперь очевидно, на курс отнюдь не прямолинейный. Среди более 60 (только основных!) сыгранных ролей видишь Гелю из «Варшавской мелодии», Кабаниху из «Грозы», Бланш из «Трамвая «Желание», Роксану из «Сирано де Бержерака», Лизу из «Горя от ума», Настю из «На дне», Машу из «Трех сестер»... Какое разнообразие характеров, сюжетных перипетий, эпох. Правда, обнаруживается и внутреннее родство этой пестрой компании сценических перевоплощений Маргариты Алашеевой. Обычно натуры они - не слабые, пытающиеся достойно держать груз пережитого на хрупких женских плечах.


Их сестра, их пленница

- Даже в юные годы я не любила играть «голубых» героинь, - комментирует Маргарита Порфирьевна свое пристрастие к жанру драмы. - Интереснее персонажи с биографией, особенно - попадающие в ситуацию противоречия с обстоятельствами, с собой. Поэтому очень ценю, например, работу в спектакле «Ваша сестра и пленница», поставленном Семеном Лерманом. Даже повесила у себя портрет Елизаветы Английской. Хотелось проникнуть в ее мир, постичь и показать, какой ценой далось ей решение о казни соперницы Марии Стюарт. Режиссер очень мне помог, создав удивительный финал: под прекрасную музыку Елизавета и Мария выходили вместе. Нет, это не примирение, а скорее - греза о том, как могло быть иначе. Без кровавой жертвы, без необходимости брать на душу грех...

Счастье, когда является роль, для которой в тебе все созрело, и ты готов трудиться над ней по-настоящему увлеченно, черпая глубоко. Таким счастьем обернулась встреча Маргариты Алашеевой с царственной героиней пьесы Людмилы Разумовской. Спектакль «Ваша сестра и пленница» стал вехой не только в биографии актрисы. Ее работу отметили премией города Нижнего Новгорода как значительное театральное событие.

Правда, зрительское внимание и прокатный успех не обязательно сопровождают те творения, которые считаешь творчески интересными для себя. Спектакль - дело коллективное, не все в твоих руках. Да и отклик зала определяется не одной лишь гармонией вершимого на подмостках. Например, не было аншлагов у «Последнего поединка Ивана Бунина», где Алашеева играла азербайджанскую писательницу Банин, вспоминающую в Париже свою молодость и сложные отношения с русским гением. Но на каждом спектакле возникала драгоценная и для исполнителей, и для взыскательной публики атмосфера. Текст Рустама Ибрагимбекова позволял погрузиться в полифонию эмоций, мыслей, в чудесную поэтику настоящей литературы.

На исходе прошлого века, в конце 90-х, актриса получила заветную роль в «Лесе» А.Н. Островского. Гурмыжская, умная, лукавая, ловкая, артистичная, давно влекла Маргариту Порфирьевну. Играла ее с наслаждением. Зрители отзывались благодарными аплодисментами... Островского Алашеева любит. Всегда с радостным предвкушением окуналась в его стихию, в которой сколько актерски аппетитного, столько на удивление злободневного. А какое творческое раздолье именно для актрис - роскошные образы любой возрастной поры! Это щедрое наследие выручает и ныне при дефиците качественных женских ролей в современной драматургии. Потому в поисках пьесы для своего предстоящего юбилейного бенефиса народная артистка России примеривается к Мурзавецкой. Дама из стана «волков» дала бы шанс попробовать некоторые еще не использованные артистические краски.

Как случилось это недавно в другом образе другого классика - Генеральши из «Опискина», спектакля по повести Ф.М. Достоевского. О заметной среди не главных персонажей «Села Степанчикова и его обитателей» фигуре сам автор писал: «... злая, впрочем, больше от старости и потери последних умственных способностей». Да, злость бессилия, тиранство такой злости над окружающими, упоение искусно раздуваемой собственной значимостью - формула совершенно в духе Достоевского. Для ее воплощения Маргарита Алашеева азартно искала вместе с режиссером подходящий гротескный рисунок.


Как чудила Шапокляк!

И все же мне, зрителю со стажем, всегда казалось: режиссеры используют не все выигрышные стороны артистичности ее натуры. Вот и спрашиваю:

- У вас самой не было желания сыграть нечто феерическое - откровенно комичное, с танцами-песнями?

- Конечно, было! Я ведь с детства хулиганка. И с музыкой дружу - занималась когда-то по классу домры. Намекала режиссерам, что готова к яркой по жанру сценической «авантюре». Но даже любимый Ефим Табачников, отдавая дань моей форме, мечтал, по его собственному признанию, еще раз встретиться со мной почему-то опять «в глубинной тихой роли». И все же артистически пошалить удалось. В новогодних представлениях, где меня занимали больше 30 лет. Развеселая Баба-Яга, вредная фифочка старуха Шапокляк дарили такое раскрепощение. После них и серьезные роли игрались иначе - чуть свежее, более дерзко, что ли.

Возможно, будь тогда в Нижегородском академическом театре драмы главный режиссер (а вакантной эта должность оставалась не одно десятилетие), разглядел бы в Маргарите Алашеевой, тонком, интеллигентном мастере драмы, еще и каскадный драйв, использовал его. Но приходилось иметь дело с постоянно сменявшими друг друга и такими разными постановщиками. Не всякий из «залетных» готов вникать в природу, в творческие потребности конкретного актера. Правда, Маргарита Порфирьевна находит свои плюсы даже в этом «броуновском движении» режиссуры. Каждый новый творец приносил на подмостки свой опыт, индивидуальную манеру, эстетику. А это - дополнительный профессиональный тренинг для исполнителя, вынужденного быстро переключаться на иную творческую волну, сохранять тонус.

Что актрисе Маргарите Алашеевой явно удавалось, коли была и остается она востребованной. В списке режиссеров, занимавших ее в спектаклях, - знаменитые Марк Розовский, Роман Виктюк. Встречи с ними, конечно же, памятны. Однако истинно своими считает она режиссеров Ефима Табачникова и Семена Лермана, а в последнее десятилетие - Валерия Саркисова. Столичный мастер регулярно выпускает премьеры в Нижегородском академическом театре драмы. И самая первая его работа здесь над пьесой П. Гладилина «Вышел ангел из тумана...» подарила опытной талантливой исполнительнице еще одну этапную роль. Теперь уже в череде «материнских».


Под крылом «Ангела»

Зритель открывает в этом спектакле кто сказку, кто нравоучение, кто притчу о вечно соперничающих братьях, о вечно жертвенной материнской любви. Валерий Саркисов нашел такой поворот, который увел семейную историю от банальности чисто бытовых отношений, считает Маргарита Порфирьевна.

- Действие обрело более глубокое дыхание, - подчеркивает она. - У «Ангела» есть зритель-фанат, который видел его 11 раз. Он мне говорил: на каждом представлении нечто новое идет со сцены. Да и мы, исполнители, ощущаем эту живую пульсацию. Вот в таком спектакле участвовать - радость.

К счастью, 55 лет на одних и тех же подмостках для народной артистки России Маргариты Алашеевой не обернулись скучной цифрой трудового долголетия. Скорее, это - отличная отметка (две пятерки!) увлекательного, азартного творческого приключения. Приключения, нескончаемого, которое по-прежнему манит молодую душу вперед, и опять дарит открытия. Не только ей самой. Земляки давно оценили масштаб деятельности одного из лидеров сценического дела: ее вклад в театральную жизнь региона отмечен, в частности, нижегородской областной премией имени Н. И. Собольщикова-Самарина.

- Никем, кроме актрисы, себя не представляю, - говорит Маргарита Порфирьевна. Она уверена: так было предначертано. Не зря же в далекие 50-е столь неожиданно твердо стеснительная девочка Рита настояла на допуске к экзаменам в студию. Хотя директор Горьковского театра драмы, видя перед собой существо с косичками, отговаривал. Всего через три года он же, посмотрев ее работу в дипломном спектакле, удивлялся: «И как я мог так ошибиться?».

Маргарита не ошиблась. И не ошиблись зрители, полюбив эту хрупкую женщину с легкой пластикой, твердой позицией и умным тактом истинного мастера.

 

Фото Георгия АХАДОВА

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.